Причины школьной тревожности у ребенка, и методы решения проблемы

Школьная тревожность – это повышенное беспокойство во время учебы в классной обстановке. Ребенок находится в ожидании чего-то плохого, боится отрицательных оценок, насмешек одноклассников. Ученик живет с чувством неполноценности, неуверенности в своих поступках. Как ее распознать и устранить, мы расскажем в статье. Вначале рассмотрим причины, из-за которых возникает это состояние.

1

Учебная перегрузка

Родителям нужно знать, что после шести учебных недель у детей наблюдается снижение работоспособности и возрастание уровня тревожности. Ребенок нуждается в отдыхе. К сожалению, график школьных каникул не совсем учитывает этот фактор.

Если вы заметили сильное снижение в работоспособности ребенка, постарайтесь, организовать ему полноценный отдых хотя бы три дня.

Влияние на перегрузку ребенка и повышение тревожности могут создать и загруженная занятиями школьная неделя. Наиболее работоспособным для первенца есть дни со вторника по четверг. Для полноценного восстановления сил должен быть хотя бы один день свободный от учебы. В том числе и от домашних заданий, и от внешкольных занятий.

shkolnaja trevozhnost

2

Невозможность освоить учебный материал

Проблемы с усвоением школьного материала могут быть связаны с несоответствием уровня развития ученика и уровнем школьных программ. Это особенно часто встречается в учеников престижных школ – гимназий, лицеев. Так же с несформированостью психических функций ребенка.

По статистике высокий уровень тревожности имеют ученики с низкими и высокими балами. Дети, которые тянут программу на средние балы, более эмоционально устойчивы по сравнению с теми, кто ожидает получить высокие оценки.

3

Завышенные ожидания со стороны родителей

Родители часто ждут от школьников высоких баллов. В то же время оценка является не только результатом знаний и стараний ребенка, а часто и результатом отношений между учителем и школьником. Родители об этом часто забывают и не оказывают эмоционально поддержки, даже если дитя  добивается результатов в учебе, но они не подкреплены оценкой.

В дальнейшем может сформироваться синдромом хронической неуспешности.

4

Плохие отношения с учителями

Могут быть результатом  стиля взаимодействия учителя с учащимися. Например, в учителя с высокими требованиями, с жесткой дисциплиной в классе, склонного к резкой оценке ошибок ученика, девочка или мальчик будет испытывать тревогу при ответах или у доски. Может быть конфликт с учителем.

5

Смена школы или проблемы со сверстниками

Переход в другую школу сам по себе для ребенка является сильным стрессом. Особенно тяжело переживают смену школьного коллектива тревожные дети. Так как ученику необходимо по-новому завоевать свое место в классном коллективе. Неуспешность во взаимодействии с одноклассниками формирует чувство тревожности.

shkolnaja trevozhnost

6

Как распознать тревожность

Проявления тревожности

  1. Учитель жалуется, что ученик невнимательный.
  2. Ребенок не хочет ходить в школу.
  3. Школьнику стало тяжело справляться с домашними заданиями. Он все время отвлекается.
  4. Задания стали вызывать сильное беспокойство.
  5. Излишняя старательность при выполнении домашних заданий. Особенно если ребенок стал многократно переписывать задания.
  6. Сын (дочка) стал застенчивым.
  7. Ваш ученик плохо спит, тяжело засыпает, ему стали сниться кошмары.
  8. У него часто холодные руки, плохое пищеварение, усилилось потоотделение. Пропал аппетит. Его беспокоят беспричинные головные боли.
  9. Появились страхи. Он стал беспокойным, часто расстраивается и плачет.
  10. Стал неуверенным в себе, боится новых дел.
  11. Появилась беспричинная агрессия и раздражительность.

shkolnaja trevozhnost

Если вы заметили те или иные проявления, обратитесь за консультацией к школьному психологу.

Методы диагностики

Психолог может предложить пройти диагностику уровня школьной тревожности, для изучения состояния ребенка следующими методиками:

  1. Опросник школьной тревожности Филлипса. Методика позволяет оценить уровень школьной тревожности, а также узнать в каких сферах школьной жизни она наиболее высокая. Данный опросник используют для определения  уровня школьной тревожности детей младшего и среднего школьного возраста.
  2. Для подростков 8–11 класса психолог проведет диагностику по “шкале социально-ситуативной тревожности” Кондаша. Преимущество этой методики заключается в том, что с ее помощью будет выявлено, что является для ученика основными источниками тревоги.
7

Как себя вести с ребенком

  1. Сравнивайте успехи ребенка только с его прежними результатами, а не с успехами других детей;
  2. Почаще обнимайте ребенка;
  3. Всегда хвалите за хорошо выполненную работу;
  4. Пересмотрите свои требования и уменьшите их;
  5. Избегайте делать ребенку замечания;
  6. Забудьте про наказания.

shkolnaja trevozhnost

8

Родителям первоклассника

  • Проявляйте заинтересованность в школьных делах. Относитесь серьезно к его достижениям.
  • Разъясните ребенку школьные правила и нормы поведения.
  • Ваше чадо имеет право на ошибку. Сконцентрируйтесь на его достижениях, а не на промахах. Так вы поддержите его стремление к успеху.
  • Соблюдайте режим дня.
  • Проконсультируйтесь со школьным психологом, расспрашивайте об успехах ребенка его учителей.
  • Помните, что первый учитель имеет большое значение в жизни человека. Часто мнения педагога становится более важным, чем мнение родителей. Отнеситесь к этому с пониманием. Уважайте отношения ученика со своим учителем.
  • Не загружайте ребенка внеклассной деятельностью. У первоклассника должно быть достаточно времени для отдыха и игр.

shkolnaja trevozhnost

9

Родителям учеников 5-9 класса

  1. Развивайте самостоятельность и ответственность ребенка. У него также должны быть домашние обязанности.
  2. Контролируйте, как ваш ученик справляется со школьной жизнью. Но помните, что контроль для подростка выглядит как гиперопека родителей. Поэтому он должен быть незаметным.
  3. Поддерживайте авторитет учителя, в то же время прислушивайтесь к мнению ребенка.
  4. Дайте возможность ему самому выбирать себе друзей. У него должно быть время для свободного общения с ними.
  5. Проследите, чтобы школьник через каждые 40-50 минут делал перерыв между занятиями, чтобы не допустить состояния «хронической усталости».Посоветуйте чередовать выполнение домашних заданий естественных и гуманитарных предметов.
  6. Разрешите работать над выполнением домашних заданий с музыкальным фоном. Шумовой фон для некоторых людей является необходимостью для сосредоточения.

10

Родителям детей 10-11 класса

  • Важно организовать здоровое питание. Время экзаменов – период повышенного стресса, что может вызвать развитие сердечно-сосудистых заболеваний и особенно желудочно-кишечного тракта.
  • При подготовке к экзаменам важно все успеть. Научите подростка рационально планировать свое время, а также распределять оптимально общую нагрузку. Важно оставлять время для отдыха, полноценного сна и общения.
  • Помогите ребенку с профессиональным самоопределением. Обсудите с ним планы на будущее. Помочь с профориентацией помогут психологи с биржи труда, которые могут провести соответствующие тестирование.
  • Стройте свои отношения на партнерских началах.
Заключение

Заключение

Каждый ребенок в школе время от времени испытывает тревогу. В некоторой степени она служит для мобилизации сил, умений, знаний. Подталкивает его к желанию совершенствоваться, познавать новое. Но важно, чтобы тревога не должна выходила за грань, после которой ребенок, не сможет самостоятельно справится с ней. Поэтому уделяйте достаточно внимания своим детям, чтобы не допустить появления проблемы.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

1 Да Нет 0