Почему дети рождаются олигофренами, и можно ли научить их полноценно жить

По данным Википедии, олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденная или приобретенная с раннего детства задержка или неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, с врожденным слабоумием рождается около 3% детей во всем мире.

Раньше считалось, что люди с врожденными пороками развития центральной нервной системы, которые и являются причиной олигофрении, обречены и не способны к социализации. Современное общество более гуманное. Раньше родители оставляли больных олигофренией детей в специализированных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Некоторые семьи, в частности известные личности, наоборот гордятся своими детьми и делятся опытом воспитания.

О том, как определить олигофрению, причины врожденного слабоумия, симптоматика, диагностика, профилактика и др., узнаете из нашей статьи.

Вам понадобятся:
1

Как определить олигофрению

Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.

Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.

Когда болезнь обусловлена генетическим фактором, врачи определяются с диагнозом еще до рождения ребенка и сообщают о нем родителям. Врожденное слабоумие может являться не отдельным синдромом, а идти в комплексе других психоневрологических патологий.

Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.

Методы определения олигофрении:

  1. Скрининговые обследования во время беременности.
  2. Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
  3. Наблюдение за беременностью и родами.
  4. Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
  5. Диагностика психической задержки развития младенца.
  6. Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
  7. Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
  8. Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.
2

Наследственные причины

Генетически, причины врожденного слабоумия носят эндогенный (внутренний) характер. Источником являются хромосомные патологии, нарушение метаболизма, специфические синдромы.

Например, синдром Дауна – наличие 21 лишней хромосомы. Послужить причиной развития олигофрении могут такие заболевания, как синдром Шерешевского-Тренера Клайнфельтера, Рубинштейна-Тейби.

Различают антенатальные и постнатальные факторы генетически обусловленной олигофрении.

Антенатальные причины:

  • Гипоксия плода, вызванная плацентарной недостаточностью;
  • Другие патологии плаценты;
  • TORCH-инфекции матери в период беременности (цитомегаловирус, герпетическая инфекция, токсоплазмоз и краснуха);
  • Токсическое воздействие некоторых химических веществ;
  • Алкоголизм и наркомания матери, а также применение запрещенных во время беременности лекарственных препаратов;
  • Радиоактивное воздействие;
  • Преждевременные роды.

Постнатальные причины:

  • Асфиксия плода во время прохождения через родовые пути;
  • Черепно-мозговые травмы новорожденного;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.
3

Симптомы олигофрении в разном возрасте

У новорожденных

  1. Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
  2. Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
  3. Другие внешние патологии.
  4. Выявление патологий внутренних органов;
  5. Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
    – Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
    – Чрезмерная бледность кожных покровов;
    – Судороги и др.

В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)

Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.

  1. В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
  2. В два – долго изучает предметы на расстоянии.
  3. В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
  4. Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.

При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.

К факторам риска врожденного слабоумия относится регресс в развитии младенца.

Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.

У дошкольников

Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.

  1. Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
    Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения.
  2. Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.

Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.

В школьном возрасте

При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.

  1. У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
  2. Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
  3. На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.
Дети с врожденным слабоумием способны к соучастию и сочувствию, умеют дружить, что не всегда можно сказать о детях, чье развитие соответствует медицинским стандартам.
4

Классификации врожденного слабоумия

Традиционная классификация

Степень тяжести Характеристика
Легкая Дебильность характеризуется отсутствием абстрактного, но сохранением наглядно-образного мышления. Наблюдается скудность речевого запаса. Характерны внешние признаки олигофренического компонента, такие как “лобное” выражение глаз и чрезмерная мимика. В некоторых случаях дети с легкой степенью олигофрении отличаются от сверстников только сложностями в обучении в общеобразовательных школах.
Средняя Имбецильность характеризуется конкретным мышлением, практическим отсутствием фразовой речи, стойкими нарушениями движений. Внешние признаки умственной отсталости в данном случае выражены гораздо сильнее, чем при дебильности.
Глубокая Идиотия служит причиной для инвалидизации ребенка. Дети абсолютно не социализированы, не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

  1. Легкая степень – при коэффициенте интеллекта 50-60.
  2. Умеренная степень – при коэффициенте интеллекта 35-49.
  3. Тяжелая степень – уровень развития интеллекта от 20 до 34.
  4. Глубокая степень – коэффициент интеллекта меньше 20-ти.

Классификация по Певзнер

  • Неосложненная степень – познавательная деятельность развита слабо, но сохраняются эмоционально-волевая сфера, способность к трудовой деятельности, поведение адекватно ситуации;
  • Осложненная процессами нейродинамики олигофрения сопровождается нарушениями процессов возбуждения и торможения. В первом случае дети крайне импульсивны, неуравновешенны, отвлекаемы, отличаются конфликтностью; во втором – вялые и инертные, безынициативны, не организованы;
  • Олигофрения, сочетающаяся с психопатоподобным поведением – страдает эмоционально-волевая сфера, в некоторых ситуациях такие дети могут представлять угрозу для других детей, для них не свойственно чувство стыда, отсутствует критичность к своему поведению, иногда наблюдаются вспышки агрессии;
  • Осложненная некоторыми отдельными анализаторами олигофрения – слабоумие предопределено наличием у больного сложного дефекта, например, глухота или слепота, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата;
  • Олигофрения, вызванная нарушениями деятельности лобных долей головного мозга – глубокая интеллектуальная недостаточность, познавательная деятельность отсутствует, страдает эмоционально-волевая сфера, поведение далеко от принятых социальных норм.
5

Как отличить олигофрению от деменции

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в возрасте до 3-х лет заболеванием; деменция – приобретенное во взрослом возрасте (реже, после 3-х лет) слабоумие, вызванное рядом причин.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной патологии стабильна. Деменция может прогрессировать.
  3. Человек, страдающий приобретенным слабоумием, до заболевания был интеллектуально полноценным. Ребенок-олигофрен рождается с интеллектуальным дефектом.
  4. При деменции наблюдается поражение отдельных видов познавательных процессов при относительной сохранности других. При олигофрении степень нарушения когнитивных процессов тотальна.

6

Как диагностировать болезнь у детей

Диагностирование врожденного слабоумия проводится комплексно психиатром, невропатологом и психологом.

Внешние признаки олигофрении:

  • Вздернутый, как бы “приплюснутый” нос и лицо, характерное “височное” положение глаз;
  • Наличие одиночной складки на внутренней стороне ладони;
  • Пятый палец заметно короткий;
  • Большое расстояние между большим и остальными пальцами на ноге.
7

Методы устранения первопричины олигофрении

Вылечить олигофрению невозможно, но облегчить состояние ребенка вполне реально.
  1. Проводится симптоматическое лечение, которое предусматривает прием пациентом различных фармакологических препаратов.
  2. Лекарственная терапия проводится в комплексе с психокоррекцией и психотерапией и занятиями с логопедом.

Последние три метода в некоторых случаях являются ведущими и способствуют социализации ребенка. В ситуациях, когда первопричиной олигофрении являются различные инфекционные заболевания, проводится симптоматическое лечение.

8

Народные средств (фитотерапия)

Чему способствуют фитопрепараты:

  • Повышению скорости реакции;
  • Улучшению функционирования познавательных процессов: внимания, памяти;
  • Нормализации кровообращения;
  • Обогащению клеток головного мозга кислородом;
  • Стабилизации ЦНС.

К таким фитопрепаратам относятся: Интеллан, Пирацетам, Фезам, Пантокрин, различные настойки на травах и др.

Очень важно, чтобы препараты были назначены врачом. Самолечение может усугубить ситуацию.

9

Профилактические меры

Профилактика врожденной умственной отсталости начинается еще в период планирования беременности.

  1. Будущим родителям необходимо посетить генетика и исключить наследственный фактор.
  2. Женщине следует сдать анализы на TORCH-инфекции, которые могут приводить к различного рода патологиям плода.
  3. Избавиться от вредных привычек задолго до наступления беременности.
  4. В период вынашивания плода необходимо постоянно наблюдаться у гинеколога, который ведет беременность, и пройти необходимые обследования.
  5. Проводить беременность в хорошей экологической обстановке, исключить воздействие токсичных веществ на организм.
  6. Принципиально важно будущей маме сохранять спокойствие и не переживать по пустякам.
10

Как ухаживать за больным ребенком

Уход состоит не в приготовлении особенной пищи, а, скорее, в постоянном внимании, окружении заботой и лаской.

Психологи советуют стараться приучать таких детей к самостоятельности настолько, насколько это возможно.

Ребенок с врожденным слабоумием требует постоянного присмотра.

Заключение

Заключение

Дети с диагнозом “олигофрения” являются такими же членами общества, как и здоровые. Врожденное слабоумие не означает, что ребенок обречен на печальное будущее. При хорошем уходе, вовремя проведенной коррекции и устранении симптоматики первопричины заболевания, такие дети имеют все шансы на долгую и счастливую жизнь.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

1 Да Нет 0