Детская фантазия обильна на разнообразные образы и вымыслы, но не каждый малыш воспринимает объект фантазии реально.
В возрасте до 7 лет в наличии выдуманного друга психологи не усматривают проблем в силу особенностей развития мозга ребенка. Фантазия бурная, чадо ежедневно познает мир и впитывает кучу информации, поэтому и «выдает» нереальных друзей или события.
В статье мы поможем разобраться, почему у ребенка появился воображаемый друг, зачем он ему и как себя вести родителям в данном случае.
Причины появления у ребенка вымышленного друга
Человеческий мозг похож на пазл, который должен быть собран. Если каких-то деталей не хватает, включается фантазия и происходит достройка вымышленной информацией. Информация, в данном случае, – это определенные неясные ситуации: недостаток внимания со стороны родителей, ощущение ненужности, непосильная ответственность и т.д.
Неудовлетворенный ребенок ищет поддержки или компенсации в ситуациях, когда взрослые не добавляют чего-то или не объясняют на понятном ребенку языке.
Причины появления вымышленного друга:
-
Одиночество
Малыш ощущает себя покинутым и ненужным, поэтому придумывает образ, с которым можно общаться, играть, ссориться и мириться.
-
Страх
При возникновении страха ребенок нуждается в опоре. Хочется, чтобы защитили, успокоили, поддержали. Не получая должного внимания к страху со стороны взрослых, ребенок придумывает друга, который выполняет вышеперечисленные функции.
-
Гиперопека
Отсутствие возможности себя проявить и принять решение, подталкивает дитя придумать персонаж, рядом с которым он чувствует себя самостоятельным.
-
Чувство вины
Дети часто испытывают вину за то, что не соответствуют ожиданиям взрослого, например считают себя причиной ссоры. Такие ощущения – непосильная ноша для ребенка. Поэтому возникает воображаемый друг, на которого можно сбросить вину или получить поддержку.
-
Нехватка впечатлений
Отсутствие красок в жизни ребенка, разнообразия впечатлений и смены картинок подталкивают к усилению фантазии и продуцированию воображаемых персонажей, которые заменяют скучный мир.
Почему родители беспокоятся, слыша, как ребенок разговаривает сам с собой
Даже самые кратковременные и невинные разговоры ребенка с самим собой вызывают беспокойство у взрослых. Они сразу усматривают в таких беседах отклонения и психические расстройства. К сожалению, такое тоже может быть, если у ребенка есть генетическая предрасположенность к заболеваниям такого рода.
Симптомом многих расстройств психики являются галлюцинации и бред, когда человек разговаривает в одиночестве с кем-то воображаемым. Но проявления этих серьезных болезней в подавляющем большинстве возникает в пубертатном возрасте или позже.
Поэтому, если малыш общается сам с собой, он ведет беседу с воображаемым другом. Как только он отправится в школу и найдет собеседников, потребность в вымышленном персонаже отпадет.
Как себя вести родителям
- Не затыкайте рот ребенку. От запретов на общение “друг” не исчезнет, а доверие к вам пошатнется.
- Не высмеивайте “друга” и не обесценивайте его значение в жизни малыша. Если персонаж появился, значит он выполняет какую-то важную функцию и вам следует разобраться с ней.
- Вслушайтесь в разговор. Так вы сможете лучше понять потребности ребенка, определить, чего не хватает и в чем он сейчас нуждается.
Подумайте, каким образом, вы можете удовлетворить потребности чада. Если малыш одинок – чаще бывайте вместе, если вы слишком его «залюбили» – придумайте зону ответственности ребенка, пусть почувствует себя сильным и важным.
Когда бить тревогу и к кому обращаться
Наличие воображаемого друга предполагает обращение к психологу. Родителям самостоятельно сложно вычислить причину появления нового персонажа и найти способ помочь ребенку. Нескольких занятий психолога с малышом и беседы со взрослыми достаточно, чтобы устранить проявления синдрома.
- Ребенок ежедневно говорит о вымышленном друге.
- Он стал замкнутым, необщительным.
- Плохо идет на контакт с реальными людьми.
- Окружающий мир перестал интересовать малыша.
- Не отличает реальность от иллюзии.
Как помочь ребенку избавиться от синдрома
Каждый случай возникновения вымышленных друзей индивидуален и требует работы психолога в рамках конкретной семьи. Но есть общие положения, которые помогут всем родителям:
- Поговорите с ребенком о его “друге”. Расспросите о том, какой он, чем интересен, о его характере. Ответ – это и есть то, чего не хватает вашему ребенку, ведь часто воображаемых друзей наделяют качествами, которых нет в малыше или в родителях.
- Определите приоритеты. Если вы столкнулись с такой проблемой и понимаете, что малышу требуется помощь в виде внимания, расширения круга общения и т.д., не отмахивайтесь и не ожидайте, что пройдет само. Игнорирование потребностей чада приведет к тому, что ребенок вырастет инфантильным, живущим в придуманной реальности, безответственным.
- Не зацикливайтесь на детских фантазиях и не критикуйте ребенка за них, а предоставьте помощь.
- Сделайте все, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, важным, ценным и любимым в семье. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, успокаивайте в случае неудач, поддерживайте. Тогда ему не придется искать «замещающие объекты».
Заключение
Синдром Карлсона – несложный психологический недуг, но крайне показательный на предмет отношений в семье, к ребенку. В атмосфере любви и счастья воображаемый друг не возникнет. Делайте все возможное, чтобы предотвратить необходимость компенсации ваших взрослых «недовложений» в ребенка.
Воображаемый друг – это замечание родителям.
ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru