Как научить ребенка выговаривать слова, и когда это начинать делать

Все мы умиляемся детскому лепету. Ребенок от шести – восьми месяцев и до года начинает пользоваться только возгласами и обрывочными слогами, которые сначала у него получается выстраивать:

  • В звуковой ряд из случайного набора слогов;
  • после – в звукоподражательные слова типа «ав-ав», «би-би», «тик-так»;
  • затем звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова.

Все родители порой сами переходят на этот лепет, как будто теряя речевые способности взрослого человека. Тут уже непонятно, кто кому подражает.

Эти эксперименты психологического общения с переходом с уровня родителей на уровень детей должны всегда присутствовать в дальнейшем развитии ваших отношений с ребенком – к примеру, в совместных играх, в совместном обучении.

Родители всегда должны уметь спускать свои чувства до уровня чувств ребенка, чтобы по-настоящему понять все его внутренние проблемы.
Но все-таки любому родителю обязательно нужно освоить свою главную роль – наставника и учителя, доброго, но ответственного. Ответственность подразумевает заинтересованность качеством жизни ребенка, а значит и качеством его развития.
1

Время формирования речи

Одной из первых ступенек на длинной и трудной лестнице качественного развития является раннее умение говорить.

Раннее умение говорить не подразумевает, что бы это получилось раньше, чем у других детей. У каждого ребенка свой индивидуальный потенциал умственных и творческих способностей.

Можно ориентироваться на удачные примеры других детей, но отталкиваться только от возможностей и личностных характеристик своего ребенка.

Почему надо учить ребенка говорить, а не просто ждать, когда он сам сможет это делать? Когда нужно начинать это делать и зачем?

В раннем детстве происходит закладка фундамента для умственных возможностей, которые затем можно наращивать.

Ребенок не просто учится говорить. Он учится:

  • Запоминать внешний вид предмета – картинку;
  • запоминать название предмета в виде определенного набора звуков;
  • проводить аналогию картинки с названием (пример аналогового мышления);
  • и затем только, произносить название предмета.

Это серьезная логическая и аналитическая работа его головного мозга. Такая работа развивает, тем более постоянная и постепенно усложняющаяся.
Время формирования речи

Чем раньше ребенок начнет пробовать заниматься такой развивающей умственной деятельностью, тем объемней будет фундамент его умственных способностей, и тем больше возможностей он получит для дальнейшего наращивания своего интеллектуального потенциала.

Кто из нас не хотел бы, чтобы ребенок вырос человеком высокого интеллектуального уровня развития? Помогите ребенку сделать первый шаг на этом пути.

2

Развитие речи по типу темперамента

Дети рано понимают того, кто говорит, они все внимательно слушают.

  • Если ребенок по личностным характеристикам хочет быть в центре внимания (темперамент сангвиника, холерика), то он и сам будет стараться начать не говорить, а рассказывать, хотя бы на своем речевом уровне, перебивая, стараясь привлечь к себе внимание.
  • Если же ребенку больше подходит роль слушателя (темперамент флегматика, меланхолика), в этом случае родителям нужно разбудить желание ребенка рассказать самому, а не послушать. Таким детям легче кивнуть или покачать головой, показать пальцем, топнуть ногой, чем обращать на себя внимание и трудиться над произношением звуков. А родителям этих маленьких молчунов нужно хорошенько стараться, особенно в главном – в проявлении заинтересованности к ребенку, его желаниям и чувствам, в разговоре с ребенком, чтобы малыши чувствовали эту заинтересованность и старались отвечать взаимностью, а значит, отвечать не жестами, а словами, как бы трудно они не давались. Стать хорошими рассказчиками и быть в центре внимания им не по характеру, но выражать свои потребности и чувства разговором – это вполне решаемая задача для них и их родителей.

Развитие речи по типу темперамента

3

Определите тип темперамента

Это нетрудная задача. Маленькие холерики и сангвиники проявляются рано – это будущие болтунишки. Их приучать к разговору не придется, только помогать в формировании правильных речевых навыков. Эти детки легко обучаются внешним проявлениям способностей взрослых людей – тому, что можно увидеть, услышать, а значит скопировать («собезьянничать»). Им хуже поддаются внутренние возможности взрослых – умение сосредоточиться, контролировать себя, просто какое-то время находиться без движения.
Определите тип темпераментаЭто больше под силу флегматикам и меланхоликам. Поэтому, хотя родителям последних нужно постоянно разговаривать с ребенком, задавать вопросы и помогать с ответами, обращая внимание на правильное произношение, это делать будет не трудно, так как они умеют быть внимательными.

4

Развивайте понимание речи

Не молчите, разговаривайте с ребенком, особенно находясь в местах, где много объектов для изучения – на природе.

Заполняйте его сознание и память новыми понятиями, впечатлениями, озвучивайте все новое, что видите. И не просто озвучивайте название, а характеризуйте: небо синее, трава зеленая и мягкая, машина маленькая, дерево высокое…

Используйте развивающие книги для самых маленьких, где есть узнаваемые изображения предметов, разделенные по категориям (овощи, животные, растения, бытовые предметы…). Также озвучивайте название, категорию и характеризуйте.
Развивайте понимание речи

Развитие понимания чужой речи способствует развитию собственной речи ребенка.

Заполняйте интеллектуальное пространство ребенка и этим наращивайте его, готовьте к дальнейшему усложнению умственной работы.

5

Техника произношения слов

Произносите разные слова, стоя перед зеркалом. При этом буквы выговаривайте четко. Наблюдайте за своей мимикой. При произношении разных букв в слове работают разные группы мышц, поэтому мимика меняется.
Техника произношения слов

6

Разделяйте слова на простые и сложные

Как вы уже должны были понять, сложность в произношении слов зависит не от количества букв, а от количества переходов от одной группы мышц к другой. Чем чаще меняется мимика, чем больше переходов с одной группы мышц на другую, тем сложнее слово.

Слова «мама» и «папа» чаще всего становятся первыми в жизни ребенка не только потому, что они относятся к самым любимым людям, еще и потому, что они простые в произношении.

Произнесите слова из четырех букв «мама», «папа», «каша». Вы видите, что ваша мимика поменялась два раза.

А теперь произнесите слово, у которого букв на одну меньше, – «суп». Мимика также поменялась дважды: при произношении слога «су» и буквы «п». Произнесите слово из четырех букв «стул». Что с мимикой? Она меняется трижды: при произношении буквы «с», слога «ту» и буквы «л».

Давайте произнесем еще одно слово из четырех букв «очки». Понаблюдайте за своей мимикой при произношении, – вы увидите работу трех разных групп мышц: при произношении буквы «о», буквы «ч» и слога «ки».
Разделяйте слова на простые и сложныеКонечно, начинайте учить ребенка произносить простые слова. Садитесь друг напротив друга, как перед зеркалом, и показывайте ему технику произношения.

7

Развитие мелкой моторики рук

Введите в развитие ребенка занятия, связанные с мелкой моторикой рук, где нужно мять, держать, лепить, соединять детали.
Такие занятия положительно влияют на развитие речевого аппарата, так как и центр аппарата речи, и центр управления моторикой рук находятся в коре головного мозга.
Развитие мелкой моторики рук

8

Тренировка мышц речевого аппарата

Своевременно приобщайте ребенка к твердой пище. Прежде чем заговорить малыш должен достаточно жевать, сосать, глотать, лепетать.
Тренировка мышц речевого аппарата

Заключение

Заключение

Помните, занимаясь со своим ребенком, надо помогать брать его вершины, а не карабкаться на чужие. Если вы стараетесь, то все получится тогда, когда наступит его индивидуальный срок, назначенный ему природой и откорректированный вами.

Главное, сделать так, чтобы ребенок хотел рассказывать вам, разговаривать с вами – быть его благодарным слушателем, искренне заинтересованным и доброжелательным.

Понравилась инструкция?

7 Да Нет 0