Как правильно сделать анализ стихотворения

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

  1. Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
  2. Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
  3. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
  4. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
  5. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
  6. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
  7. Попробуйте определить ритм стиха.
  8. Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.
Очень полезно знать биографию автора, хотя бы самые важные периоды и изменения в его жизни. Возможно, именно знание жизненного пути, взглядов и убеждений автора поможет вам раскрыть суть его произведения.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

1

Автор и название

В первом пункте анализа стихотворения укажите имя автора и заголовок его работы.

Если название отсутствует, напишите причину, по которой автор решил оставить произведение без заголовка.
2

История создания

В этом пункте укажите, кому адресовано стихотворение. Под чьим впечатлением автор его создал, что натолкнуло его на написание, кто вдохновил, какие жизненные моменты повлияли на сюжет произведения.

3

Основная мысль

В третьем пункте анализа всегда указывается тема, идея и основная мысль, пронзающая всю работу.

  • Тема указывает, о чем написано произведение. Очень часто она совпадает с названием работы.
  • Идея состоит из того, что именно автор желает нам донести с помощью стиха.
  • Основная мысль – понятие более широкое. Описывая ее, следует указать, что автор одобряет в работе – какого героя, какую человеческую черту, поступок, ситуацию, взгляд.

Также, не забудьте написать о том, что автор осуждает: какого героя, какой момент, какие слова и действия. Кроме этого, обязательно черкните несколько строк о том, над чем автор заставляет задуматься.
Возможно, смысл стиха очень глубокий, или в его сюжете открытый финал. Может быть, в произведении есть спорные моменты, которые можно рассматривать, исходя из разных точек зрения.
Каждое со своих мнений желательно подкреплять цитатами из произведения.
4

Художественные приемы

Это очень важные момент в процессе анализа стихотворения. Для усиления смысла и насыщения содержания творческими элементами, авторы используют множество приемов:

  • Художественное описание, сравнение.

  • Нарастание событий.

  • Предоставление неживым предметам признаков живых.

  • Преуменьшение признаков в художественном смысле.

  • Преувеличение признаков в художественном смысле.

  • Неправильный порядок слов в строке.

  • Признаки героя, явления, предмета.

  • Сопоставление признаков двух героев, ситуаций, моментов или предметов, ирония – скрытая насмешка и множество других.

Необходимо указать наличие тех или иных художественных приемов и подкрепить свою мысль цитатами. Цитаты могут повторяться в описаниях приемов.
5

Рифма, размер

Чтобы определить рифму стиха, прочитайте его несколько раз. Обратите внимание на последние буквы строк. В зависимости от частоты их совпадений можно определить вид рифмовки:

  • Параллельная – если рифмуются каждые две последовательные строчки;
  • Перекрестная – если рифмуются строки через одну;
  • Кольцевая – если в четверостишии рифмуются первая с четвертой, а вторая с третьей строкой.

Стихотворный размер также следует указать:

  1. Для начала, выпишите все гласные буквы, помечая их чертами. Прочитайте стих вслух с интонацией.
  2. Над чертами, которые обозначают ударные гласные, ставьте пометку.
  3. Затем определите размер: ямб (двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе), хорей (двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе), дактиль (трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге), амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге) или анапест (трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге).
  4. Также, укажите наличие пиррихия (двух неударных слогов подряд) или спондея (двух ударных слогов подряд).
6

Собственное мнение

Конечно же, анализ стиха будет неполным, если вы не укажите личное мнение о стихотворении. Напишите, что вас наиболее впечатлило, что вы думаете о главном герое и ситуациях, описанных в произведении.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

9 Да Нет 1