Рано или поздно, каждый человек достигает того момента, когда приходиться сдавать экзамены. И тут нас посещает “тысяча и одна мысль”. Как правильно подготовиться? Когда идти отвечать? Как произвести впечатление на экзаменатора? Как не волноваться? Да и вообще, как себя вести? Особенно эти вопросы волнуют первокурсников. Мы предлагаем вам проверены варианты успешной сдачи экзаменов.

Вам понадобятся:
1

Когда идти отвечать

Вы пришли на экзамен. Когда заходить в аудиторию – решайте сами.

В конце дня экзаменаторы менее внимательны, уставшие и не желают слушать долгие ответы. Они, как правило, останавливают студентов, задают меньше дополнительных вопросов.
В это время легче отвечать, если есть пробелы в знаниях. Но оценки ставят ниже. Здесь срабатывает преподавательский стереотип – “сильные идут вперед”. Существует много примеров, когда не очень подготовлен студент, всем свои видом демонстрировал, что он отличник, шел отвечать в первой пятерке и получал “отлично”.

teacher-702998_1280

Если вы чувствуете, что знаете немного больше, чем на 4, идите в первой пятерке и получайте 5 балов. Если нет – отвечайте последними. Но помните, рискуете получить бал ниже.
Недостатком отвечать последним есть то, что чем дольше ожидание, тем больше истраченной энергии.
2

Подготовка к ответу

  • Если вы хорошо подготовились,  а зрительная память вас никогда не подводила, то страница книжки или конспекта сама сплывет в вашем представлении. Нужно только успокоится!
  • Если вы чувствуете волнение и страх, закройте глаза и расслабьтесь. На минуту представьте что-то смешное и приятное. Как только вернетесь в рабочее состояние, внимательно прочтите вопрос. Не может быть, чтобы вы совсем ничего не знали. Когда вы себя в этом убедите, начинайте подготовку к экзамену.
  • Начинайте подготовку с вопроса, ответ на который вы знаете лучше всего. Так вы подсознательно вспомните ответы и на другие вопросы и настроите себя на успех.
  • Не расстраивайтесь и не пугайтесь, если вам покажется что вы ничего не знаете (такое бывает с многими).
Активное воспоминание на экзамене – психологический процесс, который от вас никуда не денется.
  • Расслабьтесь. Все будет хорошо. Владея общими знаниями с предмета, много чего можно использовать для ответа.
  • Чтобы ваши знания были последовательными, оставляйте на листе бумаги свободное место для деталей, которые вспомните позже.
  • Если никак не получается вспомнить формулу, но вы уверены, что знаете, пропустите и вернитесь к ней позже.
  • Если нужно составить ответ на объемный вопрос, но времени мало, составьте, хотя бы, краткий план.
  • Если с ответами совсем плохо, внимательно вслушивайтесь в ответы выступающих. Это может натолкнуть вас на нужную мысль. Для этого не садитесь на последние парты.

recipe-327934_1280

  • Никогда не выходите отвечать с чистым листом бумаги, даже если все знаете. Преподаватель может воспринять это как вашу лень.
  • Ключевые фразы, цифры нужно называть только доказанные. “С потолка” их брать не нужно. Преподаватель, наверняка, их знает. Руководитесь здравым смыслом и не вызывайте подозрений.
  • Перед тем, как идти отвечать, понаблюдайте за преподавателем. В каком он настроении. Может действует по своей схеме. Например, ставит оценки по своему строгому принципу 2,3,2,3,2…
  • Даже если вы хорошо знаете ответы и составили только план, все одно, запишите только несколько фраз. Это вам не помешает.
3

Шпаргалка

По поводу шпаргалок, тут каждый действует на свой страх и риск. Тем более, что преподаватель все видит.

Запомните, после того, как вы посмотрите в шпаргалку одним глазом, у вас будут дрожать руки и смешается все в голове минут на 10.
При списывании резко уменьшается объем воспоминания. Приходиться переписывать каждое слово, постоянно заглядывая в шпаргалку. Не увидеть такое поведение сложно.

hands-423794_1280

4

Сколько и как говорить во время ответа

  • Соотношение вашего ответа и “вмешательств” преподавателя должно быть в рамках 3:1.
Если экзаменатор будем много вам помогать, в результате посчитает, что ответ дал он.
  • Если преподаватель молчит и жестами никак не реагирует на ваш ответ, обеспечьте наилучшие условия для экзаменатора: воздержите паузы, используйте риторические вопросы, при наименьшей попытке высказывания прекратите разговор и внимательно слушайте его.
  • Если преподаватель часто перебывает вас даже без существенной причины, то во время ответа максимально укоротите паузы. Это поможет положить край его попыткам вклиниться в разговор.
  • Особенно обидно бывает тогда, когда преподаватель рассказывает  то, о чем вы знаете. В такой ситуации нужно активно кивнуть головой, показав, что вы об этом всем уже знаете. Через несколько кивков перебить экзаменатора и закончить ответ самостоятельно.
5

Четкость ответа

  • Выразительности можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами., логическими мостиками на пример «С этого следует, что…».
  • Выразительность ответа много в чем определяется в понимание того, о чем вы говорите.
Глотание  слов, нечеткая дикция не даст хорошего результата, даже если вы все знаете. Преподаватель вас не поймет.
  • Выразительность ответа напрямую зависит от правильной структуры. Этому поможет правильно составленный план. Так продемонстрируете свободное владение темой. Ваши слова экзаменатор может забыть, а план – реальное отражение ваших знаний, проигнорировать которое нельзя.
  • Если вам нечего сказать, а преподаватель явно ждет продолжения, повторите сказанные раньше мысли другими словами.
6

Закон контраста

Среди многих факторов, что влияют на вашу оценку, немалое место занимает уровень знаний предыдущего студента. На фоне его знаний вы можете выглядеть как лучше, так и наоборот.

Следует знать, если предыдущий человек ответил плохо и получил «три», ваш ответ должен быть намного лучше. Если предыдущий студент ответил хорошо, придерживайтесь его манеры ответа.
Но помните, быть «номером два» сложнее и не всегда эффективно. Поэтому старайтесь отвечать после очередного аутсайдера.

female-702961_1280

7

Как начинать ответ

Вступ речи устанавливает контакт с слушателями. Сегодня, на вступ мало обращают внимание. Студенты, почему-то, не использую вступительной части,   уменьшают свои шансы на успех. На этом этапе очень хорошо вырабатывать правильное и корректное отношение к экзаменатору, закрепить у него положительную реакцию на ваш ответ.

Отсюда выплывает задание первой фразы ответа:

  1. Установка контакта с экзаменатора;

  2. Привлечь его внимание;

  3. Создание соответствующих условий для ответа.

Имейте в виду, экзаменатор, в основном, внимательно слушает именно начало ответа – иногда с интереса, ожидая чего-то нового, очень часто, чтобы сразу оценить уровень знаний студента. Тогда он имеет возможность немного расслабиться во время вашего ответа.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 0