В шестимесячном возрасте малыш начинает ежедневно удивлять родителей новыми достижениями, проявляет характер, пытается издавать первые звуки и пробует взрослую пищу. Ребенок уже откликается на свое имя. Узнает маму и папу, реагирует на чужих людей. Больше интересуется окружающим миром, особенно игрушками.
Из статьи подробно узнаете, как развивается малыш в 6 месяцев и какими навыками должен обладать в этом возрасте.
Физиологические изменения
- Норма роста 64 – 67 см (+- 3 см)
- Норма веса 6.8 – 8.4 кг (+- 1 кг)
В сравнении с предыдущим месяцем, масса тела ребенка увеличивается на 600-650 г, рост – на 2-2,5 см.
- Окружность головы 43-44 см
- Обхват грудной клетки 42-43 см
Если окружность грудной клетки немного больше окружности головы, не стоит паниковать. Это нормально. Происходит из-за того, что пропорции тела начинают меняться, постепенно приближаясь к пропорциям взрослого человека.
Что умеет ребенок
- Переворачивается со спины на живот и обратно.
- Лежа на животе, может облокачиваться на одну руку, а другой хватать игрушку.
- Крепко держится рукой за вашу руку при подтягивании.
- Некоторые малыши уже могут сидеть сами. Переходите по ссылке и узнайте, как научить ребенка сидеть.
- Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, ползет к игрушке. В этой статье подробно узнаете, как правильно учить малыша ползать.
- Держа ребенка за подмышки, он упирается и отталкивается ножками.
- Некоторые пытаются вставать, держась за край кроватки.
- Хватает предметы одной рукой, перекладывает из одной ручки в другую.
- Держит в каждой руке по игрушке. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
- Если спрятать какую-нибудь вещь, начинает ее искать.
- Самостоятельно играет 10-15 минут. Много раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, складывает платочек.
Обезопасьте пространство в доме: установите заглушки на розетки, фиксаторы на двери и ящики, силиконовые насадки на острые углы. С увеличением активности ребенка возрастает риск травм.
Повод обратиться к врачу, если ребенок:
- не берет мелкие предметы большим, указательным и средним пальцами;
- не умеет переворачиваться;
- не реагирует (плохо реагирует) на звуки разной тональности;
- не может дотянуться до игрушки лежа на животе;
- не держит голову.
Частые “вопросы-ответы”
Тест на развитие малыша
1. На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку | Он должен уметь переводить взгляд на игрушку, выделяя ее от всего остального. |
2. Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку | Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция радости. |
3. Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его | Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение. |
4. Поговорите с ребенком, меняя мимику | Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется. |
5. Назовите малыша по имени | В этом возрасте он уже должен реагировать на него с оживлением. |
6. Попробуйте забрать у малыша игрушку, которую он держит в руке | В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство. |
Что должно насторожить:
- Малыш не совершает попыток сидеть и не может сесть даже при поддержке родителей.
- Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не дергает ножками.
- Ребенок не перекладывает игрушку с одной руки в другую.
- Нет реакции на разного рода звуки.
- Не просится к родителям на руки.
- Не лепечет, не улыбается, не понимает, кто родители.
Сон
- Суточный сон 14 часов
- Дневной 2 р. по 1,5-2 часа
- Ночной 6-7 часов
Но сон для ребенка все равно остается индивидуальным.
Если грудной ребенок по несколько раз за ночь просить грудь – это нормальное явление и может длится до той поры, пока вы не отучите малыша от кормления грудью.
Что делать, чтобы ребенок спал крепко ночью:
- Купайте кроху перед сном в теплой воде, она успокаивает и расслабляет;
- Интервал между последним дневным сном и ночным должен составлять не менее 4 часов;
- Обязательно после купание нужно покормить малыша.
Введение прикорма
Полгода – это самый благоприятный возраст для введения прикорма. До этой поры грудное молоко дает детскому организму все необходимые витамины и минералы. При кормлении смесью первый прикорм вводится раньше – с 4-5 месяцев. Переходите по ссылке, и узнайте, с чего правильно начинать прикорм.
Таблица введения прикорма
Продукты | Количество (г) |
Овощное пюре | 10-120 |
Фруктовое пюре | 5-60 |
Безмолочная каша | 10-150 |
Ребенку будет трудно адаптироваться к новой пище, если начинать прикорм позже (6-7 месяцев).
Позднее введение прикорма приводит к появлению гипотрофии, анемии, рахиту, плохим развитием жевательного навыка, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение пищеварения.
- Начинать прикорм лучше в первой половине дня перед кормлением;
- Детям, которые имеют склонность к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи.
- Худым деткам можно давать безглютеновые каши: гречка, рис, кукуруза, сваренные на воде без добавления соли и сахара.
Первые пюре и каши должны содержать один овощ или злак. Читайте здесь, как сварить кашу для первого прикорма.
Учите ребенка сразу есть с ложечки. Бутылочки с соской используйте только в дороге. Ни в коем случае не давайте горячую пищу или еду из холодильника. Оптимальная температура 37 градусов.
Как давать прикорм
Вводите с 1/2 – 1 ч. л., потом докармливайте молоком или смесью. Через 5-10 дней доводите до 150-180 г и полностью замените одно грудное вскармливание. В другое время кормите по требованию малыша.
Новые продукты вводите только после того, как ребенок привык к предыдущему. Не вводите больше одного нового продукта.
Каши и пюре с разными овощами и злаками можно давать с 7 месяцев.
Следите за стулом и возможными аллергическими реакциями. Если появилась аллергия на что-то, отмените этот продукт.
Режим дня
Время | Действие |
6.00-8.30 | Пробуждение, утренние процедуры, кормление. |
8.30-10.00 | Сон. |
10.00-13.00 | Кормление, физические упражнения, игры, прогулка на свежем воздухе. |
13.00-13.30 | Кормление. |
13.30-15.00 | Дневной сон на свежем воздухе. |
15.00-17.00 | Упражнения направленные на физическое и интеллектуальное развитие. |
17.00-17.30 | Кормление. |
17.30-19.00 | Вечерняя прогулка. |
19.00-21.00 | Развивающие игры. |
21.00-22.00 | Купание, гигиенические процедуры, кормление. |
22.00-6.00 | Ночной сон. |
Массаж и гимнастика
Начинайте массаж с поглаживаний, называйте ребенку части тела, которые массажируете.
Гимнастические упражнения для ножек и ручек:
- Одной рукой обхватите ладони и стопы малыша, а другой наклоняйте аккуратно голову к груди;
- сгибайте локтевые суставы: правой коленкой коснитесь левого локтя, и наоборот.
Не превышайте время массажа, максимум 7 минут.
Игры
Родители должны продолжать стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Хорошо, если у ребенка будет несколько разноцветных книжек с картонными страницами, которые с легкостью можно переворачивать. Лучше, если это будут не просто красивые книжки с картинками, а с короткими стишками, в которых повторяются слова и фразы.
Дети, которым родители начинают читать стишки с 6 месяцев, начинают раньше говорить.
В головном мозге находятся центры, направлены на развитие и работу мелкой моторики и на речь. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальчиков рук.
- Дайте ребенку коробочки и формочки разного размера, пусть играет с ними.
- Наполните несколько мешочков разными наполнителями: горохом, фасолью, пуговицами, камушками, крупной солью.
- Возьмите шарик (5-6 см в диаметре), вложите его в ладони чада. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делайте 3-4 минуты ежедневно.
- Массаж пальчиков: массируйте их по очереди, легонько при этом потягивая. Делать 2-3 минуты каждый день.
- По очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
- Дайте малышу в ручки игрушки-пищалки, пусть сжимает и разжимает.
Если появляются новые достижения, обязательно хвалите за это. Он уже понимает, что вы им довольны.
Все занятия должны быть простыми и полезными. Не перегружайте, дитя пока не готово к длительным играм.
Какие игрушки должны быть у ребенка
Выбирая игрушки, обращайте внимание на безопасность и качество материала. Они должны быть простыми в использовании и развивать разные органы чувств.
- Мячики;
- мягкие кубики;
- интерактивные движущиеся игрушки;
- музыкальные.
- Стучалки и молоточки;
- пальчиковые краски;
- пирамидки с кольцами;
- игрушки для купания.
Чтобы не захламлять дом, разделите их на две части. Одну дайте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4-5 дней меняйте игрушки.
В 6 месяцев ребенок может одновременно играть только двумя игрушками.