Кризис одного года: почему появляется и как его пережить

Психологи нередко говорят о кризисе 1-го года, как о первом серьезном переходном этапе в жизни ребенка. И если большинство наших бабушек и дедушек даже не сталкивались с этим понятием, то нынешнее поколение родителей более осведомлено о сложностях, которые ожидают их вскоре после появления малыша.

Можно ли обойти его стороной и как пережить? Об этом далее.

1

Что такое «детский кризис»

Сложилось довольно устойчивое представление о том, что детский кризис – это сложный этап, который характеризуется частыми капризами и резким перепадом настроения у ребенка.

Безусловно, чаще всего мы становимся свидетелями именно такого проявления кризиса. Но если задуматься о причинах, то становится очевидным, что толчком к изменениям послужило психологическое взросление ребенка.

В этом нет ничего страшного. Малыш растет, ежедневно впитывает в себя большое количество новой информации, и неудивительно, что, по мере накопления новых знаний, его восприятие мира меняется. А самое главное, меняется восприятие самого себя в этом мире.

Наиболее яркие переходные периоды, по мнению психологов, в возрасте 1, 3, 7 и 13–14 лет (последний из перечисленных получил в психологии название «переходного возраста»).

2

Когда это случается и сколько длится

Но вернемся к кризису первого года. Данный этап имеет очень нечеткие временные границы и длится у каждого ребенка индивидуально.

В среднем он проходит в промежутке с 8 месяцев до 1,5 лет и заканчивается постепенно.

Психологи также отмечают, что из-за разного развития у мальчиков кризис может длиться дольше, чем у девочек. Именно в этом возрасте ребенок осваивает два наиболее важных умения, которые в дальнейшем меняют всю его жизнь – это хождение и речь.

Согласитесь, довольно масштабные навыки для такого крохи. И если до этого момента перед нами был маленький беззащитный младенец, то сейчас это уже повзрослевший малыш, который все больше и больше становится похож на остальных членов семьи. И, ощущая это свое сходство, ребенок с усиленным рвением начинает осваивать новые навыки, проверяя, где же их границы.

3

С чем связан кризис

Вот здесь и присутствует тот самый, едва уловимый момент, который чаще всего и приводит к непослушанию или даже агрессии со стороны ребенка.

Причины появления – не хитроумные. Малыш, овладев новыми навыками, начинает считать себя достаточно взрослым, чтобы совершать такие же действия, как и его близкое окружение. Родители, чаще всего, еще долгое время продолжают видеть перед собой маленького беззащитного младенца, перед которым теперь, однако, появилось так много опасностей в виде острых углов, розеток, проводов и мелких деталей.

Ребенок желает изучить такие заманчивые окружающие предметы, родители же инстинктивно стремятся оградить и защитить от опасностей. Это столкновение интересов, непонимание, почему взрослым можно, а ему нельзя, и вызывает те самые капризы, о которых мы говорили выше.

4

Не стоит злоупотреблять словом «нельзя»

Чтобы оно не утеряло своей значимости, произносите его только относительно действительно опасных предметов или ситуаций. В остальных случаях, если внимание детей к какому-либо предмету все же нежелательно, пробуем отвлечь.

Это очень легко, т.к. особенностью данного возраста является то, что ребенок еще не умеет быть сосредоточен на нескольких предметах (или действиях) одновременно. И заинтересовавшись чем-то новым, малыш быстро отвлекается от старого.

Не стоит злоупотреблять словом «нельзя».

5

Поощряем любознательность, хвалим и утоляем жажду к знаниям

Здесь важно помнить, что этап, когда ребенок обращается к нам за новыми знаниями, недолог. Однако, если мы покажем ребенку, что любознательность – это очень хорошо, то в дальнейшем, во время обучения в школе, это очень облегчит жизнь и родителям, и самому ребенку.

6

Проявляем терпение, когда не можем понять речь малыша

В этом возрасте словарный запас ребенка еще очень мал. Более того, одним словом малыш может называть множество разных предметов.

Это происходит благодаря проведению ассоциаций, которые бывают понятны только самому ребенку.

Допустим, малыш запомнил, что уточка говорит «кря-кря», но увидев, однажды, картинку с уточкой, начинает все картинки называть «кря-кря». А затем, обнаружив, что картинки могут быть не только в книгах, но и, допустим, на футболках, начинает все футболки с изображениями называть «кря-кря». Таким образом, услышав одно из таких многозначных слов, бывает очень сложно понять, что же ребенок имеет в виду в данный момент.

речь малыша

И когда малыш приходит в отчаяние от того, что его речь не могут понять, не стоит на него сердиться, а пробуем мягко выстроить с малышом диалог.

7

Прислушиваемся к малышу, но не потакаем ему во всем

Ребенок быстро может усвоить, что «надавив» на родителей посильнее, можно добиться чего угодно.

Это важный период, когда малыш учится, как вести себя с другими людьми.

И важно научить его договариваться, находить правильные решения, а не только требовать, либо же, наоборот, слепо потакать чужим желаниям.

8

Обеспечиваем разнообразную познавательную среду

Это период, когда ребенок жаждет скорейшего знакомства с окружающим миром. Многообразие товаров детских магазинов поражает: это и пальчиковые краски, и различные сортеры, и познавательные книжки с окошками.

Однако, не меньший восторг у ребенка этого возраста вызовут игры с кастрюлями и ложками, шуршащей бумагой, совместной с крышками от баночек и многими другими предметами, которые найдутся в каждом доме.

Заключение

Заключение

Главной особенностью данного возраста является постоянная жажда знаний и открытий. Малыш с интересом впитывает любую новую информацию, учится складывать свое мнение о тех или иных вещах, узнает о разнообразии жизни. И нам, как родителям, досталась важная роль – быть его проводником во взрослую жизнь. Научить видеть возможности, а не только ограничения.

Детский психологический кризис свидетельствует о том, что определенный «багаж» знаний о мире ребенок уже получил, теперь необходимо его осмысление, чтобы понять, как правильно жить дальше.

И поддержка мудрого взрослого, понимающего всю важность данного периода, самое важное, что может получить ребенок.


Видео к материалу



Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

1 Да Нет 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.