Воспитание – это система взаимоотношений между взрослыми и детьми, которая предполагает уход, удовлетворение потребностей и передачу опыта старшего поколения молодняку.
Цель воспитания – научить ребенка жить и эффективно взаимодействовать в окружающем мире самостоятельно.
Родители, рано или поздно, уйдут. Поэтому их главной задачей является научение чада жить своим умом и без их помощи.
Младенец не может обслуживать сам себя, и без заботы мамы он просто погибнет. Но по мере взросления, родители обязаны постепенно обучать его навыкам самообслуживания, самостоятельности, открывать мир, защищать и т.д. Именно семья или другие значимые взрослые (опекуны, воспитатели в детских домах и т.д.) вкладывают в малыша багаж знаний и опыта, который во взрослом возрасте станет его внутренним голосом.
Систем и типов воспитания существует масса. Каждая семья выбирает тот вариант, который лучше всего «ложится» на ее ценности, взгляды, возможности. У каждой есть свои плюсы и минусы. Но есть общие правила, следуя которым, каждый родитель может вырастить счастливую личность в психологическом и физическом плане.
Любая воспитательная парадигма – это система установленных правил общежития, следовать которым ребенок обязан, иначе последует наказание.
К сожалению, многие семьи не располагают ни четкими правилами, ни осмысленной системой наказаний. Нормы поведения не озвучиваются, а наказание бессистемное.
- Чаще, это повышение голоса;
- Физическое воздействие;
- Запреты разного рода.
Иногда доходит до того, что ребенку вообще ничего нельзя, кроме посещения школы и уборки своей комнаты. Родители видят не живого человека, пусть и маленького роста, а робота, исполняющего их волю. Не выполнил установленное – наказан.
Тем не менее, если вы готовы вкладывать в свое любимое чадо то, что поможет ему в будущем, обладаете терпением и здравым смыслом, эта статья для вас. В ней мы расскажем о том, чего запрещать не стоит в воспитательных целях и почему.
Выражать собственные эмоции
Если ребенок боится – он будет плакать. Если подарили красивую игрушку – будет смеяться. Психологи не разделяют эмоциональный фон на позитивный и негативный. Нет плохих и хороших эмоций. Есть реакция.
Современное общество, к сожалению, усматривает в некоторых угрозу и учит сдерживать «неправильные» эмоции. Детям запрещают плакать, стучать кулаками или капризничать. С одной стороны, следует обучать правилам поведения в обществе, но трамбовать и давить эмоции в себе нельзя.
Не запрещайте ребенку сдерживать свои эмоции. Научите делать это в приемлемой форме.
Если малыш расстроен, обнимите его и скажите, что вам искренне жаль, что так вышло. Согласитесь с тем, что эмоции у ребенка есть (даже если они непонятны вам или смешны). Нужно помочь их прожить.
Даже в слезах нет ничего страшного.
Помогать родителям
Часто родители ожидают, что малыш начнет делать действие правильно сразу. Захотел принести маме компот и разлил. Или хотел помыть пол, но еще больше размазал грязь. Это нормально, когда дети ошибаются обучаясь.
Не стоит отбирать половую тряпку или чашку с остатками компота и кричать:
«Маленький еще! Не трогай, ничего не получается!»
Так вы отобьете желание совершенствовать навык и помогать вам в принципе. А для чего, если вы все равно не довольны?
Самостоятельно питаться
Часто мамы кормят с ложки детей до 6 лет. И чашку ко рту поднесут, и вилкой картошку подавят, и салфеткой рот вытрут. С одной стороны, это демонстрация любви и заботы о ребенке. С другой – медвежья услуга.
Без навыков самостоятельно есть, одеваться и справлять нужду, ребенок растет инфантильным и неприспособленным к жизни. А взрослые инфантильные дети – это очень нехорошо. Из-за этого возникают проблемы в детских коллективах, когда над ребенком-неумехой смеются сверстники. Также, малыш учится тому, что ему не нужно стараться и прикладывать усилия, чтобы что-то получить. За него все сделают.
Навык самостоятельной еды полезен для развития мозга. Моторика рук напрямую связана со стимуляцией полушарий. Чем больше малыш совершенствует навыки руки, тем лучше развивается его интеллект.
С полутора лет можно спокойно вручить малышу ложку и пусть учится. Да, кашей вымажет себя и мебель, но важнее другое – научить и подкрепить самостоятельность.
Вы читали нашу статью о том, как научить ребенка кушать ложкой? Если нет, рекомендуем прочитать.
Высказывать личное мнение
К детям в семьях часто не прислушиваются. Родители взрослые и умные – сами знают, как правильно поступить и что делать. Но это позиция неверная. Существует масса вещей, которые ребенок способен решать или по поводу них высказываться. Озвучивать свою позицию очень важно.
- Во-первых, здорово, что она (своя позиция) есть.
- Во-вторых, в диалоге со взрослыми ребенок учится как отстаивать ее, так и идти на компромисс, соглашаясь с родителями.
Такой навык нуждается в подкреплении:
«Малыш, а ты что думаешь по этому поводу?»;
«Коля, как ты считаешь?» и т.д.
С раннего возраста предлагайте ребенку самостоятельно сделать выбор. Например, какие колготы сегодня надеть. На завтрак поесть кашу или творожок.
Но не стоит грузить ребенка выбором не по возрасту и спрашивать мнение о взрослых проблемах.
В одной из наших статей мы делимся несколькими секретами, как сделать ребенка уверенным в себе. Рекомендуем ими воспользоваться.
Смотреть мультики
Просмотр мультфильмов – это любимое занятие детей всех возрастов. Мультик – отличный способ увлекательно провести время и научить ребенка чему-то.
Сейчас есть много познавательных, обучающих мультфильмов, которые поведают то, чего не знают родители.
Поэтому, вместо запретов смотреть мультфильмы, обсудите с ребенком сюжет:
- “Кто больше всего нравится?”;
- “Почему герой поступил так?”;
- “Что бы ты сделал на его месте?”.
Не стоит запрещать смотреть мультики, но важно подходить к этому с умом. Если ребенок сутками глазеет в экран, последствия хуже, чем вообще не смотреть.
- Ограничивается кругозор;
- Притупляется любопытство;
- Утрачиваются навыки общения со сверстниками;
- Ребенок начинает жить в мультяшном мире, а не в реальности.
Не запрещайте, а ограничивайте время. И следите за смыслом того, что смотрит ребенок. 7-летнему малышу не стоит включать страшилки, а 13- летнему подростку не будут интересны сказки. Лучше поделитесь с ребенком секретами, как научиться дружить.
Бегать и прыгать
Чем лучше развит ребенок физически, тем лучше развивается его мозг.
Сдерживать ребенка в движениях нельзя, это залог его здоровья и полноценного психофизического развития.
Часто родители запрещают бегать и прыгать в неположенных и опасных местах. В автобусе, на высоте, на дороге и т.д. Причина очевидна – взрослые опасаются за жизнь и здоровье малыша.
Вместо ограничений стоит организовать возможность для безопасного удовлетворения потребностей в физической нагрузке.
- Это может быть детский центр;
- Стадион за домом;
- Домашний спортивный уголок и т.д.
Играть с домашними животными
Наличие домашних животных в доме благоприятно действует на развитие ребенка. Кошка, собака, попугай или рыбки – это живые существа, жизнь которых требует ответственного подхода как со стороны взрослых, так и детей. О них нужно заботиться, кормить, лечить.
Помимо обеспечения жизнедеятельности животного, с ним можно играть и баловаться. Игры с животными не стоит вносить в список запрещенного.
- Во-первых, тактильный контакт с шерстью имеет успокоительное действие.
- Во-вторых, играя с животным, ребенок развивает осторожность и понимает ограничения другого существа, а значит, будет общаться так же с людьми.
- В-третьих, дружба с животным для ребенка имеет колоссальное значение, так как вызывает гордость за то, что питомец уважает его и любит.
Частые запросы детей в интернете “как маму уговорить купить собаку“. Пойдите другим путем. Не ждите уговоров. Просто выслушайте ребенка, и обсудите по-взрослому с ним все нюансы, которые касаются содержания животного в доме. Ребенок должен понимать и свою ответственность. Позвольте ему проявить свою серьезность и надежность. Ведь это не проблема. Есть спокойные собаки для квартиры, например.
Пачкаться, устраивать беспорядок
Часто родители запрещают ребенку двигаться и прикасаться к предметам, чтобы только не запачкался. Соблюдение чистоты и гигиены важно, но главное, не переборщить с «чистоплотностью».
Дети познают мир ежесекундно двигаясь, трогая, ломая, теряя предметы и вещи. Это нормально.
Придерживайтесь золотой середины:
- Если испачкался, вытрите руки.
- Если вам сложно ухаживать за грязной одеждой, тогда одевайте ребенка на прогулку во что-нибудь не праздничное. Платье с великолепными оборками и белоснежные банты порадуют вас, но никак не ребенка, который хочет бегать и прыгать, а ему нельзя «ибо вымажешь и порвешь!»
Не ругайтесь за устроенный беспорядок из кучи игрушек, вещей, покрывал и подушек в детской комнате. Возможно, это волшебный замок, в котором живут феи. Обучайте ребенка находить нужные вещи.
Например:
«Ой, какая огромная куча из игрушек! Как же разобраться, где какая? Миша, а давай разложим их по местам, ведь так проще будет узнать, а вдруг какая-то потерялась!?»
Такой подход учит систематизировать предметы и понимать, для чего это нужно!
Разрешайте детям иногда устраивать беспорядок и помогайте направить на уборку не потому, что так надо, а потому, что в порядке легче жить и находить вещи. В противном случае, такой человек может использовать другие «источники хаоса», где он сам себе хозяин.
Фантазировать
Каждый родитель сталкивается после 3-4 лет с непонятными рассказами о страшилищах, волшебных феях или доблестных героях из уст своего малыша. При этом, ребенок играет ключевую роль в своих историях: преодолевает трудности, ищет клад или загадывает джину желание. Не стоит пугаться таких фантазий, тем более, пресекать ребенка или высмеивать.
Если вы слышите такие невероятные истории, включитесь в «игру». Поспрашивайте малыша о сути истории, повосхищайтесь его смелостью, дослушайте до конца.
Помимо полезной информации о личности ребенка, «включение» родителя в фантазию располагает к доверию. Фантазии через пару лет прекратятся по естественным причинам, когда энергия будет направлена на обучение в школе, например. А доверие к вам останется, родитель станет надежным другом, на которого можно положиться.
Помимо этого, фантазировать не перестанет, а вот доверительно озвучивать – точно. Может появиться воображаемый друг – это уже не совсем хорошо. Почему? Об этом можете прочитать в нашей статье, почему у ребенка появляются вымышленны друзья, и в чем здесь родительская ошибка.
Не доедать еду
Дети имеют право есть столько, сколько хочется, а не столько лежит на тарелке. К сожалению, упорное «запихивание» еды в чадо несет только вред.
Поглощение еды без аппетита вредит здоровью и психике. Во взрослом возрасте это чревато действиями и отношением к себе «без смысла»: делаю, потому что надо или сказано. Такая позиция развивается в робость, податливость, «всеядность», неумение за себя постоять, непонимание своих истинных желаний и потребностей. Поэтому не заставляйте есть.
Играть на площадке со сверстниками
Ребенок развивается и приобретает нужные социальные навыки исключительно в коллективе. Ни одна лучшая бабушка или мама не заменят общение со сверстниками.
Взаимодействие с себе подобными обучают:
- Решению конфликтов;
- Общению;
- Уважению к другим;
- Умению защищать себя и свое имущество;
- Правилам хорошего тона и этикету и т.д.
Исследовать предметы, окружение
Несмотря на то, что исследование окружающего мира доставляет родителям много хлопот, запрещать нельзя. Конечно, вывернутые тумбочки, разбросанные предметы не радуют. Но на чашах весов развитие ребенка и порядок в доме. Что выбираете?
В случае интереса ребенка к опасным предметам или веществам, покажите это самостоятельно. Например, зажгите свечу и покажите огонь, но не давайте ребенку это делать самому. Расскажите об основах безопасности.
Поддержка познавательного интереса родителями позволит стремиться к познанию нового опыта всю жизнь, развиваться, учиться и наслаждаться этим.
Совершать ошибки
Как бы жалко вам не было ребенка, только собственный опыт, основанный на ошибках, принесет пользу. Дети набивают шишки, падают, обижаются и т.д. Все это необходимо, чтобы малыш сделал собственные выводы о том, что ему нужно, а что нет.
Не запрещайте совершать ошибки и получать ценный опыт. Так формируется ответственность за принятые решения.
Задавать вопросы
Дети – большие почемучки! Все хотят знать, иногда родителей ставят в неловкое положение своими вопросами. Не пугайтесь.
Поток вопросов – это нормальный процесс познания ребенком окружающего мира. А как же иначе он узнает, почему вода мокрая или небо голубое?
Главное, не оставляйте ребенка без ответа. Так он постепенно утратить желание узнавать новое или станет искать ответы в другом месте. Обычно, это улица, другие дети. А они могут дать «неправильный» ответ.
Иметь секреты
У каждого человека есть скелеты в шкафу. И у взрослых, и у детей. У первых много, у вторых поменьше.
Иметь секрет – это право каждого, и вашего ребенка также. Следует уважительно относиться к его секретам и не давить, если он не хочет вас в него посвящать.
Переход границ с целью узнать секрет дети воспринимают болезненно. Это верный способ разрушить доверие и не иметь понятия, что будет происходить в жизни ребенка вообще в будущем.
И помните, воспитание ребенка – это большая ответственность.
Заключение
Те вещи, которые мы так часто запрещаем нашим детям, необходимы для их полноценного развития и становления личности. На ошибках учатся и приобретают новый опыт. Вопрошают, чтобы узнать этот бездонный мир. Высказывают свою точку зрения, чтобы быть услышанным.
Обходите запреты. Вместо этого, станьте другом, который и ответит, и подскажет, и пожалеет и душу наизнанку не вывернет: «Каков твой секрет?». Поступайте так, чтобы ребенок вырос другом, а не инфантильным тревожным тюфяком.
ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru