Чтобы понять, что такое школьная дезадаптация, достаточно вспомнить свой первый класс. Уже в этом возрасте появляется гамма эмоций, связанных с собой и обществом: не хочется подвести родителей, страх перед новыми людьми, боязнь провала.
Такая тревога часто выливается в неспособность приспособиться к процессу обучения. В педагогике это называется школьной дезадаптацией.
Кандидат психологических наук Евгения Пустовая провела исследование на связь дезадаптации с тревожностью. Оказалось, что у 72% первоклассников повышенный уровень тревожности. В 9 классе эта цифра падает до 45%. Самый «спокойный» – седьмой класс. В этот период лишь 31% испытывает волнение касательно процесса обучения и общения со сверстниками. Это не критично.
Если соблюдать рекомендации специалистов, можно помочь ребенку хорошо учиться и иметь здоровые отношения с окружающими.
Причины проявления
Несколько причин могут вызывать это педагогическое явление:
-
Низкий общий уровень развития детей.
Плохая физиологическая характеристика – это природная медлительность, плохо развитые психомоторные навыки. Это приведет к тому, что ребенок окажется не готов к процессу обучения.
-
Особенности воспитания.
Родители были склонны слишком сильно опекать ребенка, и в результате он отстает по программе из-за несамостоятельности. Или наоборот – дети, росшие без присмотра, тоже не особо преуспевают в учебе.
-
Контроль поведения.
В школе нужно соблюдать дисциплину. Не всем это удается сделать. Неспособность контролировать свое поведение приводит к нарушению контактов с учителем, спаду успеваемости.
-
Брак социальной адаптации.
Не каждый школьник может открыто общаться с людьми разного возраста. Многие замыкаются в себе. Жизнь в ракушке не поможет стать преуспевающим в учебе и коллективе.
-
Специфика учебного процесса.
Иногда учебный процесс построен неправильно с педагогической точки зрения. Слишком сложная программа. Авторитарный стиль преподавания. Нет учета индивидуальных особенностей детей определенного возраста.
Виды школьной дезадаптации
Проблемы ребенка с приспособленностью к школе могут принимать различные формы. В психологии нет однозначной классификации. Но часто выделяют пять видов:
1. Когнитивная дезадаптация.
Все программы скорректированы по возрасту детей. Когда ребенок не успевает по программе своего возраста – у него когнитивная дезадаптация.
Признаки: хроническая неуспеваемость, отсутствие системных навыков и умений.
2. Эмоционально-оценочная.
Ребенок не любит конкретные предметы, процесс обучения в целом. У него плохие отношения с педагогами.
3. Поведенческая.
Когда школьник не идет на контакт. Своим поведением явно противопоставляет себя другим ученикам. Выставляет напоказ свое мнимое право на нарушение школьных норм. В стадии запущенности это приведет к вандализму.
4. Соматическая.
В этом случае ребенок имеет различные страхи. Возможно, у него нарушена работа нервной системы, сенсорных анализаторов. Любые отклонение в физическом развитии.
5. Коммуникативная.
Ребенок не способен строить здоровые отношения со сверстниками и взрослыми.
Признаки
Не стоит быть панику, если ребенок не понимает какой-то предмет. Возможно, это лишь временно. Но если отставание просматривается системно, стоит обратить внимание и на наличие следующих признаков:
- Тревожность во время нахождения в школе. Боязнь испытаний (контрольных, тестов, самостоятельных работ) и публичных выступлений, выражения своего мнения.
- Плохие отношения со сверстниками и педагогами. Ребенок агрессивен, легко идет на конфликт или ведет себя отчужденно.
- Плохие привычки. Прогрызание ручек, ногтей, навязчивые движения. Иногда – дрожание пальцев, заторможенность.
- Личностные нарушения. Самомнение, высокое или заниженное, – явный указатель на проблему. Неуверенность в своих силах, уклонение от трудностей, страхи.
Как учителя определяют дезадаптацию
Самая распространенная методика определения – опросник. Особый интерес составляет опросник научных педагогов Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Все последующие опросники составлялись на основе их работы. Оригинальный опросник содержит 46 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Лишь один вопрос посвящен участию родителей в воспитании. Учитель заполняет бланк ответа и сравнивает с таблицей результатов. В последней содержатся номера принятых утверждений и их характеристика.
Советы родителям
Евгения Пустовая считает, что главная профилактика состоит в соблюдении следующих рекомендаций:
- Уделять ребенку больше внимания. Навязчивому воспитанию предпочитать советы.
- Заниматься развитием чада. Особое внимание стоит уделить упражнениям на развитие мелкой моторики, концентрации внимания и образного мышления.
- Не завышать ожидания от ребенка. Такое поведение родителей сильно влияет на самооценку. Следствием становится неуверенность в себе, страх успеха. В будущем может развиться синдром самозванца.
- Не сравнивать с другими. Последствия те же, что и при завышенных ожиданиях.
- Помочь ребенку найти увлечение по душе. Самореализация позитивно сказывается на социальной адаптации.
Что делать учителям
По исследованию Пустовой, в среднем, каждый класс содержит 14% неприспособленных школьников. Адаптация учеников во многом зависит от учителя. Он должен создать атмосферу успеха на уроке, помочь сверстникам наладить отношения. Важно подчеркивать успехи детей. Спокойствие – лучший друг педагога. Отдавать преимущество следует личностно-ориентированному подходу. Ведь каждый школьник – уникален. Для реализации вышесказанного сначала нужно стать авторитетом для учащихся. Искренний интерес к их увлечениям, понимание и долготерпение – залог успеха.
Заключение
Адаптация к школе начинается до поступления в нее. В этом большая роль отдается родителям. Педагог работает только с тем результатом, которого достигли родители ребенка. Наибольшее распространение школьная дезадаптация получила в начальных классах. Соблюдая рекомендации специалистов, можно помочь ребенку испытывать радость от учебы.
РОМАН ДЯЧЕНКО, специально для Evrikak.ru