Рано или поздно, каждый человек достигает того момента, когда приходиться сдавать экзамены. И тут нас посещает “тысяча и одна мысль”. Как правильно подготовиться? Когда идти отвечать? Как произвести впечатление на экзаменатора? Как не волноваться? Да и вообще, как себя вести? Особенно эти вопросы волнуют первокурсников. Мы предлагаем вам проверены варианты успешной сдачи экзаменов.
Когда идти отвечать
Вы пришли на экзамен. Когда заходить в аудиторию – решайте сами.
Подготовка к ответу
- Если вы хорошо подготовились, а зрительная память вас никогда не подводила, то страница книжки или конспекта сама сплывет в вашем представлении. Нужно только успокоится!
- Если вы чувствуете волнение и страх, закройте глаза и расслабьтесь. На минуту представьте что-то смешное и приятное. Как только вернетесь в рабочее состояние, внимательно прочтите вопрос. Не может быть, чтобы вы совсем ничего не знали. Когда вы себя в этом убедите, начинайте подготовку к экзамену.
- Начинайте подготовку с вопроса, ответ на который вы знаете лучше всего. Так вы подсознательно вспомните ответы и на другие вопросы и настроите себя на успех.
- Не расстраивайтесь и не пугайтесь, если вам покажется что вы ничего не знаете (такое бывает с многими).
- Расслабьтесь. Все будет хорошо. Владея общими знаниями с предмета, много чего можно использовать для ответа.
- Чтобы ваши знания были последовательными, оставляйте на листе бумаги свободное место для деталей, которые вспомните позже.
- Если никак не получается вспомнить формулу, но вы уверены, что знаете, пропустите и вернитесь к ней позже.
- Если нужно составить ответ на объемный вопрос, но времени мало, составьте, хотя бы, краткий план.
- Если с ответами совсем плохо, внимательно вслушивайтесь в ответы выступающих. Это может натолкнуть вас на нужную мысль. Для этого не садитесь на последние парты.
- Никогда не выходите отвечать с чистым листом бумаги, даже если все знаете. Преподаватель может воспринять это как вашу лень.
- Ключевые фразы, цифры нужно называть только доказанные. “С потолка” их брать не нужно. Преподаватель, наверняка, их знает. Руководитесь здравым смыслом и не вызывайте подозрений.
- Перед тем, как идти отвечать, понаблюдайте за преподавателем. В каком он настроении. Может действует по своей схеме. Например, ставит оценки по своему строгому принципу 2,3,2,3,2…
- Даже если вы хорошо знаете ответы и составили только план, все одно, запишите только несколько фраз. Это вам не помешает.
Шпаргалка
По поводу шпаргалок, тут каждый действует на свой страх и риск. Тем более, что преподаватель все видит.
Сколько и как говорить во время ответа
- Соотношение вашего ответа и “вмешательств” преподавателя должно быть в рамках 3:1.
- Если преподаватель молчит и жестами никак не реагирует на ваш ответ, обеспечьте наилучшие условия для экзаменатора: воздержите паузы, используйте риторические вопросы, при наименьшей попытке высказывания прекратите разговор и внимательно слушайте его.
- Если преподаватель часто перебывает вас даже без существенной причины, то во время ответа максимально укоротите паузы. Это поможет положить край его попыткам вклиниться в разговор.
- Особенно обидно бывает тогда, когда преподаватель рассказывает то, о чем вы знаете. В такой ситуации нужно активно кивнуть головой, показав, что вы об этом всем уже знаете. Через несколько кивков перебить экзаменатора и закончить ответ самостоятельно.
Четкость ответа
- Выразительности можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами., логическими мостиками на пример «С этого следует, что…».
- Выразительность ответа много в чем определяется в понимание того, о чем вы говорите.
- Выразительность ответа напрямую зависит от правильной структуры. Этому поможет правильно составленный план. Так продемонстрируете свободное владение темой. Ваши слова экзаменатор может забыть, а план – реальное отражение ваших знаний, проигнорировать которое нельзя.
- Если вам нечего сказать, а преподаватель явно ждет продолжения, повторите сказанные раньше мысли другими словами.
Закон контраста
Среди многих факторов, что влияют на вашу оценку, немалое место занимает уровень знаний предыдущего студента. На фоне его знаний вы можете выглядеть как лучше, так и наоборот.
Как начинать ответ
Вступ речи устанавливает контакт с слушателями. Сегодня, на вступ мало обращают внимание. Студенты, почему-то, не использую вступительной части, уменьшают свои шансы на успех. На этом этапе очень хорошо вырабатывать правильное и корректное отношение к экзаменатору, закрепить у него положительную реакцию на ваш ответ.
Отсюда выплывает задание первой фразы ответа:
-
Установка контакта с экзаменатора;
-
Привлечь его внимание;
-
Создание соответствующих условий для ответа.