Конфликты бывают поверхностные и серьезные (с глубокими последствиями), острые и хронические.
У разных конфликтов отличаются и алгоритмы их разрешения. Но все их объединяет одно условие – необходимость договориться, решить проблему мирным путем: без угроз, запугивания и, тем более, рукоприкладства и порчи имущества.
В нашей статье мы рассмотрим разноуровневые категории конфликтов и предложим советы по их разрешению.
Представляем рейтинг конфликтов относительно поводов для их возникновения.
Нарушение тишины и спокойствия
Этот повод для конфликта составляет 30% от числа всех спорных вопросов между соседями.
Громкая музыка или просмотр телевизионной программы на повышенной громкости, ремонтные работы, крики и шум, даже детский плач могут идентифицироваться как нарушение:
- Санитарных норм – в дневное время;
- общественного порядка и спокойствия, охраняемого законодательством – в ночное время.
Чтобы утихомирить шумных соседей, которые не реагируют на многократные просьбы и призывы, необходимо обратиться к представителю правоохранительных органов для составления соответствующего акта.
Для этого требуется вызвать участкового и составить заявление о привлечении к административной ответственности нарушителя спокойствия. Если вызовы повторяются, вероятность привлечения увеличивается. Это чревато штрафом. Если изменения в поведении не происходят, то можно инициировать вопрос о конфискации, например, аудиоаппаратуры как источника акустического дискомфорта.
Труднее всего избавиться не только от шумного, но и неприличного поведения пьющих соседей.
Это долгий путь, который должен иметь серьезные основания. Для этого требуется:
- Фиксировать все обращения к участковому.
- Получить заключение «Роспотребнадзора» о превышении допустимого уровня шума.
- Оформить обращение в районную администрацию о принудительном выселении нарушителей.
Аварийная ситуация
Этот повод для конфликта составляет 25% от числа всех спорных вопросов между соседями. Самые распространенные аварийные ситуации связаны с затоплением.
Аварийному затоплению наиболее подвержены жильцы домов, построенных в 50-60 годах прошлого века, с устаревшей и часто поврежденной гидроизоляцией.
Собственник жилья несет ответственность за содержание квартиры в надлежащем состоянии, включая все инженерно-коммуникационные сети и оборудование, и обязан следовать правилам эксплуатации собственной квартиры и общедомового имущества с учетом прав и интересов соседей.
Действия при обнаружении затопления квартиры:
- Обесточьте квартиру в целях защиты от короткого замыкания с помощью автоматического выключателя на электрическом щитке.
- Как можно быстрее выясните причину затопления: к примеру, соседи сверху забыли выключить кран или, если ваша квартира находится на верхнем этаже, дождевая вода скопилась на чердаке и протекает.
- Если не имеете возможности устранить причину самостоятельно, вызывайте аварийную бригаду ЖЭКа и обязательно возьмите у них документ, подтверждающий их посещение с указанием номера бригады, ФИО, контактных телефонов и даты.
- Самостоятельно произведите фото или видеосъемку всех повреждений и, по возможности, источника протечки в соседской квартире, желательно с фиксацией времени.
- После устранения причины протечки вызывайте комиссию из ЖЭКа.
- Привлеките других соседей в свидетели последствий аварийного происшествия.
- После визита комиссии у вас должен на руках появиться “Акт о затоплении вашей квартиры”.
- Обратитесь в агентство по оценке ущерба. Пригласите эксперта спустя несколько дней после аварийной ситуации, чтобы все последствия успели проявиться, ведь вода могла еще задержаться между перекрытиями. Все повреждения должны быть отражены в “Заключении оценщиков о размерах причиненного ущерба”.
- Следующим действием может быть приглашение бригады работников для составления плана ремонтных работ по устранению последствий и сметы предстоящих расходов.
Для возмещения причиненного ущерба при затоплении квартиры необходимо представить следующие документы:
- Акт, подтверждающий затопление квартиры;
- Заключение независимого оценщика о размерах причиненного ущерба;
- Смету восстановительных работ.
Что нужно знать, если вы виновник затопления
- В качестве возмещения с вас не имеют права требовать больше размера фактического ущерба.
- Вы должны проконтролировать составление и “Акта о затоплении”, и “Заключения об оценке ущерба”. Согласуйте время посещения представителей ЖЭКа и независимого оценщика. Документы могут быть оформлены в вашем присутствии.
- Проведите собственную фото и видеосъемку всех последствий затопления непосредственно после аварийной ситуации.
- Если пострадавшая сторона блокирует доступ к затопленному помещению – это является нарушением и идентифицируется как недобропорядочное поведение, имеющее целью материальное обогащение.
Борьба за парковочные места
Этот повод для конфликта составляет 20% от числа всех спорных вопросов между соседями.
Методы борьбы не должны быть противозаконными и неадекватными, иначе правонарушителем порядка будете уже вы.
Ни в коем случае нельзя делать следующих ошибок: бороться путем совершения прямых действий против соседа, живущего в вашем или соседнем подъезде, таких как драка или умышленное повреждение поверхности его автомобиля.
Огораживание территории является незаконным и относится к числу правонарушений, за совершение которых полагается штраф.
Ваши действия должны быть правомерными и организованы юридически грамотно:
- Произведите фотосъемку номеров автомобиля нарушителя;
- обратитесь с жалобой в префектуру округа и в районное отделение УВД. К жалобе обязательно приложите фотографии.
Также к правонарушениям, за которые полагается штраф, относятся следующие неправомерные действия автовладельцев во дворе:
- Мойка автомобиля;
- ремонт автомобиля;
- слив масла и бензина;
- простой транспортного средства с включенным двигателем.
Вам необходимо:
- Произвести фото или видеосъемку правонарушения;
- вызвать полицию и составить “Протокол о фиксировании правонарушения”.
Нецелевое использование помещений
Этот повод для конфликта составляет 15% от числа всех спорных вопросов между соседями.
Также если ваши нерадивые соседи используют часть общего пространства в подъезде для хранения крупногабаритных предметов и вещей (коляски, велосипеда, даже скутера или мотоцикла). Этот спорный вопрос необходимо вынести на общее собрание жильцов дома.
Без разрешения остальных жильцов, согласованного на собрании, осуществлять любые действия по использованию территории совместного пользования неправомочно.
А за использование общей территории для хранения скутера или мотоцикла предусмотрен штраф в качестве административного наказания за нарушение норм пожарной безопасности.
Домашние питомцы
Этот повод для конфликта составляет 10% от числа всех спорных вопросов между соседями.
На данный момент количество домашних питомцев не ограничивается нормами и законами. Поэтому жаловаться имеет смысл только на те последствия содержания животных, которые мешают спокойному и комфортному проживанию: громко лает собака, особенно в ночное время, неприятный запах, грязь и антисанитарные условия в подъезде или соседней квартире.
Обращаться с жалобой следует:
- В ЖЭК;
- в жилищную инспекцию;
- к участковому с последующим составлением Протокола.
По закону запрещается выгул собаки без намордника возле дома, на детских и спортивных площадках, также содержание животных на балконах и чердаках.
Нарушение санитарно-гигенических правил
Еще несколько не рейтинговых, но распространенных поводов для конфликтов.
Курение на лестничной площадке
Существует запрет на курение в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.
Соседский мусор на лестничной площадке
Если эта ситуация систематически повторяется, принимайте меры. Следует начать с мирных действий психологического характера:
- Постучать в дверь соседей и в доброжелательной форме напомнить о пакете с мусором за дверью: «Добрый день! Вы, наверное, забыли, что ваш мешок с мусором остался за дверью?»;
- наклеить объявление, содержащее призыв не мусорить на лестничных площадках.
Большинство людей опасается публичной негативной огласки, поэтому афиширование проблемы через объявление должно сработать. Но если нет, тогда пора писать заявление в полицию про нарушение санитарно-гигиенических правил пользования жилыми помещениями. Следующий шаг – обращение в прокуратуру.
Далее подведем итоги и обобщим информацию для разных поводов и уровней конфликтных ситуаций между соседями.
Начните с себя
Для начала учимся не доводить спорные ситуации до уровня конфликтов. Основные правила:
- Будьте инициатором по-настоящему «соседских» отношений. Не отзывайтесь о соседях грубо и несправедливо «за глазами», всегда приветствуйте их при встрече. Юмор – самый короткий путь к выстраиванию добрых отношений.
- Будьте сами внимательным, отзывчивым соседом.
- Познакомьтесь с соседями поближе. Не обязательно заводить дружеские взаимоотношения, но доброжелательное и приветливое общение – это залог добрых «соседских» отношений.
- Найдите точки пересечения интересов. Вас могут сблизить:
- Ваш однородный социальный уровень, недаром вы живете в одном доме;
- Покупки в одном супермаркете шаговой доступности;
- Схожие индивидуальные привязанности: к примеру, любовь к собакам, котам, цветам, рыбкам, автомобилю;
- Одинаковые индивидуальные занятия: социальные сети, вязание, шитье, садоводство.
- Не позволяйте себе того, что не приемлите по отношению к себе.
- Прислушивайтесь к просьбам соседей.
- Продемонстрируйте образец желаемых отношений. К примеру, если вы планируете изредка проведение шумных вечеринок, предупреждайте об этом заранее. И вы тогда можете ожидать ответных аналогичных «шагов навстречу».
- Не будьте предвзяты. Претензии не должны носить избирательный характер и относиться только к тем соседям, которые вам не симпатичны.
- Принимайте спокойно претензии в свой адрес. Если они справедливы и адекватны – исправляйтесь. Если же они необоснованы, тогда вам не следует обещать их выполнение и, конечно, не стоит реагировать эмоционально. Ваш ответ может быть примерно таким: «Ваша просьба услышана. Я разберусь с тем, что происходит на самом деле».
Если поводы для разногласий все-таки возникли, не переводите отношения в разряд конфликтных и агрессивных, не принимайте скоропалительных решений.
Нерадикальные способы решения
Стараемся разрешить конфликты мирным путем:
- Впервые донесите свои пожелания в виде вежливой просьбы. Только при игнорировании ваших обращений проконсультируйтесь с адвокатом, а в некоторых случаях прибегните к вызову полиции.
- Не говорите о вине соседей, иначе добьетесь ответных защитных слов и действий. Обходитесь без риторических вопросов: «Зачем вы так поступаете?», «У вас совесть есть?» Расскажите о своих чувствах, ощущениях и проблемах, к которым могут привести возникшие конфликтные ситуации. К примеру: «Не могу уснуть от шума, у меня ранний подъем, буду плохо себя чувствовать. Могли бы слушать музыку не громко?»
- Говорите по существу, прямо, не косвенно и не общими фразами.
- Никогда не угрожайте.
- Старайтесь находить компромиссное решение. Не выдвигайте нереальные или труднодостижимые требования. К примеру, реально повлиять на соседей, которые постоянно шумят, в вопросе соблюдения норм тишины в ночное время, но неразумно рекомендовать им усилить звукоизоляцию квартиры. Обдумайте и предложите собственный вариант решения проблемы, а не только предъявляйте претензии.
- Если ваши отношения перестали быть добрососедскими, и вы не можете выразить все свои просьбы и пожелания в устной форме, сделайте это в письменной форме в виде записки. Письменное обращение не передает эмоции, поэтому будет воспринято адекватнее.
- Отделите первостепенные проблемы от второстепенных. Распределите их по важности и необходимой скорости принятия решения. Также решите для себя следующее: какие вопросы могут перестать быть спорными – с ними вы сможете смириться в целом или на каких-либо определенных условиях. Договаривайтесь только о главных и первоочередных проблемных вопросах.
- Предложите свою помощь в решении всей проблемы или какой-то ее части. К примеру, подвезти до мастерской или оформить вызов мастера.
- Только не предлагайте денежное участие в решении проблемы. Не увеличивайте трещину в ваших отношениях, подчеркивая разный уровень финансовых возможностей.
- Доведите вместе начатое дело до конца. Не подгоняйте ежедневными напоминаниями, но если и через несколько недель с их стороны ничего не предпринимается – напомните, затем активизируйте свое участие.
- Не думайте о соседях заведомо плохо. У них могут быть уважительные причины, не позволяющие вовремя удовлетворить вашу просьбу.
- Если дело сдвинулось с «мертвой точки» и изменения произошли – выразите признательность соседям, можно даже в виде ничем не обязывающего символического подарка.
- Будьте снисходительны, если вам удалось договориться по спорным вопросам. Например, если получилось успокоить шумных соседей, то с пониманием принимайте редкие шумные мероприятия, поводом для проведения которых является важное событие.
- После решения проблемы продолжайте выстраивать добрососедские отношения.
Если же после всех ваших доброжелательных обращений и просьб соседи продолжают их игнорировать, вы имеете полное право переходить к более радикальным мерам воздействия.
Вынужденные радикальные меры
Радикальные меры предпринимаются только в случае, когда все варианты мирно договориться исчерпаны. Они займут немало времени и сил, а отношения разладятся окончательно.
- Соберите подтверждающие доказательства: фото ущерба, видео или аудиозапись нарушений.
- Ознакомьтесь с законодательством и идентифицируйте нарушение, его категорию и меру ответственности.
- Оформите вызов или официальное обращение – жалобу или заявление – в соответствующую службу:
- К участковому;
- В полицию;
- В ЖЭК;
- В жилищную инспекцию;
- В санэпидстанцию;
- В районное отделение УВД;
- В префектуру округа;
- В агентство по оценке ущерба.
- Воспользуйтесь услугами адвоката – это значительно ускорит процесс, но потребует затрат.
- Заручитесь поддержкой других соседей солидарных с вами в этом конфликтном вопросе, но только если они также являются пострадавшей стороной.
Коллективное заявление или жалоба не только должна иметь больший вес в соответствующих инстанциях, но и может изменить отношение нерадивых соседей к существующей проблеме.
Заключение
В любом частном конфликте есть составляющая вины обеих сторон: одна сторона допустила ряд ошибок, другая не смогла правильно и корректно выразить свое недовольство, не доводя до публичных ссор и официальных разбирательств – до радикальных действий.
Учитесь договариваться, идти на компромиссы, выстраивать добрососедские отношения, и тогда вам будет легко решать любые спорные вопросы неагрессивными мирными способами – по-соседски.
ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru