Чем старше ребенок становится, тем больше вопросов задает. Его интересуют не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия, такие, как времена года и месяцы. Не каждый родитель может объяснить, почему летом жарко, а зимой холодно, что такое июнь, июль и т.д.
Для запоминания и объяснения можно использовать разные техники и методики:
- игры и ассоциации;
- сказки и стихи;
- загадки и книги;
- плакаты и карточки;
- мультфильмы и презентации.
В статье расскажем, как легко научить сына или дочь распознавать времена года.
Когда начинать
Для эффективного усвоения информации учить ребенка рекомендуется с 4-4,5 лет. К 5 годам малышу должен уже знать месяцы и времена года.
За это время он уже несколько раз наблюдал смену времен года и в этом возрасте имеет представление, что такое холод, тепло, дождь, снег.
С чего начинать
Начинать учить стоит с разноцветных картинок, на которых четко видна погода и сообразные каждому времени года занятия.
- Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз и подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.
- Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с крашенками и куличами;
- Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катие на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте.
- Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и т.д.
В качестве примера можете воспользоваться рисунками, которые покажете ребенку.
Задавайте правильные вопросы
Возьмите четыре листа бумаги разных цветов. Спросите у малыша, каким цветом, какую пору он бы обозначил. Исходя из этого, задавайте вопросы, которые помогут охарактеризовать каждый сезон:
- Как светит солнце?
- Есть ли осадки и какие?
- Что происходит с листвой?
- Чем взрослые занимаются?
- Какую одежду носят?
- Как ведут себя животные и птицы?
- Как дети проводят досуг?
Ответы на вопросы сопровождайте тематическими карточками или используйте книгу для наглядного примера.
Учитесь, играя
Можно купить лото, карточки, плакаты и, играя, описывать малышу, что в какую пору происходит.
Затем поиграть в пантомиму (изъяснения без слов, только посредством языка тела) или загадать загадки, чтобы закрепить полученные знания.
Можно на 3D-доске попросить ребенка нарисовать то, что у него ассоциируется с конкретной порой. Или рисуете вы, а малыш угадывает, к какому времени года относиться рисунок. На такой доске нарисованные картинки “оживают” и детям интереснее. По этой ссылке можете заказать 3D- доску со скидкой 50%.
Игры с одеждой
Достаньте вещи для разных сезонов, и попросите ребенка собраться на прогулку в определенное время года.
Метод наблюдения
Выберете вместе с ребенком какой-то объект за окном (дерево или цветок) и понаблюдайте, как он меняется в зависимости от погоды. Пусть малыш описывает, что происходит с объектом наблюдения, а вы записывайте. Лучше при помощи фотографий отмечать изменения.
Создайте семейный фото-календарь, чтобы ребенку легче было ассоциировать не только времена года, но и месяцы. Фотографии пусть будут сделаны в разное время года, чтобы ребенок смог их различить.
Найди лишнее слово
- Цветы, трава, солнце, снежинки, бабочки.
- Снег, коньки, снеговик, цветок, дед мороз, снежинка.
Придумайте другие варианты.
Какое время года напоминают рисунки
Стихи
Времена года
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Четыре цвета года
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Кто в чем
Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.
Вернисаж
Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение:
Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ, за ним АПРЕЛЬ и МАЙ.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.
За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.
За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, потом НОЯБРЬ засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.
Песни
Песенки про зиму
Про весну
Летние
Осенние
Посмотрите вместе с ребенком обучающие мультфильмы:
- «Уроки тетушки Совы»;
- «Паровозик Шонни»;
- «Малышарики»;
- «Смешарики» и др.
Загадки
* * *
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Времена года)
* * *
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
* * *
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
* * *
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
* * *
Дел у меня немало
— Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима)
* * *
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…(Весна)
Изучаем месяцы
Все 12 месяцев нужно разделить на 4 времени года, которые ребенок уже должен знать. Названия их нужно просто заучить. Проще это сделать, используя ассоциации.
Например: декабрь – Новый год, Дед Мороз, подарки; март – женский праздник 8 Марта, распускается ива, появляются первые подснежники и т.д.
Запоминаем количество дней в месяце
Быстро, удобно и правильно различить количество дней в месяце можно с помощью рук.
Правило “косточки”:
- Нужно сжать руки в кулаки и посмотреть на косточки.
- Первая косточка мизинца – январь, впадина после косточки – февраль и т.д.
- Месяц, который обозначает косточка имеет – 31 день; месяц “во впадине” – 30 (исключение февраль – 28/29 дней).
Учим времена года на английском
- Сделайте игровые карточки. На них должна изображаться пора года и ее название на английском.
- Создайте календарь ассоциаций на английском языке. Добавьте творчества в процесс: рисуйте, сделайте аппликации и поделки.
Чтобы легко выучить времена года на английском, рекомендуем просмотреть следующее видео:
Что нужно знать родителям
- Не начинайте обучение, когда ребенок не выспался или в плохом настроении.
- Изучая любой материал, провоцируйте ребенка на воспоминания. Пусть расскажет, что ему больше запомнилось и в какую пору. Так ему легче будет сориентироваться. Постепенно переходите к месяцам.
- Просматривайте мультики вместе с детьми, задавайте вопросы, отвечайте на их вопросы.
- Приобретите необходимую литературу: С. Бернер серия «Городок», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия», С. Маршак «Круглый год».