Каждый родитель желает научить свое чадо лучшему из того, что знает сам. Каждая семья старается привить ребенку хорошие качества, передать ценный опыт старшего поколения в виде доброты, миролюбия, сострадания, щедрости, честности. Все эти качества и их проявления являются большой ценностью в современном обществе и гарантируют маленькому человеку возможность влиться в социальную среду и то культурное пространство, в котором он живет, воспитывается и развивается.
Издано сотни книг по воспитанию детей, в интернете можно найти любые советы и наставления по практическому научению малышей, детские площадки переполнены умными и опытными мамочками, готовыми поделиться своим опытом и ответить на вопрос: «Как надо?». Старшее поколение назидательно оценивает каждый шаг в направлении целесообразности того или иного действия мамы по отношению к своему ребенку. Несомненно, современное общество предлагает широчайшие возможности родителям узнать и применить на практике информацию и знания по научению детей правилам и нормам поведения в социуме, привить им качества адаптивного человека и т.д.
Несмотря на засилье информации о воспитании, много родителей сталкиваются с трудностями. С одной стороны, мы все понимаем важность хорошего воспитания и свою ответственную роль в этом нелегком деле. С другой стороны, мы приходим часто в недоумение от реакции детей на попытки научиться хорошему. Родители стараются убедить малыша, научить, а он не реагирует или результат научения оказывается временным.
Одной из самых сложных задач для родителей является взрастить в ребенке щедрость и желание делиться. Выйдешь на детскую площадку – только и слышно: «Поделись с мальчиком!», «Дай другой девочке свой совочек, она потом отдаст!», «Надо делиться, в кого ты такой жадный?!» и т.д. Реплики мам такого характера можно услышать чаще, нежели любые другие. Действительно, подельчивость и щедрость – это черты доброго человека, готового пожертвовать чем-то своим ради другого человека. На первый взгляд, чудесные черты. Но психология рассматривает феномен щедрости несколько глубже на предмет возникновения и закрепления щедрости, мотивации быть щедрым у самого человека и мотивации сделать щедрым кого-то другого (родителей ребенка, в данном случае).
Сначала это малая социальная группа – семья и близкие родственники. Потом группы побольше – детский садик, школа, институт, круг друзей и знакомых, коллег.
Главным источником и базой для формирования черт щедрого человека всегда является первичная социальная группа – семья, остальные влияют на развитие щедрости дидактически.
Поэтому, если вы хотите вырастить щедрого человека, начинать работу в этом направлении стоит, конечно, с семьи.
Желание поделиться – ключевое в научении щедрости. Нам, взрослым, хочется, чтобы ребенок был щедрым. Но одно дело, когда он делится под напором взрослого, совсем другое – по причине своего искреннего желания это сделать. Так вот, до школы, милые родители, не ждите желания поделиться от своего ребенка.
Желание поделиться не возникает само собой. Как было сказано выше, семья и ее внутренние правила играют ключевую роль в формировании щедрости. Если вы хотите, чтобы у вашего малыша возникло желание делиться, быть подельчивым ребенком, тогда следующие советы вам помогут.
Возрастные особенности
Помимо семейных ценностей и подельчивости всех ее членов, есть и некоторые возрастные особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка и научения быть щедрым.
Все предметы, которые окружают малыша с рождения, его сознание воспринимает как свою собственность. Это мы, взрослые, знаем, что та баночка с вареньем бабушкина, яркий веселый рюкзачок принадлежит племяннице, а красная губная помада мамина. Ребенку эти нюансы права собственности неизвестны. Поэтому все, что оказывается в поле зрения малыша и интересно ему в данный момент времени – это его вещи. Если ребенок играет с игрушкой другого ребенка и последний ее отберет, наш малыш придет в негодование, так как у него отобрали ЕГО вещь.
После 3-х лет ребенок начинает себя осознавать. Начинается период лучшего ощущения своего тела, своих возможностей, желаний и потребностей и, соответственно, отстаивания своих границ. Это время: «Я сам!». Мозг настраивается на то, что если я/ребенок – отдельный человек, тогда есть вещи, которые мне принадлежат и не принадлежат. То, что не мое – нужно отдавать или спрашивать разрешения взять. Это понимание неприятно и непривычно для малыша, но при правильном родительском подходе, научить ребенка можно этому безболезненно. Важно подчеркнуть, осознание ребенком «своего» остается! Если малыш получил в подарок ведерко или куклу, то он очень четко понимает, что это его собственность и всячески ее будет оберегать. Что это значит?
До 4-5 лет ребенок может поделиться чем-то своим с другим ребенком или со взрослым.
Но! Чаще всего малыши такого возраста делятся чем-то ненужным им в данный момент или отделяют маленькую часть. Малюсенький кусочек конфеты, например. И это тоже норма.
И только возраст ребенка больше 6-7 лет уладит все возрастные особенности на предмет щедрости и малыш сможет осознать то, что делиться нужно не потому, что мама так говорит, а потому что хочется поделиться.
Не ждите результата сегодня
Воспитание детей – это всегда инвестиции в будущее. Естественно, очень хочется рассказать ребенку правило сегодня утром с тем, чтобы к вечеру оно стало нормой его поведения на всю жизнь. Так не бывает. Пройдет много времени прежде чем ваше правило ребенок усвоит и начнет им руководствоваться.
Родители – это боги в глазах ребенка. То, как они себя проявляют и ведут – пример нормы для детей. Поэтому каждый день вам нужно проявлять в своем поведении и отношении к другим людям те качества, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке. Делитесь своими вещами с другими людьми, озвучивая каждый свой шаг.
Например, вы принесли из магазина кулек с конфетами. Расскажите малышу об этой покупке: «Видишь, я купила конфеты. Мы все очень любим сладкое, правда? В кульке много конфет, хватит всем. Это тебе, эта конфетка мне, а эту оставим папе, когда он придет с работы вечером. Вот и поделили». И так каждый день. И через какое-то время ваш малыш сам начнет проявлять свою детскую щедрость, предлагая пельмень из своей тарелки или игрушку.
Когда ребенок не обязан делиться
Несмотря на то, что щедрость хорошее качество, оно имеет и обратную сторону медали. Например, бабушка купила внуку машинку. Торжественно презентовала. Ребенок обрадовался и побежал играть с ней. Вечером пришли гости с таким же мальчиком, которому захотелось поиграть с новой машинкой друга. Но только ваш сын не хочет делиться машинкой. Как быть в такой ситуации? С одной стороны, что плохого в том, чтобы другой ребенок просто поиграл? А с другой, это собственность вашего ребенка! Собственность – ключевое слово. Если машинку подарили, значит, теперь это вещь ребенка.
Нам, взрослым, не придет в голову идея отобрать у соседки новые туфли только потому, что они вам очень понравились. Да, красивая обувь, но не наша. Точно так же и ребенок воспринимает свои вещи. Единственное, что мы можем сделать в таком случае, это спросить своего ребенка, не хочет ли он поделиться с другом? Возможно, они могли бы поиграть с машинкой вместе или по очереди? На этом все.
Таким образом, вы даете своему ребенку право распоряжаться своей вещью по собственному усмотрению, а это прекрасное качество. Оно определяет личностные границы и позволяет принимать решения.
Если вы систематически следуете Совету 1, тогда затруднений с тем, чтобы делиться чем-то со сверстниками возникнуть не должно. А если ребенку в какой-то момент не хочется делиться своим, тогда просто дайте ему это право.
Не требуйте
Часто приходится слышать от молодых родителей фразу: «Ой, как-то неудобно перед людьми, что мой ребенок такой…» Это в корне неверно, такая мотивация губительна как для ребенка, так и для самих родителей. Вот, ваш малыш чем-то не поделился. О, ужас! Что подумают остальные мамы у песочницы? Стыд и срам…
Стыд и срам – это, когда вы насильно пытаетесь выбить из 2-х летнего малыша отдать все игрушки другим, а он на это просто не способен по объективным причинам. Стыд и срам – это когда вы дарите ребенку коробку зефира и без спроса раздаете своим гостям, ведь надо же всех угостить. Кому надо? Зачем?
Поэтому не требуйте от ребенка непосильного.
Обратитесь к детскому психологу
В 99% случаях обращение родителей к детскому психологу по вопросам воспитания щедрости приводит к семейной терапии.
Наслаждайтесь своим ребенком
Очень хочется, чтобы ребенок был всегда опрятным, вежливым, щедрым и выключался по команде. Но это же невозможно. Поэтому взгляните на свое чадо и примите его таком, каков он есть. Болтуном, неряхой, драчуном.
Сосредоточьтесь на положительных качествах малыша. Несмотря на то, что он высыпал ведро песка на чужого ребенка вчера, он очень ласковый с домашней кошкой. И даже если во дворе нагрубил девочке, то сегодня помог вытереть пол в гостиной.
Пусть ребенок почувствует, что родители любят его любым, и хорошим и плохим. Тогда шансов стать лучше станет намного больше. Ваш ребенок станет прислушиваться к вашим пожеланиям (не требованиям!) быть добрее и щедрее.
ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru