Школьная тревожность – это повышенное беспокойство во время учебы в классной обстановке. Ребенок находится в ожидании чего-то плохого, боится отрицательных оценок, насмешек одноклассников. Ученик живет с чувством неполноценности, неуверенности в своих поступках. Как ее распознать и устранить, мы расскажем в статье. Вначале рассмотрим причины, из-за которых возникает это состояние.
Учебная перегрузка
Родителям нужно знать, что после шести учебных недель у детей наблюдается снижение работоспособности и возрастание уровня тревожности. Ребенок нуждается в отдыхе. К сожалению, график школьных каникул не совсем учитывает этот фактор.
Если вы заметили сильное снижение в работоспособности ребенка, постарайтесь, организовать ему полноценный отдых хотя бы три дня.
Влияние на перегрузку ребенка и повышение тревожности могут создать и загруженная занятиями школьная неделя. Наиболее работоспособным для первенца есть дни со вторника по четверг. Для полноценного восстановления сил должен быть хотя бы один день свободный от учебы. В том числе и от домашних заданий, и от внешкольных занятий.
Невозможность освоить учебный материал
Проблемы с усвоением школьного материала могут быть связаны с несоответствием уровня развития ученика и уровнем школьных программ. Это особенно часто встречается в учеников престижных школ – гимназий, лицеев. Так же с несформированостью психических функций ребенка.
По статистике высокий уровень тревожности имеют ученики с низкими и высокими балами. Дети, которые тянут программу на средние балы, более эмоционально устойчивы по сравнению с теми, кто ожидает получить высокие оценки.
Завышенные ожидания со стороны родителей
Родители часто ждут от школьников высоких баллов. В то же время оценка является не только результатом знаний и стараний ребенка, а часто и результатом отношений между учителем и школьником. Родители об этом часто забывают и не оказывают эмоционально поддержки, даже если дитя добивается результатов в учебе, но они не подкреплены оценкой.
В дальнейшем может сформироваться синдромом хронической неуспешности.
Плохие отношения с учителями
Могут быть результатом стиля взаимодействия учителя с учащимися. Например, в учителя с высокими требованиями, с жесткой дисциплиной в классе, склонного к резкой оценке ошибок ученика, девочка или мальчик будет испытывать тревогу при ответах или у доски. Может быть конфликт с учителем.
Смена школы или проблемы со сверстниками
Переход в другую школу сам по себе для ребенка является сильным стрессом. Особенно тяжело переживают смену школьного коллектива тревожные дети. Так как ученику необходимо по-новому завоевать свое место в классном коллективе. Неуспешность во взаимодействии с одноклассниками формирует чувство тревожности.
Как распознать тревожность
Проявления тревожности
- Учитель жалуется, что ученик невнимательный.
- Ребенок не хочет ходить в школу.
- Школьнику стало тяжело справляться с домашними заданиями. Он все время отвлекается.
- Задания стали вызывать сильное беспокойство.
- Излишняя старательность при выполнении домашних заданий. Особенно если ребенок стал многократно переписывать задания.
- Сын (дочка) стал застенчивым.
- Ваш ученик плохо спит, тяжело засыпает, ему стали сниться кошмары.
- У него часто холодные руки, плохое пищеварение, усилилось потоотделение. Пропал аппетит. Его беспокоят беспричинные головные боли.
- Появились страхи. Он стал беспокойным, часто расстраивается и плачет.
- Стал неуверенным в себе, боится новых дел.
- Появилась беспричинная агрессия и раздражительность.
Если вы заметили те или иные проявления, обратитесь за консультацией к школьному психологу.
Методы диагностики
Психолог может предложить пройти диагностику уровня школьной тревожности, для изучения состояния ребенка следующими методиками:
- Опросник школьной тревожности Филлипса. Методика позволяет оценить уровень школьной тревожности, а также узнать в каких сферах школьной жизни она наиболее высокая. Данный опросник используют для определения уровня школьной тревожности детей младшего и среднего школьного возраста.
- Для подростков 8–11 класса психолог проведет диагностику по “шкале социально-ситуативной тревожности” Кондаша. Преимущество этой методики заключается в том, что с ее помощью будет выявлено, что является для ученика основными источниками тревоги.
Как себя вести с ребенком
- Сравнивайте успехи ребенка только с его прежними результатами, а не с успехами других детей;
- Почаще обнимайте ребенка;
- Всегда хвалите за хорошо выполненную работу;
- Пересмотрите свои требования и уменьшите их;
- Избегайте делать ребенку замечания;
- Забудьте про наказания.
Родителям первоклассника
- Проявляйте заинтересованность в школьных делах. Относитесь серьезно к его достижениям.
- Разъясните ребенку школьные правила и нормы поведения.
- Ваше чадо имеет право на ошибку. Сконцентрируйтесь на его достижениях, а не на промахах. Так вы поддержите его стремление к успеху.
- Соблюдайте режим дня.
- Проконсультируйтесь со школьным психологом, расспрашивайте об успехах ребенка его учителей.
- Помните, что первый учитель имеет большое значение в жизни человека. Часто мнения педагога становится более важным, чем мнение родителей. Отнеситесь к этому с пониманием. Уважайте отношения ученика со своим учителем.
- Не загружайте ребенка внеклассной деятельностью. У первоклассника должно быть достаточно времени для отдыха и игр.
Родителям учеников 5-9 класса
- Развивайте самостоятельность и ответственность ребенка. У него также должны быть домашние обязанности.
- Контролируйте, как ваш ученик справляется со школьной жизнью. Но помните, что контроль для подростка выглядит как гиперопека родителей. Поэтому он должен быть незаметным.
- Поддерживайте авторитет учителя, в то же время прислушивайтесь к мнению ребенка.
- Дайте возможность ему самому выбирать себе друзей. У него должно быть время для свободного общения с ними.
- Проследите, чтобы школьник через каждые 40-50 минут делал перерыв между занятиями, чтобы не допустить состояния «хронической усталости».Посоветуйте чередовать выполнение домашних заданий естественных и гуманитарных предметов.
- Разрешите работать над выполнением домашних заданий с музыкальным фоном. Шумовой фон для некоторых людей является необходимостью для сосредоточения.
Родителям детей 10-11 класса
- Важно организовать здоровое питание. Время экзаменов – период повышенного стресса, что может вызвать развитие сердечно-сосудистых заболеваний и особенно желудочно-кишечного тракта.
- При подготовке к экзаменам важно все успеть. Научите подростка рационально планировать свое время, а также распределять оптимально общую нагрузку. Важно оставлять время для отдыха, полноценного сна и общения.
- Помогите ребенку с профессиональным самоопределением. Обсудите с ним планы на будущее. Помочь с профориентацией помогут психологи с биржи труда, которые могут провести соответствующие тестирование.
- Стройте свои отношения на партнерских началах.
Заключение
Каждый ребенок в школе время от времени испытывает тревогу. В некоторой степени она служит для мобилизации сил, умений, знаний. Подталкивает его к желанию совершенствоваться, познавать новое. Но важно, чтобы тревога не должна выходила за грань, после которой ребенок, не сможет самостоятельно справится с ней. Поэтому уделяйте достаточно внимания своим детям, чтобы не допустить появления проблемы.