Почти каждый взрослый человек проводит на работе львиную долю своего времени. И, к сожалению, многие из нас хоть раз в жизни понимали, что возвращаться по утрам в привычный офис (на завод, торговую точку, стул натурщицы в школе живописи) нет никакого желания.
Но разве продолжать мучения – это выход? Ведь иначе необходимость как минимум восемь часов в день проводить там, где не хочется, не назовешь…
Бывает и наоборот – мы относимся к работе так ответственно, что это начинает влиять на другие сферы в нашей жизни.
Проще говоря, необходимость изменить отношение к работе может постичь каждого. Как это сделать? Разберемся в статье.
Слишком хорошо – тоже не хорошо
Мечта множества отечественных работодателей – человек, который проводит на работе чуть ли не все свободное время, прерываясь только на короткий сон и еду прямо возле компьютера. И хоть таковых немного, они обитают в офисных дебрях. Работодателям такое положение вещей на руку – до поры до времени, пока у человека не заканчивается энергия и не наступает профессиональное выгорание. Которое, в свою очередь, может закончиться чем угодно, в том числе – увольнением и побегом в глухую деревню.
Для самого работника неумение правильно распределять жизненные приоритеты, посвящая все время работе, тоже могут быть подходящим вариантом. Но все-таки люди, которых кроме любимого дела ничего не волнует, – это исключение из правила. Большинство испытывает потребность иметь личные отношения, дружеские связи, заботиться о здоровье, отдыхать и заниматься хобби. Полная отдача работе – это скорее временный вариант, жизненный период, который со временем должен уравновеситься другими сферами.
Как пишет Николас Спаркс в своем романе «Чудо любви»: «Кто на смертном одре не пожалел бы о том, что слишком много работал и слишком мало времени проводил с семьей?» С этим сложно не согласиться.
Тем не менее, почему такое количество людей интересует вопрос, как относиться к работе как к работе?
Например, знаменитые трудоголики японцы доработались до того, что в их стране даже созданы специальные клиники реабилитации для людей, страдающих зависимостью от работы, где бедолагам помогают справиться со стрессами и нервными расстройствами, которые стали последствиями переутомления.
Вспомнить о жизни
Например, обратить внимание, что все ровесники вокруг уже давно стали дедушками, и самому пора бы для начала хотя бы жениться. Или осознать, что сыну, чтобы узнать отца, который наконец-то добрался до дома из бесконечных командировок, приходится сверяться со старой фотографией. Или вспомнить обеспокоенное лицо врача, когда он смотрел результаты электрокардиограммы.
Освободить время
Чтобы успеть что-то, кроме работы, – нужно время. Как его обрести, если работы столько, что нет ни одной свободной минутки? Есть множество способов.
- Стараться работать максимально продуктивно в течение дня, не оставляя хвосты на вечера и выходные. Сохранять продуктивность на пике по 8-9 часов, конечно, не получится.
Можно использовать, например, т.н. «метод помидора». Максимально сосредоточенно заниматься важным делом 25 минут, а затем делать 5-минутный перерыв. И так четыре «подхода», а затем более длительная пауза.
- Овладеть техниками тайм-менеджмента. Научиться делить дела по характеристикам срочности и важности (секрет в том, что несрочные и срочные, но неважные дела можно игнорировать вообще). А также инструменты «съесть слона» (большая задача решается небольшими «порциями»), «съесть лягушку» (привычка делать по одному неприятному делу в день, не накапливая их), «швейцарский сыр» (крупная задача решается фрагментами в произвольном порядке) и пр.
- Научиться делегировать – передавать подчиненным задачи, которые они способны выполнять, сосредоточившись на том, что можешь сделать только сам. Для этого придется потратить время и силы на обучение подчиненных. Однако инвестиции непременно окупятся.
- Использовать органайзеры (традиционные бумажные или гаджеты).
Сделать паузу
Очень часто вопрос о том, как изменить отношение к работе, связан не с тем, что человеку не нравится его занятие, а с тем, что он банально устал. Даже обожаемое дело, призвание может надоесть, если посвящать ему все свое время. В таком случае наиболее мудрое решение – сменить вид деятельности, отвлечься, сходить хотя бы в короткий отпуск при первой же возможности (желательно, чтобы она наступила раньше пенсии). В это сложно поверить множеству работников, начальники которых так и норовят отправить их в отпуск в феврале не более чем на пять с половиной дней…
Полезное сравнение
А если все наоборот – кажется, что работаешь на самой скучной, тяжелой, низкооплачиваемой работе во всем мире? Например, потому, что на офисной кухне закончился малиновый чай, и начальник в позапрошлом месяце дал премию меньше обычного. Такое впечатление легко исправить, просто наведя справки, что на самом деле творится на мировом рынке труда.
Скажем, вспомнить о людях в Индии, работа которых подразумевает необходимость без оборудования и спецодежды погружаться в канализацию, чтобы прочистить засорившиеся трубы, за пару долларов в день.
Несущественные изменения
Порой мы не можем сменить работу, но понимаем, что относимся к ней неправильно – с большой долей негатива. Возможно, отрицательные эмоции вызваны не работой в целом, а какими-то ее элементами? Например:
- Работнику не нравится выполнять отдельные функции. Скажем, напоминать клиентам о задолженности. Может, в коллективе есть кто-то, с кем можно поменяться? Например, разгрести за соседа ненавистные бумажки, пока тот запросто сделает звонки.
- Возможно, негативный отпечаток на отношение к работе откладывают эмоции, которые человек испытывает к коллегам, всем или нескольким. Часто решить проблему может примитивный переезд в соседний кабинет.
- Часто дискомфорт на рабочем месте вызван и более банальными причинами – например, барахлящим компьютером, плохим освещением, духотой, неудобным стулом, шатающимся столом. Причем нередко люди о таком молчат. Здесь обычно помогает обращение к начальству с просьбой помочь и ее обоснованием – вместо того, чтобы ждать, пока компьютер очнется, можно заниматься поиском новых прибыльных клиентов.
Недостижимый идеал
Нам часто кажется, что хорошо там, где нас нет. На самом деле людей, которые довольны своей работой на 101 процент, крайне мало. Даже если кто-то занимается любимым делом, все равно некоторые участки работы доставляют дискомфорт. Чем их меньше – тем счастливее профессиональная судьба.
Найти позитив
Этот совет вряд ли применим к упомянутым выше ныряльщикам в канализацию, но большинство профессий мира все-таки позволяют найти хоть что-то хорошее. Это может быть:
- Достойная, по сравнению с рынком труда, зарплата;
- прекрасное медицинское обслуживание по страховке;
- стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
- близость от дома, что отменяет необходимость проводить по два-три бессмысленных часа, толкаясь в транспорте;
- отличные отношения с коллегами – когда нет нужды каждый раз, присаживаясь, убеждаться, что на стул никто не подложил кактус, это тоже отлично;
- гибкий график работы;
- перспектива получить повышение (желательно, чтобы о нем сообщили, когда сотрудник находится на работе, а не больничной койке из-за нервного срыва и переутомления);
- традиция компании организовывать веселые праздники для детей сотрудников, и т.д.
Заключение
Признанная истина гласит: даже если нельзя изменить ситуацию, всегда можно попытаться изменить свое отношение к ней. Этот подход прекрасно применим и к работе, если мы понимаем, что относимся к своим трудовым обязанностям не совсем правильно.