Ребенок 2-х лет очень любит игрушки, легко соглашается играть в развивающие игры и быстро воспринимает информацию. В этом возрасте родителям нужно особое наблюдение за чадом, так как он очень активен и стремительно развивается.
О том как растет малыш и какие занятия использовать для его дальнейшего развития вы узнаете из статьи.
Особенности возраста
- Улучшается координация движений. Может складывать конструктор, мозаику, пазлы и др.
- Стремительно развивается логическое мышление. Может сам разобраться, как работает предмет, с чего он состоит.
- Развивается чувство пространства. Питается ударить мяч в нужном направлении, бросить его в кольцо.
- Ребенок контролирует направление своего движения, знает, когда нужно остановится, а когда ускорится.
- Пробует учить что-то новое сам.
Физическое развитие
- Рост 82-94 см
- Вес 10-15 кг
В этом возрасте заканчивается прорезывание зубов.
У двухлетнего ребенка 20 зубов, такое количество остается до 6-7 лет, когда молочные зубы начинают сменяться постоянными.
Питание
В рационе обязательно должны входить легко усваиваемые белки, витамины и минералы.
Рацион состоит из:
- Молочные каши;
- кисломолочные продукты (в день по 500-700 мл молока или кефира);
- творог, сыр (творожные запеканки, вареники с сыром);
- овощные блюда (из свеклы, капусты, моркови, тыквы, кабачков).
Режим дня
- 8.30-9.00 Пробуждение, умывание
- 9.00 Завтрак
- 9.30-12.00 Прогулка
- 12.00-13.30 Спокойные игры
- 13.30 Обед
- 14.00-16.00 Дневной сон
- 16.30–17.00 Полдник
- 17.00–21.00 Прогулка
- 21.00 Ужин
- 21.30–22.00 Купание
- 22.00 Ночной сон
Навыки
Должен уметь:
- Бегать, выходить и спускаться с лестницы;
- открывать и закрывать дверь;
- переступать через препятствия;
- складывать разные фигурки из конструктора;
- сооружать пирамидку из колечек;
- ловить и бросать мяч обеими руками;
- самостоятельно есть с ложки и пить с чашки;
- откликаться на просьбу родителей помочь по дому;
- понимать истории о знакомых событиях;
- давать ответы на несложные вопросы: “Как тебя зовут”, “Сколько тебе лет”, “Как зовут твою собачку” и др.;
- с легкостью показывать части тела;
- иметь словарный запас 100-300 слов;
- формулировать короткие предложения;
- показывать и называть, что находится на картинке;
- здороваться и прощаться;
- дополнять слова в знакомых песнях;
- издавать звуки животных;
- рисовать “каляки-маляки” на бумаге;
- уметь различать несколько цветов.
Как развивать малыша
Физическое
Подвижные игры и упражнения помогают малышу становиться более гибким, ловким и сильным. Детям в этом возрасте нужно много двигаться.
Занятия для физического развития:
- Чередуем быстрый бег с медленным;
- Бегаем на носочках;
- Подпрыгиваем на двух ногах на месте;
- Бросаем маме мячик и ловим обратно;
- Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу. Руки – в стороны.
- Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, подкрадываемся, как кошечка, ползаем, как гусеница, топаем, как слон, машем руками, как птица.
- Перекатываемся по полу.
- Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
- Ходим по нарисованной линии – прямой и извилистой.
- Висим на кольцах или турнике.
- Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
- Ходим на руках.
Познавательное
Изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики.
Занятия:
- Изучаем геометрические фигуры;
- Называем предметы и цвета;
- Ищем названный предмет в комнате или на картинке;
- Ищем пару к парным предметам;
- Изучаем птиц и насекомых;
- Рассказываем об профессиях;
- Вместе вспоминаем, что делали утром, вчера.
- Находим одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах, и различия на картинках;
- Изучаем понятия «мало» и «много», «ближе» и «дальше»;
- Сортируем предметы по цвету и величине;
- Складываем пазлы из разрезных картинок, из 2-4 деталей;
- Сопоставляем картинки в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто, что ест», «кто, как говорит» и т.п.;
- Строим башню из кубиков разного размера, сортируем из по величине, по цвету.
Сенсорное
Такой вид развития ребенка направлен на его органы чувств. Такие занятия воздействуют на слух, зрение, обоняние, вкус.
- Ощупываем предметы с разной фактурой;
- Изучаем понятия «холодный» и «теплый»;
- Изучаем вкусы и запахи, показываем на примерах;
- На ощупь определяем гладкое, шершавое, мягкое, твердое.
Музыкальное
Развивает слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.
Занятия:
- Слушаем детские песенки и классическую музыку;
- Отличаем разные виды музыки: быструю от медленной, веселую от грустной т т.п.;
- Прислушиваемся к разным звукам: шум деревьев, звук автомобиля, пение птиц и др.;
- Определяем, откуда издаются звуки, например, автомобиль едет по трассе;
- Играем на детских музыкальных инструментах;
- Слушаем, как звучат разные инструменты: баян, гитара, труба, пианино и т.п.;
- Слушаем пение мамы;
- Танцуем с мамой быстро и медленно.
Речевое
Способствует увеличению словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым.
Занятия:
- Общаясь с малышом, рассказывайте все, что происходит в его жизни;
- Чтение книг и обсуждение прочитанного;
- Показывать в ролях короткие сказки вместе с малышом;
- Описывать предметы, которые видит малыш;
- Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других);
- Играем с мыльными пузырями;
- Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
- Учимся говорить шепотом и громко.
Задания для детей, которые не усвоили речь:
- Произносите вместе с ребенком такие выражения, к примеру: «тук-тук», «ква-ква», «му», «мяу», «гав-гав»и т. п.
- Делайте пальчиковую гимнастику.
- Говорите с ребенком медленно, четко выговаривая каждое слово.
- Читайте вслух сказки или стихи с короткими предложениями.
- Создавайте ситуации с игрушками, при которых ребенку нужно будет издавать звуки. К примеру, машинка гудит «би-би», кукла плачет «а-а» и т. п.
Творческое
Стимулирует творческие способности малыша: рисование, конструирование, лепка, создание аппликаций и т.п.
Занятия:
- Изображаем круги, линии разной длины и размеров;
- Дорисовываем ниточки к шарикам, стебельки цветам;
- Выбираем цвета для рисунка;
- Оставляем на бумаге отпечатки краски губкой;
- Учимся рисовать красками с кисточкой;
- Рисуем пальчиками.
- Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
- Выполняем несложную аппликацию.
Социальное
Важную роль отыгрывает общение со сверстниками двухлетнего ребенка. Малыш тянется к другим детям, повторяет их движения.
Занятия:
- Обращаем внимание ребенка на других деток;
- Учим меняться игрушками с другими;
- Объясняем, когда нужно пожалеть людей, к примеру, когда девочка упала;
- Обучаем мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем;
- Убираем вместе с малышом со стола после еды;
- Вытираем разлитую воду со стола губкой;
- Учим самостоятельно одеваться и раздеваться;
- Поливаем с ребенком цветы;
- Убираем и складываем игрушки вместе с малышом.
Какие игрушки должны быть
У малыша 2-3 лет должны быть игрушки из 3 категорий:
-
Развивающие
— лото;
- пазлы;
- краски, мозаика.
-
Обучающие
— детские колясочки и кухни;
- гладильная доска.
-
Для активных игр
— мячики;
- паркинги;
- мини-кегельбаны.
Уход за ребенком
Для правильного развития важен режим сна и питания, уход, гигиена.
Ребенок этого возраста должен достаточно отдыхать. Спать около 12-13 часов в сутки. Днем – 2-2,5 часа.
- Учите кроху самостоятельно чистить зубы и умываться. Приучайте, что перед едой и после прогулки надо обязательно вымыть руки.
- Необходимо полностью отойти от использования памперсов или оставить их только на крайний случай (поход в гости, прогулка, далекая поездка). В этом возрасте нужно приучивать ребенка к горшку.
- Объясняйте правила поведения за столом: нельзя махать руками, проливать жидкость из чашки, переворачивать тарелку с едой.
- Кушать ребенок должен не за общим столом, а за отдельным детским столиком, ведь в обществе ему еще не комфортно, важно иметь личное пространство.
Советы родителям
Двухлетний малыш развивается быстрыми темпами. Не упускайте момент взросления.
- Играйте в интересные игры, читайте сказки, учите новые слова, слушайте вместе музыку. Занятия должны приносить ребенку радость, лучше проводить их в игровой форме.
- Завлекайте ребенка к домашним делам, пусть он помогает вам (протереть пыль, покормить домашнего питомца и т.п.).
- Заботьтесь об отдыхе малыша, не забывайте, что он обязательно должен спать днем.
- Если у крохи что-то не получается, не кричите на него и не “тыкайте” в проблему пальцем, похвалите за старания.