Почти в каждой компании есть тот, кому остальные готовы внимать, открыв рот. Он сыплет рассказами и анекдотами, может заставить рассмеяться, загнать в тоску или ностальгию, используя всего лишь одно мощное оружие – дар оратора.
Но оказывается, этот навык вполне возможно развить, накачать, как мышцы. Если вы интересуетесь тем, как стать интересным рассказчиком, – данная статья для вас.
Подготовка
Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.
Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.
Чистая правда
Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.
Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.
Суть и детали
В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:
В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.
Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.
Голос
Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.
Мимика и жесты
Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.
- Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
- Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
- Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.
Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.
Эмоции
Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?
Связь с аудиторией
- Если рассказ формальный – например, происходит в форме лекции, спикер обычно с самого начала предлагает аудитории один из вариантов: задавать вопросы по мере рассказа или приберечь их до конца выступления. Время от времени и сам оратор обращается к аудитории с вопросами, чтобы подстегнуть интерес.
- Если неформальный, связь с аудиторией все равно важно поддерживать. Хотя бы примитивными фразами: «Помнишь, Вась?», «Согласись, Машка, было клево» или «Петя, напомни – как звали того мужика?».
Заключение
Каждый может стать человеком, которого постоянно просят: «Расскажи еще что-то, из новенького», и приглашают на вечеринки, говоря: «Без тебя будет скучно». Если вы задались целью стать прекрасным рассказчиком, все в ваших руках – нужно только побольше тренироваться.