Как объяснить ребенку слово “нельзя”, но не сделать его трусишкой

Все родители с удовольствием произносят приятное и желанное для детского восприятия слово «можно».

В жизни ребенка случается довольно много моментов, когда его здоровье, безопасность и, как следствие, счастье зависят не только от вовремя сказанного взрослым, но и от правильно и адекватно воспринятого ребенком слова «Нельзя».

Это слово ребенок должен научиться правильно понимать и принимать с раннего детства. По мере его взросления будет расширяться и область познания окружающей жизни, ее составляющих, ее возможностей, и наряду с позитивными впечатлениями от знакомства с жизнью будут открываться и опасные ее стороны.

Не весь детский опыт должен приобретаться путем набивания собственных шишек. Такие познания, как знакомство с кипятком, огнем, током и болью от этого знакомства обязательно должны быть косвенными, через демонстрацию того, что такое горячо, не доводя до понимания того, что такое кипяток и, как следствие, ожог.

Прямое непосредственное знакомство с опасными сторонами жизни должно быть под строгим запретом, которое четко обозначается словом «Нельзя».
Слова «спасибо» и «пожалуйста» относятся к категории детских «волшебных» слов, с помощью которых можно почти без усилий добиться желаемого.

Слово «нельзя» можно отнести к категории родительских «волшебных» слов, с помощью которых можно избежать не только нежелательного, а очень опасного происшествия.

В данной статье мы предлагаем ознакомиться с рядом правил и психологических приемов ввода этого запретительного слова в жизнь ребенка.

1

Личный пример

С самого раннего возраста надо приучать ребенка к слову «нельзя».

Также с самого начального этапа приобщения нужно внедрять главное условие обучения – правило личного примера родителей.
Особенно оно будет играть ключевую роль в подростковом возрасте, когда придется устанавливать более серьезные запреты: не курить, не брать чужого без разрешения, даже детских вещей, не выяснять отношения, не дерзить.

Как объяснить ребенку слово "нельзя"

Вы сами должны сразу приучить себя не делать то, что запрещаете ребенку.

Конечно, вы не будете тыкать пальцы в розетку, совать в рот игрушки, трогать спичку за зажженный конец. Это без особого объяснения понятные действия с явно выраженными признаками опасных последствий.

Курению, употреблению спиртного, проведению за компьютерными играми неограниченного времени, употреблению в разговоре нецензурной лексики – всего того, от чего вам бы хотелось оградить ребенка – вы должны для начала СЕБЕ сказать четко и категорично: «Нельзя!»

Бесполезно запрещать ребенку то, что вы разрешаете себе.

Если запретительные правила в семье распространяются не на всех или вообще только на ребенка, то могут сформироваться определенные психологические проблемы и в ваших отношениях с ребенком, и у него самого.

Как объяснить ребенку слово "нельзя"

Восприятие ребенком данной ситуации может пойти по двум направлениям:

  1. «Им можно, мне нельзя, потому что они плохие».
  2. «Им можно, мне нельзя, потому что я плохой».

В первом случае ребенок может направить неприятие и агрессию от себя на родителей или на сверстников, во втором – внутрь себя. В первом случае ребенок может начать разрушать социальные связи, во втором – может начаться процесс самоуничижения и саморазрушения.

2

Ограничение запретов

Чтобы запреты ребенку были эффективными, их не должно быть много в его жизни.

Запрещать целесообразно только те действия, которые могут привести:

  • К несчастному случаю, к примеру, запрет перебегать дорогу.
  • К нарушению соблюдения необходимых условий здорового образа жизни малыша, как-то: режима, питания, особенно при наличии особенностей организма или даже хронических отклонений.

Причем даже среди ограниченного, но обязательного для выполнения списка запретов и ограничений, нужно выделить такие, которые могут быть гибкими – иметь исключения: к примеру, по праздникам укладываться спать позже и получать больше сладостей.

Как объяснить ребенку слово "нельзя"

Нельзя постоянно запрещать малышу то, что необходимо для правильного природного физического и психологического развития: бегать, прыгать, кричать, рисовать.

3

Последовательность

Основные запреты не должны зависеть от настроения мамы, от того, как принимает запрет ребенок, от присутствия других членов семьи – ни от каких внешних или внутренних изменений.

Если малыш пытается нарушить запрет, даже прибегает к манипуляциям, вы должны постараться объяснить ему:

  • Причину запрета, при этом говорить надо на языке, доступном для понимания ребенка, не вдаваясь в слишком взрослую терминологию;
  • какие чувства испытывает мама при нарушении им запрета.

Как объяснить ребенку слово "нельзя"

4

Согласованность

Не только родителям ребенка, но и всем членам семьи необходимо выработать единую общую систему запретов и каждый должен неукоснительно и согласованно придерживаться ее.

Нельзя допускать, чтобы один разрешил то, что запретил другой или то, что подлежит строгому запрету.
Иначе ребенок поймет не законы слова «нельзя», а условия, при которых можно манипулировать одним из родителей.

5

Правильное выражение запрета

Важное правило: объяснить ребенку непонятное можно только с помощью понятного.

  1. Объяснить, почему опасно трогать розетку или перебегать улицу годовалому малышу лучше мимикой, жестами, эмоциональным выражением, интонацией.
  2. Ребенку постарше с начальным уровнем сознания лучше показать наглядно то, что он не может воспринять через объяснение.

Например, понятия смерть, травма для них относятся к разряду сложных для осознания. Демонстрация картинки или наглядного примера чьей-то инвалидности, может даже смерти животного на дороге, для них будет более понятным аргументом.

Как объяснить ребенку слово "нельзя"

В качестве еще одного примера.

Что такое «горячо» можно продемонстрировать путем поэтапного знакомства с различными степенями горячего состояния: от теплого до очень горячего. При этом нацелить на то, что бывает еще горячее – кипяток в чайнике или в кастрюле на плите.

Запреты должны произноситься ровным, хоть и строгим, дружелюбным тоном. Без повелительного наклонения.

6

Конструктивность

Для того чтобы избежать негативного влияния запретов на отношения с вашим ребенком, существует несколько психологических приемов:

  • Без НЕ.

Указание «не жадничай», «не капризничай» ребенком воспринимается неправильно, потому что частицу «не» он пропускает. Ребенку гораздо понятнее установка «давай поделимся», «давай договоримся».

  • Постепенное обучение слову «нельзя».

На начальном этапе малыш не поймет принцип запрещающего слова и надо указывать ему на опасность понятным ему способом.

Например, ребенок крутит конфорки – играет с плитой. Можно его унести или увести от плиты со словом: «Нельзя!».

Как объяснить ребенку слово "нельзя"

Так можно повторить несколько раз, добавив объяснение про опасность. Эффект будет произведен, и малыш запомнит.

  • «Мнимый» выбор.

Предоставить ребенку выбор одной детали, завуалировав этим выбором непосредственно само ограничение.
К примеру, не выставляя на обсуждение выбор одежды для сна, предложить выбрать пижаму по цвету. У детей создается впечатление собственного участия в принятии решения.

  • Обязательно предлагать альтернативу.

Например, если нельзя бегать по лужам в обычной одежде и обуви, то предложить альтернативу: в разрешенной одежде и босиком или в резиновой обуви. Или, к примеру, то, что не дозволено в будние дни, будет разрешено в выходные или хотя бы на праздники.

Заключение

Заключение

Но главное, чтобы ваше чуткое родительское сердце правильно подсказывало, когда и какую форму запретительно-ограничительного «нельзя» следует употребить:

  • «Нельзя никогда, ни при каких обстоятельствах»;
  • «нельзя сейчас, но будет можно…»;
  • «можно, но не сейчас».

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru



Видео к материалу



Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

4 Да Нет 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.