Как проявляется деменция у детей и что делать, чтобы помочь ребенку

Сидеть, ползать, ходить и разговаривать мы начинаем примерно в одном возрасте. Однако бывает, что навыки, которые были приобретены к определенному возрасту и успешно применялись ребенком, вдруг утрачиваются. Состояние распада уже сложившихся психических процессов может свидетельствовать о детской деменции.

О причинах появления этой патологии в детском возрасте, о ее симптоматике и возможных методах лечения, вы узнаете из этой статьи. Также поговорим об осложнениях и профилактике слабоумия.

1

Как отличать деменцию от олигофрении

Деменция в переводе с латинского – “утрата ума”. Не стоит путать ее с олигофренией, как бы на первый взгляд не была похожа симптоматика.

  1. Деменция и олигофрения – результат поражения центральной нервной системы, но в первом случае это поражение локально, во втором – страдает вся психическая деятельность.
  2. Для деменции характерно прогрессирование симптомов до полного распада личности. Интеллектуальные возможности человека, родившегося с олигофренией, таковыми и останутся.
  3. Деменция, как и олигофрения, может быть врожденной, но проявиться в более позднем возрасте.
2

Причины развития деменции

  1. Инфекции головного мозга – менингококковая инфекция, микробактерии туберкулеза, энцефалит, осложненные корь, краснуха, паротит, другие инфекционные заболевания нервной системы, поражающие интеллект.
  2. Серьезные черепно-мозговые травмы.
  3. Нарушение мозгового кровообращения.
  4. ВИЧ-инфекция.
  5. Отравление медицинскими препаратами.
  6. Опухоли головного мозга.
  7. Вследствие генетических заболеваний.
3

Симптоматика в разном возрасте

Период раннего детства (от года до 3-х лет)

Деменция проявляется потерей уже приобретенных умений.

  1. Ребенок перестает говорить.
  2. Не может пользоваться столовыми приборами, хотя до проявления заболевания умело держал в руках ложку и вилку.
  3. По мере прогрессирования деменции снижается двигательная активность, а позже ребенок и вовсе разучивается ходить.
  4. Страдает эмоциональная сфера – появляются симптомы аутизма, теряется чувство близости с родителями и другими близкими.
  5. Наблюдаются изменения в поведении ребенка – от возбудимости и агрессии по отношению к окружающим, до немотивированной радости.

В дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет)

Деменция выражается в искажении процесса ведущего вида деятельности для дошкольников – в игре.

  • Игра становится бессюжетной и однообразной;
  • Характерна утрата ранее приобретенных когнитивных навыков;
  • Патологические изменения поведения.

В младшем школьном возрасте (от 7-ми до 11-ти лет)

Выражается в нарушении памяти.

  1. Ранее приобретенные знания забываются, а новые не усваиваются.
  2. Страдают познавательные процессы: внимание и мышление.
  3. Такие дети очень быстро устают.
  4. Сложно адаптируются к школьным условиям.
  5. Имеют стойкие поведенческие нарушения.
Эти факторы делают невозможным обучение детей в общеобразовательных классах.

В подростковом возрасте (от 11-ти до 18-ти лет)

Проявляется эмоционально-волевыми расстройствами.

  1. Девиантное поведение детей с приобретенным слабоумием отражается в социальной дезадаптации.
  2. Социально-правовые нормы не воспринимаются подростками как обязательные и не усваиваются в процессе взросления.
  3. Поведенческие нарушения могут проявляться в виде беспорядочных половых связей подростков, в аффективных реакциях с проявлением агрессии как вербальной, так и невербальной.
  4. Кроме эмоционально-волевых нарушений страдают и когнитивные процессы – внимание, память, мышление, речь.
Почитать в тему:
4

Виды детской деменции

Резидуально-органическая (вторичная)

  1. Является следствием и остаточным проявлением различных поражений развивающегося головного мозга.
  2. Динамика патологических изменений будет зависеть от возраста, в котором ребенок перенес травму. Например, вследствие церебральных поражений в школьном возрасте. Наблюдается не только резкий контраст между теми знаниями, который ребенок приобрел до поражения ЦНС, но и его когнитивными возможностями в посттравматическом периоде.
  3. Процесс распада личности, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения опережают патологические изменения познавательных процессов – это связано с тем, что у детей и подростков не закреплены социальные нормы поведения.  Соответственно, чем раньше ребенок перенес заболевание, поразившее головной мозг, тем ярче буде клиническая картина резидуально-органической деменции.
  4. Наряду с нарушениями интеллектуальной деятельности повышаются инстинктивные влечения (сексуальность, прожорливость), поведение бесцельно и непоследовательно, отсутствует критичность к своему состоянию и, часто, инстинкт самосохранения.

Прогрессирующая деменция

Связана с некоторыми наследственными заболеваниями, которые могут проявиться не с рождения, а намного позже.

В  случаях генетически обусловленной деменции, симптомы прогрессируют по мере развития самого заболевания.

Болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Ретта, лейкодистрофии и другие наследственные заболевания вызывают нейропсихологический дефект прогрессирующего характера.
Болезнь Характеристика
Болезнь Ньюмана-Пика Вследствие нарушения обмена веществ, которое вызывается данным заболеванием, в организме человека, в том числе головном мозге, скапливается большое количество липидов, что приводит к интеллектуальным патологиям. Чаще всего болезнь проявляется в подростковом возрасте.
Болезнь Лафора Редкое генетическое заболевание, при котором головной мозг, а также внутренние органы, поражают микроскопические структуры, так называемые тельца Лафора, которые вызывают прогрессирующее слабоумие.

Продолжительность жизни при болезни Лафора – от двух до десяти лет.

Синдром Ретта Генетическое заболевание, поражающее центральную нервную систему в раннем возрасте.
  • Страдают синдромом Ретта преимущественно девочки;
  • Проявляется недуг примерно в 4-месячном возрасте в виде отставания в развитии двигательных навыков;
  • Позже, девочки с синдромом Ретта, имеют задержку как моторного, так и психического развития, другие сопровождающие симптомы, в том числе, проблемы с дыханием.
5

Как диагностировать болезнь

  • Наблюдение опытного специалиста за развитием ребенка, изучение анамнеза заболевания, сопоставление симптомов, входящих в клинику схожих синдромов;
  • Данные биохимического анализа крови;
  • Магнитно-резонансная томография. Но сначала рекомендуем ознакомиться, как делается мрт головного мозга;
  • Другие виды обследований сосудов головного мозга;
  • Генетические исследования;
  • Применение ряда психологических тестов.

Диагностика деменции должна проводиться комплексно.

Нозологический диагноз может поставить только опытный врач по результатам заключений детского невропатолога, педиатра, психиатра и психолога. 
6

Возможные осложнения

  1. Теряются ранее приобретенные интеллектуальные навыки.
  2. Снижаются физические возможности.
  3. Депрессия на ранних стадиях заболевания.

Поэтому дети, страдающие приобретенным слабоумием, очень нуждаются во внимании и тщательном уходе.

Деменция – необратимый процесс распада психики не поддающийся лечению.

При правильном медицинском подходе можно замедлить процесс патологического воздействия на организм ребенка.

7

Фармакологическое лечение

Малотоксичные фармакологические средства: Пирацетам, Луцетам, Нооцетам, Ноотропил. Применяются для стимуляции мозгового кровотока.

  1. Назначаются препараты растительного происхождения, различные настойки, положительно воздействующие на центральную нервную систему ребенка.
  2. Витамин Е может замедлить процесс прогрессирования деменции у детей.
  3. Витамин С повышает иммунитет.
  4. Жирные кислоты укрепляют сосуды.

8

Профилактические меры

  • Терпение по отношению к ребенку, уход и забота;
  • Избегание всевозможных ушибов головой, сотрясений головного мозга;
  • Оптимальные для состояния больного физические и интеллектуальные нагрузки;
  • Стараться избегать инфекционных заболеваний;
  • Сбалансированное питание;
  • Соблюдение режима дня крайне важно как для физиологического, так и для психологического состояния ребенка;
  • Прогулки на свежем воздухе.
Заключение

Заключение

Детская деменция – тяжелый удар для всей семьи. Прежде всего, родителям нужно постараться найти в себе силы принять тяжелое заболевание ребенка, чтобы потом помочь ему преодолеть все связанные с болезнью проблемы. Несмотря на то, что процесс распада личности необратим, при соблюдении рекомендаций врача, уходе и заботе, можно его замедлить и значительно улучшить качество жизни больного. Не лишним будет и общение с семьями, которые также столкнулись с проблемой.

Понравилась инструкция?

4 Да Нет 0