Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.
- Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
- Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
- Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
- Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
- Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
- Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
- Попробуйте определить ритм стиха.
- Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.
При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.
Автор и название
В первом пункте анализа стихотворения укажите имя автора и заголовок его работы.
История создания
В этом пункте укажите, кому адресовано стихотворение. Под чьим впечатлением автор его создал, что натолкнуло его на написание, кто вдохновил, какие жизненные моменты повлияли на сюжет произведения.
Основная мысль
В третьем пункте анализа всегда указывается тема, идея и основная мысль, пронзающая всю работу.
- Тема указывает, о чем написано произведение. Очень часто она совпадает с названием работы.
- Идея состоит из того, что именно автор желает нам донести с помощью стиха.
- Основная мысль – понятие более широкое. Описывая ее, следует указать, что автор одобряет в работе – какого героя, какую человеческую черту, поступок, ситуацию, взгляд.
Художественные приемы
Это очень важные момент в процессе анализа стихотворения. Для усиления смысла и насыщения содержания творческими элементами, авторы используют множество приемов:
Рифма, размер
Чтобы определить рифму стиха, прочитайте его несколько раз. Обратите внимание на последние буквы строк. В зависимости от частоты их совпадений можно определить вид рифмовки:
- Параллельная – если рифмуются каждые две последовательные строчки;
- Перекрестная – если рифмуются строки через одну;
- Кольцевая – если в четверостишии рифмуются первая с четвертой, а вторая с третьей строкой.
Стихотворный размер также следует указать:
- Для начала, выпишите все гласные буквы, помечая их чертами. Прочитайте стих вслух с интонацией.
- Над чертами, которые обозначают ударные гласные, ставьте пометку.
- Затем определите размер: ямб (двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе), хорей (двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе), дактиль (трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге), амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге) или анапест (трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге).
- Также, укажите наличие пиррихия (двух неударных слогов подряд) или спондея (двух ударных слогов подряд).
Собственное мнение
Конечно же, анализ стиха будет неполным, если вы не укажите личное мнение о стихотворении. Напишите, что вас наиболее впечатлило, что вы думаете о главном герое и ситуациях, описанных в произведении.