Режим дня годовалого ребенка по часам: сон, кормление, прогулки, развивающие игры

Режим дня – это четкий распорядок, предназначенный для развития и правильного функционирования организма. Приучать к режиму нужно как можно раньше.

Не все родители понимают важность составления распорядка дня годовалого малыша. Тем не менее, ученые доказали, что отсутствие режима вредит младенцам:

  • Несоблюдение правил приема пищи вызывают проблемы с ЖКТ, нарушается функционирование поджелудочной железы, появляются запоры.
  • Отсутствие режима сна приводит к недосыпаниям. Для годовалых детей это опасно нарушением функций нервной системы.
  • Ухудшается работа сердечно-сосудистой системы, вследствие, несвоевременного получения питательных веществ и витаминов.
  • Замедляется рост.
  • Ухудшается иммунитет. Ребенок будет часто болеть.

Соблюдение правильного режима позволяет организму малыша подготовиться к действию с минимальной затратой энергии.

Грамотно составленный распорядок развивает дисциплинированность, пунктуальность, чувство времени, повышает работоспособность и умственную активность.

Режим дня годовалого ребенка не следует нагружать сложными занятиями. Постарайтесь чередовать физическую и умственную активность.

В статье приведен примерный режим дня для грудничка. Вы можете распечатать таблицу или, ориентируясь на нее, вместе с педиатром составить собственный вариант, учитывая развитие своего чада.

1

Особенности возрастного периода

Физическое развитие

  • Постоянная необходимость проверки возможностей своего тела. Ребенку необходимо постоянно быть в движении. Ходить или ползать везде и всюду, осиливать сходы, новые дорожки, новые места. Важно не запрещать ребенку постоянно быть в движении. В этот период важно развивать навыки ходьбы.
  • Малышу интересно двигать вещи из одного места в другое, понимать, как это происходит (он ведь только познает возможности этого мира и тела).

Не пугайтесь, если он собирается поднять какие-то большие вещи. Поднять он все равно не сможет, но на практике поймет, что физические данные у него пока ограничены.

  • Преодолевать препятствия – малыш часто хочет что-то перепрыгнуть, переползти. В этот период можно соорудить для него трамплины, горки или туннели с коробок, например.
  • Желание разбрасывать вещи, дробить, разбирать их на части. Таким навыком он узнает пространство мира, поэтому не стоит его сдерживать. А после 1,5 годика появится желание все «упорядочить», он будет складывать вещи по местам, ощущать необходимость порядка.
  • Развивается моторика – ребенок учится брать и выбирать мелкие предметы, помещать их в коробку, бутылки, развивать панцирный захват (способность брать вещи с помощью большого, указательного и среднего пальцев). Также учится одеваться и раздеваться самостоятельно.

Важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Этот процесс положительно сказывается на улучшению работы мозговой деятельности.

Психическое развитие

  • Необходимость подражать – расчесывать волосы, как мама, читать газету, как папа. В этот период он очень наблюдателен.
  • Развитие эмоций – удивление, грусть, радость, хитрость. Учится пользоваться и выражать разнообразные эмоции.
  • Ощущение независимости – развиваясь физиологически, способность самостоятельно ходить, передвигать предметы, вызывает в ребенке самостоятельность, и он все чаще хочет делать что-то сам.
2

Примерный режим дня по часам (таблица)

Время Действие
6.00-6.30 Подъем, кормление (грудью или смесь).
6.30-10.00 Умывание, чистка зубок, легкая утренняя зарядка.
10.00-10.30 Небольшой прием пищи (кашка, пюре).
10.30-12.00 Сон.
12.00-14.00 Прогулка.
14.00-14.30 Обед.
14.30-15.30 Игры (рисование, лепка, чтение книг, разрисовка).
15.30-17.00 Сон.
17.00-18.00 Подвижные игры (жмурки, догонялки т.д.).
18.00-18.30 Ужин.
18.30-20.30 Прогулка.
20.30-22.00 Игры со всеми членами семьи, купание.
22.00-22.30 Легкий ужин (пюре, смесь).
22.30-6.00 Сон.
3

Режим сна

Нормы сна ребенка этого возраста – 13-14 часов в день. Из них 11-12 часа – это ночной сон, 2-3 – дневной.

Время, когда ребенок более энергичен, индивидуальное и зависит от физиологических и психических особенностей малыша.

В среднем продолжительность бодрствования ребенка – 3-4 часа в день.

Дневной сон лучше разбить на 2 раза по 1-1,5 часа. Или на первый длинный сон, а второй – 30-35 минут.

Важно, чтобы основная физическая или игровая нагрузка на ребенка была сразу после сна. В этот период они бодры. Творческие занятия оставлять на период перед сном.

4

Кормление и прикорм

Калорийность дневной пищи ребенка – 1100-1300 Ккал.

На 1 кг веса малыша должно быть:

  • Углеводы 15-16 г
  • Белки 4-5 г
  • Жиры 4-5 г

ребенок кушает с бутилочки

Помимо кормления грудью и смесями, необходимо вводить «прикорм» обычных продуктов. В меню годовалой крохи должны входить:

  • мясо (субпродукты, курица, нежирная свинина);
  • яйца (только с 22 го месяца);
  • рыба;
  • сливочное масло;
  • овощи (сырые только с 18 го месяца);
  • фрукты;
  • молочные продукты (молоко только с 22 го месяца);
  • каши.
Врачи рекомендуют 4-5 приемов пищи в день в строго определенное время.

Перекусы нежелательны. Сладости давать нельзя. Если уж такая необходимость возникла, лучше дать ребенку овощ или фрукт в виде пюре.

5

Прогулки и физические нагрузки

Усовершенствование ходьбы
  • Ходьба под наклоном, когда малыш слегка наклоняется вправо или влево. В первое время придерживайте ребенка, чтобы он не потерял равновесие.
  • Под горку – хорошо развивает мышцы ног. Начинать следует с 3 минут, постепенно увеличивая время.
  • По тропинке босиком – предотвращает развитие плоскостопия. Перед прогулкой проследите, чтобы на земле не было острых предметов.
  • Переставной шаг – полезен для развития икроножных мышц.
  • С переменными темпами – переход с бега на ходьбу или наоборот. Можно делать под музыку. Например, под быструю бежать, под медленную – идти. Так у ребенка будет развиваться чувство ритма.
Развитие равновесия и его ощущение Катание на качелях, ползание, залезание на предметы (скамейки, стулья, диван, кровать).
Усовершенствование лазания Игра в животных (когда ребенок изображает названное животное), ползания по туннелям.
Развитие моторики рук Перестановка игрушек, собирание мелких предметов, игры с пуговицами.
6

Гигиенические процедуры

  • После смены подгузника всегда подмывайте малыша проточной водой.

Не используйте влажные салфетки – это может привести к воспалительным процессам половых органов.

  • Если вы кормите грудью, купать ребенка нужно до кормления. Если ребенок не нуждается в материнском молоке, купать можно непосредственно перед сном.

Важно, чтобы в помещении для купания было тепло, иначе ребенок простудится.

  • После года, ребенок должен сам учиться тому, что по утрам нужно умываться. Но после умывания пройдитесь мокрым ватным диском по лицу. Если загноились глаза, вытрите раствором борной кислоты (1,5 чайной ложки на 250 мм. теплой кипяченой воды.)
  • Если появилось раздражение, используйте присыпку или детский крем.
  • Чистить зубы ребенку необходимо. После года он уже способный это делать сам.

Щетка должна быть мягкая, небольшая и с ограничителем на ручке, который не позволяет запихнуть ее глубоко в рот. В зубной пасте не должно быть красителей, ароматизаторов.

ребенок чистит зубы

7

Развитие ребенка: занятия и игры

Игры з ребенком после года должны быть познавательными, развивающие. В этот период он энергичен, поэтому вам нужно направить энергию в нужное русло.

«Мое тело»

Дотрагивайтесь или показывайте свои части тела и называйте их, или просите назвать ребенка.

Пример:

Покажите свои руки и скажите: «Это мои руки, а где твои?», – ребенок должен в ответ показать свои. Делайте это игриво, улыбаясь, используйте рифму, напевайте вопрос. Ребенку не должно быть скучно.

Игра с зеркалом

Станьте с малышом возле зеркала и выдавайте разные эмоции (можно делать это под музыку): смех, кривляние, удивление, строгость, плач. Эта игра научит узнавать свои эмоции.

Рисование

Рисование цветными карандашами или мелом помогают развить в ребенке восприятия цвета, форм, линий. Обязательно рисуйте вместе с малышом, показывая как нужно держать карандаш, как рисовать линии, кружочки. Необходимо хвалить ребенка. В этом случае вам помогут наши пошаговые инструкции рисования.

Работа с игрушками

Перенося игрушки с одного места в другое, ребенок больше понимает пространство, объемы. На практике он видит, что маленькие предметы можно поставить в большие (например, игрушки в коробку), а наоборот – нет.

Игра с едой

Нюхайте разнообразную еду и называйте ее.

Например:

«Это апельсин. Понюхай, вкусно пахнет?».

8

Советы педиатра Евгения Комаровского

Распорядок дня малышу нужен для того, чтобы далее было проще приспособиться к садику, школе.
  • Питание нужно заранее сопоставить с режимом в садике. Так как в привычное время для еды у ребенка уже будет вырабатываться желудочный сок. И если режимы не совпадут, сок выделится в пустой желудок, что может привести к появлению гастрита или язвы.
  • Прогулка на свежем воздухе важна для ребенка, даже когда он болеет. Но если у малыша температура, от прогулок стоит отказаться.
  • Режим дня во время болезни можно менять. Если он до болезни был строгий, то, выздоровев, малыш быстро вернется в обычную колею.
Заключение

Заключение

У малышей после года уже больше потребностей познавать мир и себя, а их физиологическое развитие дает для этого больше возможностей. В этот период важно поддерживать его в играх, вопросах, прогулках, стать для него напарником в исследовании этого удивительного мира.

Соблюдая режим дня, вы подготовите малыша к распорядку в школе, что поможет быстрее адаптироваться в новых условиях.


Видео к материалу



Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

1 Да Нет 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *