А теперь ответим на вопрос «Для чего он нужен»?
Бизнес-план разрабатывается для двух целей:
- Для внутреннего пользования – это менеджеры, руководители и остальные сотрудники.
- Для внешнего пользования – это инвесторы и кредиторы.
Любой инвестор или кредитор должен четко знать, во что инвестирует, какова будет прибыль, а самое главное, в какие сроки окупится данный проект.
Суть бизнес-плана
В бизнес-плане в обязательном порядке указывается:
- Полная информация, касающаяся вашего дела, то есть, его суть;
- Полная оценка рынка, на котором вы хотите работать и доля, которую вы хотите занять на нем;
- Способы достижения планируемого объема продаж;
- Пути и возможности приобретения производственных ресурсов;
- Финансы необходимые для того, чтобы начать ваше дело.
Если детальнее, то он должен содержать в себе следующую очень важную информацию:
- Будет ли спрос на ваш товар или услугу, какой он будет, и как он будет меняться, то есть анализ рыночных возможностей.
- Ваши основные целевые рынки.
- Количество ресурсов, требуемых для осуществления вашего проекта.
- Конкурентная среда рынка, на котором вы хотите работать и как она может повлиять на ценообразование.
- Производственные мощности и пути их повышения.
- Доходы от вашего бизнеса и распределение его между участниками проекта.
Введение
В этой главе вы кратко пишите, с какой целью был написан данный бизнес-план. Так же здесь необходимо написать о том, что вами был изучен рынок того товара или услуги, который вы хотите предоставлять, и вы выявили, что спрос полностью не удовлетворяется. С целью удовлетворения имеющегося спроса вы предлагаете свой товар, а для того, чтобы подтвердить вашу идею, был разработан данный документ.
Описание товара
В этом блоке вы предоставляете полную информацию о вашем товаре или услуге:
- Для чего нужен ваш товар.
- Его технические характеристики и отличительные особенности от аналогичных товаров конкурентов.
Целевые рынки
Говоря простым языком – это покупатели. Кто является основными покупателями вашего товара. Вы будете продавать в розницу или оптом большими партиями. Здесь необходимо показать какова будет ваша доля на рынке, и показать так же доли рынка ваших основных конкурентов. Распишите, какой слой населения будет вашим основным потребителем. Диаграммы, таблицы и другие показатели очень уместны в этом разделе.
Возможно, ваш завод расположен географически выгодно, что может привести к уменьшению издержек, а значит и снижению себестоимости.
Конкурентоспособность
Также нужно указать отличительные особенности вашего товара от аналогичных товаров конкурентов.
- В этом подразделе вы описываете уникальные особенности вашего товара.
- Описываете товар ваших основных конкурентов.
- Сравниваете их товар и ваш.
- Возможно, ваш товар по качеству ничем не уступает конкурентам, но по стоимости ниже, чем у конкурентов. Если это так, то необходимо указать, в связи с чем это происходит.
Маркетинг и его план
Рынок и его анализ.
Здесь необходимо указать информацию о рынках сбыта. Различного рода таблицы и диаграммы, содержащие:
- Информацию о темпе роста числа покупателей.
- Объеме продаж.
- О покупательских предпочтениях.
- Особенности рыночной сегментации.
- У населения с каким уровнем дохода ваш товар больше всего пользуется спросом.
Стратегические цели маркетинга.
Так как основной целью маркетинга является удовлетворение потребностей покупателей, и продвижение вашего товара, вам необходимо указать каким путем был проведен анализ рынка, потребительских предпочтений и т.д. (было ли это анкетирование или проводились переговоры с юридическими лицами).
Конкуренция
Здесь указывается информация:
- Об отличительных качествах вашего товара, его достоинствах и недостатках.
- Проводилось ли тестирование, если да, то предоставьте информацию, желательно в виде таблицы, о результатах проведенного тестирования.
- Какие виды стимулирования сбыта вы планируете предпринять. Возможно это скидки, тогда укажите процент этой скидки. Рассрочка, не забудьте указать срок этой рассрочки.
- Какой вид рекламы вы предпочли: рекламные щиты, объявления в журналах, интернет реклама и т.д.
- О каналах сбыта, пути реализации.
- Как осуществляется доставка: вашим транспортом или транспортом заказчика.
- Кто выбирает посредников вы или ваши партнеры.
Риск и его оценка
Если вы не специалист в этой области, то эту часть бизнес-плана лучше доверить знающим людям. Это должны быть несколько независимых экспертов. И всю информацию, полученную от них, вы вносите в эту главу.
Кроме определенных расчетов сюда входит информация о том, что может помешать реализации вашего проекта.
Основные документы компании
Необходимо предоставить полную информацию о том, на каком основании вы начинаете свою деятельность и законно ли все это. А именно:
- Устав вашей компании.
- Счет в банке.
- Сертификаты на ваш товар.
- Контракты.
В общем, все, что касается работы вашей компании. Начиная от организационно-правовой формы, заканчивая правами и обязанностями.
Финансы
Здесь необходимо:
- Указать сумму необходимую вам на начальном этапе для реализации идеи.
- Расписать конкретно, какая сумма на что пойдет (закупка оборудования, закупка комплектующих, ремонт помещения, покупка мебели и оргтехники, резерв).
- Предоставить полную финансовую информацию о себестоимости, об окупаемости, все виды расходов, распределении прибыли, ценообразование.
Резюме
Специалисты в области написания такого рода документов сходятся во мнение, что самая важная часть – резюме, и от качества его написания будет зависеть ваш бизнес-план в целом. Поэтому, они рекомендуют писать этот раздел в последнюю очередь, когда уже будут готовы все расчеты, цифры и показатели.
В резюме следует указать:
- То, чем вы хотите заниматься.
- Описание вашего товара или услуги (кратко).
- Адрес компании, какая площадь вам необходима.
- Является ли ваш бизнес новым или вы расширяете свой старый, а может вы приобретаете уже готовый бизнес.
Ошибки при составлении: чего НЕ следует писать
- Большое количество ненужной информации скрывает саму суть бизнес-плана.
- Отсутствие конкретных целей.
- Цифры, взятые неизвестно откуда. Следует тщательно продумать и просчитать суммы.
- Неоправданное завышение объемов реализации.
- Отсутствие анализа рисков.
- Не описываются конкурентные преимущества.
- Ударение падает на быструю заработку денег. Следует, в первую очередь, продумать, как сделать прибыль регулярной.
- Составление слишком оптимистичных перспектив, которые далеки от действительности.
- Неполный бизнес-план. Как мы уже говорили, могут отсутствовать важные моменты, к примеру, те же риски или любой важный пункт, описанный выше.
- Эстетическая составляющая. Бизнес план должен быть написан грамотно, без грамматических ошибок, на понятном языке, чтобы сразу была ясна суть идеи.
Заключение
Надеемся, что наши советы помогут вам в написании хорошего бизнес-плана, который станет первым шагом к осуществлению вашей мечты и достижению заветной цели. Желаем вам удачи!