Как своевременно диагностировать «ленивый» глаз у ребенка, и уберечь его от серьезных последствий

«Ленивый глаз» или амблиопия – заболевание, при котором ухудшается зрение одного, реже – двух глаз, без нарушений органов зрения.

Чаще всего патология развивается в детском возрасте и при своевременной диагностике поддается исправлению. Но, к сожалению, распознать болезнь на ранних этапах удается не всегда – ребенок приспосабливается смотреть одним глазом, не жалуется, поэтому родители могут даже не догадываться о существовании проблемы. Если затягивать с лечением, процесс может стать необратимым и закончиться слепотой.

Чтобы предотвратить подобный сценарий, нужно понимать, что такое ленивый глаз у детей, каковы типы и признаки этого заболевания, и при малейших подозрениях обращаться к врачу.

1

Что такое амблиопия

Синдром ленивого глаза – отклонение в развитии зрения, при котором один глаз полностью или частично не участвует в зрительном процессе.

Очень редко амблиопия бывает двусторонней, то есть, ленивыми становятся оба глаза.

В мозг поступает ограниченная, искаженная или разрозненная зрительная информация, которую не удается совместить в одно цельное изображение. Такой дисбаланс приводит к тому, что один глаз, который видит лучше, становится ведущим, а второй подавляется и постепенно атрофируется.

В результате нарушается механизм бинокулярного зрения, что проявляется в невозможности ориентироваться в пространстве, правильно оценивать глубину или объем предметов.

До девяти лет, пока зрительная система у детей полностью не сформирована, патология поддается лечению. После этого периода восстановить работу ленивого глаза практически невозможно, поскольку произошедшие функциональные изменения будут носить устойчивый или даже необратимый характер.

2

Типы заболевания

Амблиопия бывает первичной и вторичной. В первом случае патология формируется еще на этапе внутриутробного развития в случае нарушений в росте и формировании глазных яблок. Во втором – является следствием офтальмологических болезней.

В зависимости от причин возникновения ленивый глаз может быть:

  • Дисбинокулярным

    При наличии косоглазия в мозг подается двойная картинка, которую зрительный анализатор не может соединить в одно целое. Поэтому информация от глаза, который косит больше, перестает поступать полностью. Нарушение бинокулярного зрения и само может стать причиной косоглазия, когда в результате невостребованности больной глаз начинает смотреть в сторону.

  • Депривационным

    Свет не попадает на сетчатку вследствие врожденного или приобретенного заболевания глаз, из-за чего зрение не развивается.

  • Рефракционным

    Проявляется на фоне нарушений зрения – близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр. Размытое или неправильное преломление света ведет к ухудшению остроты зрения.

  • Истерическим

    Глаз начинает плохо видеть или полностью теряет зрение при состоянии аффекта, психоза и истерии.

  • Смешанным

    Присутствуют несколько причин одновременно.

3

Причины

  1. Наследственная предрасположенность к косоглазию.
  2. Астигматизм высокой степени без ношения очков для коррекции.
  3. Дальнозоркость и близорукость высокой степени без необходимой коррекции.
  4. Временная или затяжная (от нескольких недель до нескольких месяцев) потеря остроты зрения по причине расстройств психогенного характера.
  5. Помутнение роговицы, врожденная катаракта, птоз верхнего века, повреждения роговицы, деформация оптических сред.
  6. Поражение сетчатки в результате травмы.
  7. Неправильное развитие органов зрения у плода.
  8. Разные по размеру глазные яблоки.

косоглазие

4

Признаки ленивого глаза у детей

Одним из наиболее частых симптомов является наличие косоглазия, при котором возникает раздвоение зрительных образов.

Нечеткая картинка, туманное изображение, резкое и продолжительное падение зрения после эмоциональных потрясений, опущение верхнего века, сопровождающееся слезотечением и болью в глазах, также могут свидетельствовать о заболевании.

Поскольку маленький ребенок не всегда понимает, что с ним происходит, выявить амблиопию удается только путем наблюдения за ним. Следует срочно посетить офтальмолога если заметите:

  • очень быстрые неосознанные движения глазного яблока;
  • невозможность остановить взгляд на ярком предмете;
  • во время чтения ребенок низко наклоняется, чтобы лучше видеть, или закрывает один глаз;
  • при рассматривании интересных объектов поворачивает или наклоняет голову;
  • при написании каких-либо знаков не может сделать запись вдоль одной линии или прочертить ровную линию, так как не видит ее от начала до конца;
  • не может сориентироваться в незнакомом помещении;
  • неверно воспринимает цвета;
  • плохо приспосабливается к смене освещения.

Попробуйте прикрыть глаз ребенку во время просмотра телевизора. Если он начнет нервничать, беспокоиться или плакать, то велика вероятность, что существует проблема со зрением.

Серьезно относитесь к жалобам ребенка на головную боль и дискомфорт (жжение, раздражение, покраснение) в области глаз, на утомляемость, появление дефектов видения: нечеткость изображения, искажение или раздваивание контуров, радужные круги…

5

Диагностика

Ранняя диагностика играет главную роль в профилактике и лечении амблиопии.

Чтобы вовремя заметить нарушения в формировании зрения, необходимо проводить регулярные плановые обследования у офтальмолога:

  • в младенческом возрасте в 6 месяцев, в год и еще через полгода;
  • от 2 до 4 лет, когда ребенок уже может ответить на несложные вопросы;
  • в дошкольном возрасте с 5 до 6 лет, когда ребенок уже может проанализировать свое состояние;
  • начиная со школьного возраста – ежегодные обследования в конце каждого учебного года;
  • обязательные диагностические осмотры перед планируемым увеличением зрительных нагрузок (посещением подготовительных дошкольных занятий, занятий в художественной школе).

Диагностическое обследование должно быть полномасштабным и включать в себя: сравнение остроты зрения обоих глаз, измерение внутриглазного давления, осмотр и изучение глазного дна, расположение и измерение глазных яблок, реакцию на свет, периметрию, цветовой тест.

Поэтому контролируйте, чтобы диагностика проводилась не формально и врачами- офтальмологами, которым вы можете доверять.

6

Профилактика

Контролируйте зрительную нагрузку и соблюдение зрительного режима, которые должны соответствовать возрастным нормам.

Соблюдение общего режима дня:

  • Гулять на свежем воздухе в любое время года.
  • Вести активный образ жизни и заниматься спортом, причем существует перечень рекомендованных видов: большой и настольный теннис, бадминтон, метание, волейбол.
  • Спать не менее 8-10 часов.

Обеспечьте питание ребенка необходимыми «зрительными» минералами и витаминами (В и А), которые содержатся во фруктах, овощах и злаках.

Очень полезна для глаз черника, на основе которой созданы витаминные комплексы для поддерживания и улучшения зрения.

  • Ребенок должен гулять на свежем воздухе в любое время года;
  • вести активный образ жизни и заниматься спортом, причем существует перечень рекомендованных видов спорта: большой и настольный теннис, бадминтон, метание, волейбол;
  • спать ребенок должен не менее 8-10 часов.

Обеспечьте питание ребенка необходимыми «зрительными» минералами и витаминами (витамины В и А), которые содержатся во фруктах, овощах и злаках.

Очень полезным продуктом является черника, на основе которой созданы витаминные комплексы для поддерживания и улучшения зрения.
7

Зрительный режим

Помогайте ребенку соблюдать основные правила и нормы зрительного режима, которые являются основой профилактических мер по сохранению здорового зрения.

Правильная организация места для занятий:

  • стол расположите возле окна;
  • в вечернее время рабочее место должно хорошо освещаться – помимо основного светильника, нужна настольная лампа с непрозрачным абажуром;
  • направление света для правши поступает слева, для левши – справа.

Все занятия, связанные со зрительными нагрузками, должны проводиться только в положении сидя. Недопустимо читать в транспорте и заниматься лежа.

Расстояние от книги, тетради до глаза должно быть не менее 35-40 см.

Очень важно следить за положением ребенка за столом:

  • он должен находиться по отношению к столу на расстоянии ладони;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • ноги ставить впереди себя так, чтобы в коленном сгибе образовался прямой угол;
  • голова немного наклонена вперед.
8

Нормы времени зрительных нагрузок

Для детей дошкольного возраста:

  • одно занятие не более 20 минут (рисование, чтение, счет, лепка) с обязательным дальнейшим переключением зрения на удаленные предметы (потолок, вид в окне) или переходом к активным занятиям;
  • суммарная продолжительность занятий для детей в возрасте 3-5 лет не должна превышать 40 минут, для детей дошкольного возраста – не более 1 часа;
  • занятия разбиты на первую и вторую половину дня, между ними проводятся игры, прогулки.

Для детей младшего школьного возраста:

  • суммарная продолжительность работы над домашними заданиями не должна превышать 1 часа;
  • каждые 20-30 минут непрерывных занятий требуют 5-10 минутных перерывов.

Для детей среднего школьного возраста:

  • суммарная продолжительность работы над домашними заданиями не должна превышать 1,5-2 часа;
  • каждые 30-40 минут занятий требуют 5-10 минутных перерывов.
9

Правила просмотра телевизора

  • Расстояние до телевизора от 2-2,5 метров и более, в зависимости от размера диагонали экрана.
  • Нельзя смотреть телевизор, если в комнате отсутствует освещение, естественное или искусственное.
  • Сидеть нужно напротив экрана, а не сбоку.
  • Непрерывный просмотр передач – не более 1 часа.

ребенок перед телевизором

10

Работа за компьютером

  • Нельзя смотреть в экран, если комната не освещена естественным или искусственным светом.
  • Поскольку монитор расположен близко к глазам, то работа за ним должна ограничиться 15-30 минутами 1 раз в день для детей младшего и среднего школьного возраста, и 2 раза в день для детей старшего школьного возраста.
  • Не рекомендуется использование ребенком мобильного телефона для игр.
11

Лечение

Принцип лечения включает в себя два главных направления:

  1. Коррекция зрения с помощью правильно подобранных очков или контактных линз, которые нужно носить постоянно. Контроль остроты зрения и его соответствия характеристикам линз следует проводить каждые 3-4 месяца.
  2. Стимуляция «ленивого» глаза методом окклюзии – выключения здорового глаза из зрительного процесса – является основой лечения. Для этого используются специальные приспособления – окклюдоры, которые закрепляются на оправе очков со стороны здорового глаза и полностью его закрывают. Окклюдоры бывают пластиковые и тканевые.

Стимуляция зрения лечебно-тренировочными занятиями:

  • методами световой стимуляции сетчатки, включая лазеротерапию, которые должны проводиться в медицинских учреждениях 3-4 раза в год;
  • специально подобранными регулярными домашними занятиями с мелкими предметами: с бисером, мозаикой, мелкими деталями конструктора;
  • дополнительными зрительными тренировками в домашних условиях с помощью компьютерных программ «Чибис» и «Клинок», разработанными для восстановления бинокулярности зрения. Работа с этими программами проводится в специальных очках с красно-синими линзами (3D-очки). Продолжительность одного курса тренировок – 10 дней, рекомендованное количество – 3-4 курса в год (во время школьных каникул).
12

Совместное преодоление трудностей

Чем выше степень амблиопии, тем труднее ребенку принять в процессе лечения новое качество восприятия окружающего мира.

Прикрывая хорошо видящий глаз и отстраняя его от участия в зрительном процессе, он будет чувствовать сильный дискомфорт физического и психологического характера. Вместо привычных образов на сетчатку будет поступать нечеткое или искаженное изображение.

Ваша задача – помочь ему принять возникшие трудности, донести до сознания ребенка всю важность предложенного лечения. Для этого:

  • старайтесь выстроить общение с врачом так, чтобы рекомендации, советы и все установки были обращены непосредственно к ребенку;
  • наглядно продемонстрируйте сложности жизни слабовидящего человека;
  • аргументировано объясните, что только соблюдая все инструкции и исполняя все установки врача, он сможет защитить себя от перспективы остаться наполовину слепым;
  • убедите ребенка, что такие трудности, как ношение окклюдора, временные, что чем больше приложить стараний, тем быстрее закончится трудный этап. Потом достаточно будет только поддерживать восстановленный уровень зрения.

Все мы знаем об отношении детей к «очкарикам». И хотя это всего лишь психологическая проблема, для ребенка она может оказаться самой трудной. Постарайтесь обеспечить поддержку и понимание воспитателей, учителей, родителей одноклассников.

мальчик в очках

Если постоянно носить окклюдор ребенок категорически отказывается, договоритесь, что он будет его использовать:

  • только дома во второй половине дня, но уже постоянно (в случае психологических трудностей);
  • в течение всего дня, но с большими перерывами, постепенно наращивая время нагрузки на «ленивый» глаз (в случае физических трудностей).

Выстраивайте доверительные отношения с ребенком без угроз и шантажа. Не забывайте, что он нуждается в вашей поддержке. Будьте терпеливы, но тверды в соблюдении всех врачебных установок.

Радуйтесь вместе его победам на каждом этапе лечения. Отмечайте даже маленькие шаги на пути к выздоровлению как семейные праздники с поощрительными призами и подарками в виде, к примеру, новой ранее обещанной оправы или призового длительного просмотра мультфильма (кинофильма).

Мотивируйте позитивное отношение ребенка к лечебным нагрузкам и лечебно-тренировочным занятиям.

Заключение

Заключение

Чтобы ребенок поверил в возможность своего выздоровления за счет собственных стараний и терпения, вы должны сами верить в успех лечения. Это придаст вам спокойствия и силы в борьбе с болезнью.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

5 Да Нет 0