Как работают основные механизмы памяти

Суть памяти человека состоит в восприятии им информации, ее сохранении и воспроизведении при необходимости прошлого опыта.

Память выступает связующим звеном между прошлым человека, его настоящим и будущим. Фактически без нее человек не мог бы познавать мир, а, соответственно, и обучаться и развиваться. Все, что он воспринимает органами чувств (зрением, слухом, осязанием, нюхом, вкусовыми рецепторами), и есть его память.

Как же получается, что мы не запоминаем всей информации? Процессы мозга действуют так, чтобы сохранять лишь то, что нам важно. Далее мы рассмотрим подробно, как это происходит.

1

Механизм запоминания

Существуют два основных типа памяти: кратковременная и долговременная.

Кратковременная

Удерживает небольшой объем информации после короткого восприятия и быстрого воспроизведения.

Хранится информация от 5 секунд до 1 минуты.

Благодаря данному типу памяти сразу отбрасывается не нужная и не полезная информация, что защищает мозг человека от перегрузок. Считается, что емкость у каждого сугубо индивидуален.

Долговременная

Удерживает огромный объем информации, которая поступает после фиксации на ней внимания от 1 минуты и больше. Способствует этому, например, частое повторение.

mehanizmy i svojstva pamjati

Механизм запоминания

Это переход от кратковременной памяти к долговременной. То есть, после прохождения информации через кратковременную, остается только та, которая потенциально нужна и полезна, и она сохраняется в мозге.

2

Процессы

Память – сложный процесс, который предполагает участие множества систем организма. Она имеет несколько отдельных этапов, которые регулируют работу мозга.

  • Запоминание

    Фиксация внимания на определенной, воспринимаемой информации и последующем ее сохранении. Считается, что мы хорошо запоминаем то, что нам интересно либо жизненно важно.

  • Хранение

    Процесс, при котором воспринятая информация в первоначальном или в переработанном виде остается в головном мозге на длительное время и может использоваться им в любой момент.

  • Воспроизведение

    Воссоздание человеческой памятью образа из ранее воспринятой и сохраненной информации.

  • Узнавание

    Восприятие какого-либо объекта либо информации, представление о котором уже было сформировано ранее.

  • Забывание

    Процесс противоположен хранению. При нем ранее воспринятая и сохраненная информация не может быть использована.

3

Основные законы памяти

Закон

Характеристика

Забывания Человек быстрее всего забывает заученный материал в первые часы и медленнее в последующие часы и дни.
Незавершенности Лучше всего запоминается информация, связанная с его незавершенными делами, чем та, что касается завершенных дел.
Осмысления Глубокое осмысление материала способствует лучшему его запоминанию.
Интереса Чем выше интерес к информации, тем легче она запоминается.
Установки Конкретная и четкая задача способствует лучшему усвоению материала.
Края Человек лучше запоминает ту информацию, что следует в начале и в конце текста, и хуже ту, которая в середине.
Контекста Лучше запоминается информация, связанная с какими-либо другими яркими впечатлениями.
Объема знаний Больше знаний и навыков в определенной области, сфере деятельности, помогают лучше запоминать новый материал.
Оптимальной длины запоминаемого ряда Превышение длины ряда информации перед объемом кратковременной памяти запоминается хуже.
Торможения Чтобы лучше усвоить информацию, необходимо делать паузы, так как в дальнейшем запоминание затормаживает сохранение того, что было усвоено ранее.
Повторения Чем больше и чаще человек повторяет определенную информацию, тем лучше он ее запоминает.
4

Свойства

Основными свойствами памяти человека являются:

  • Объем или емкость;
  • скорость протекания запоминания;
  • длительность хранения;
  • точность воспроизведения;
  • скорость воспроизведения.
5

Индивидуальные различия памяти у людей

Память каждого отдельно взятого человека следует рассматривать с учетом особенностей и свойств, присущих отдельно взятой личности.

Различия функционирования может проявляться в скорости запоминания, точности и объеме запоминаемого материала, точности и легкости воспроизведения. Доминирующий вид памяти (зрительной, слуховой, двигательной), определяет, в каком виде материал будет лучше воспринят человеком.

mehanizmy i svojstva pamjati

Важно отметить, что развиваются те виды памяти, которые человек чаще всего использует.

Также на память влияют интересы и склонности человека, физическое и эмоциональное состояние, прилагаемые им волевые усилия, отношение к виду деятельности.

6

Связь с другими психическими процессами

Память связана с такими процессами человеческого организма как внимание, ощущения, мышление, речь, воображение, интеллект и эмоции:

  1. Внимание позволяет отбирать осознанно информацию для запоминания.
  2. Запоминается поступающая через ощущения информация.
  3. Запоминание связано со степенью развитости процессов мышления.
  4. Речь извлекает информацию из памяти, а сохраненная информация представлена образами слов.
  5. Воображение базируется на уже существующих в сознании образов, которые можно изменить процессом мышления.
  6. Интеллект зависит от памяти, так как является совокупностью мыслительных программ.
  7. Лучше запоминается та информация, которая вызывает наиболее сильные и яркие эмоции.
7

Что приводит к нарушению процессов

Нарушения памяти – это состояния, когда человек не может полноценно воспринимать и использовать информацию. Может быть множество причин: от эмоционального перенапряжения и до заболеваний или поражений головного мозга. Каждый отдельный случай нарушения памяти сугубо индивидуален и рассматривается отдельно, учитывая все причинно-следственные факторы. Одними из самых распространенных могут быть:

  • Стрессы, переутомления;
  • нездоровый и малоподвижный образ жизни;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • разные черепно-мозговые травмы;
  • опухоли в головном мозге;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психические заболевания;
  • врожденная умственная отсталость.

mehanizmy i svojstva pamjati

При обнаружении малейших нарушений нужно сразу обращаться к квалифицированным специалистам. Многие серьезные заболевания на начальных стадиях выглядят безобидно. Но как раз в этот момент назначенная специалистом терапия будет наиболее эффективна. Самолечение в данном случае категорически противопоказано.

Заключение

Заключение

Память играет необходимую роль для полноценной жизни каждого человека. Нарушения лучше предупредить, чем лечить. Поэтому следует заниматься тренировкой памяти в любом возрасте.

Лучшей профилактикой проблем является активный образ жизни. Полезны обыкновенные прогулки на свежем воздухе, не тяжелый труд, легкая гимнастика.

При регулярном выполнении таких мероприятий улучшается кровоснабжение головного мозга, кроме того, укрепляется физическое тело и улучшается самочувствие. Такая активная деятельность сопровождается восприятием и переработкой большого объема информации и тренирует концентрацию внимания и запоминания.

Нужно отказаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), установить режим чередования работы и отдыха, откорректировать режим сна, чтобы полноценно отдыхать и высыпаться, быть социально активным, посильно участвовать в жизни общества, поддерживать отношения с друзьями и близкими.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 0