Каждый родитель обязательно сталкивается с тем, что ему необходимо куда-нибудь ехать вместе с ребёнком. Поездка – дело важное и нужное, но, чаще всего, утомительное для малыша. Конечно, ребёнок может рассматривать окружающий пейзаж за окном и задавать вопросы по поводу увиденного. А если поездка долгая, или на улице зима и виды, мелькающие по дороге, унылы и скучны?
Изучение цветов
- Если вашему малышу исполнилось три или четыре года – самое время начать изучение цветов. Это можно делать, выглядывая в окошко собственного автомобиля (для пассажиров) или рейсового автобуса. По дороге обязательно движется различный транспорт и, конечно же, машины окрашены в разные цвета. Договоритесь с ребёнком, что будете обращать внимание только на красный транспорт, а все остальные средства передвижения будут вам не интересны.
- Хорошо, конечно же, перед игрой повторить, а как выглядит красный цвет.
Для этого можно найти какую-нибудь вещь в салоне нужного цвета и показать её малышу. Если же необходимая расцветка в машине отсутствует, стоит выглянуть в окошко и продемонстрировать ребёнку какой-либо предмет нужно цвета на улице.
- Дети очень любят соревноваться, поэтому будет здорово, если вы договоритесь о том, что у вас началось состязание и выиграет тот, кто заметит больше машин нужного цвета. Параллельно вы вместе повторите устный счёт, а если ребёнок не очень хорошо умеет считать, то и потихоньку подучите числовой ряд.
- Эта игра помогает развить зрительное внимание малыша, его умение надолго концентрироваться на поставленной задаче. И, конечно же, поможет освоить основные цвета, а также устный счёт.
Слова на определенную букву
- Если разглядывание окружающих видов вам с ребёнком наскучило, можно поиграть в следующую игру. Выбираете любую букву, а затем по очереди называете слова, которые с неё начинаются.
- Для самых маленьких – трёх- четырёх- пятилетних малышей – подойдут любые слова: и существительные, и глаголы, и прилагательные, в общем, все те, какие малыш вспомнит. Детям постарше нужно говорить только слова, отвечающие на вопрос: кто? и что?
- Есть и иная модификация игры. В этом случае нужно называть слова на ту букву, которой заканчивается предыдущее слово. Такой вариант игры легче предыдущего, потому что ребёнку проще припоминать понятия, начинающиеся на разные буквы, чем на одну и ту же.
- Подобные упражнения тренируют слуховую память ребёнка, а, точнее, процесс воспроизведения запомнившегося материала. Помимо этого вырабатывается воля и стремление к победе, что очень важно не только в учёбе, но и просто в жизни.
Ищем и повторяем буквы
- В городах существует огромное количество вывесок. Многие из них – большие, яркие и написаны понятным и доступным шрифтом, который может прочитать даже ребёнок. Если ваш малыш уже знает, например, букву «А», можно попробовать повторить её, глядя из окошка транспортного средства. Для этого, конечно, родителю нужно быть сосредоточенным и обращать внимание на вывески. Когда что-нибудь подходящее окажется в вашем совместном поле зрения, можно поискать в названии магазина нужную букву. Обычно, дети с удовольствием откликаются на данное предложение и радуются тому, что у них получилось найти и прочитать нужный символ.
- Рекомендуем пойти и дальше в своём «транспортном обучении». Если показать ребёнку новую букву, на пример букву «О», написав её ручкой на каком-нибудь клочке бумаги, можно теперь уже искать изученный символ на вывесках и иных текстах, которые присутствуют на городских улицах.
- Такая игра развивает у ребёнка зрительное внимание и концентрацию на поставленной задаче, а также помогает освоить азбуку в игровой и увлекательной форме.
"Птица - зверь - цветок"
- Игры на сообразительность всегда нравились детям. Поэтому предлагаем вам следующее занятие, которое разбудит в ребёнке азарт и наполнит салон вашего транспорта заразительным смехом.
- Правила игры просты: взрослый постоянно произносит слова: «птица – зверь – цветок, птица-зверь цветок» и так далее до тех пор, пока ребёнок не хлопнет в ладоши. Когда хлопок прозвучал, взрослый прекращает говорить, а малыш должен назвать какой-нибудь пример того слова, на котором его родитель остановился. Допустим, это слово «зверь», тогда ребёнок может вспомнить какую-нибудь зверушку, например, кота. И опять взрослый начинает перечислять слова «птица – зверь – цветок» до тех пор, пока малыш хлопком не остановит его и не назовёт новое слово.
- Дети очень любят меняться местами со взрослыми в различных упражнениях. Поэтому, стоит некоторое время родителю быть ведущим, а затем предоставить эту роль ребёнку.
- Такое занятие тренирует слуховое внимание и реакцию малыша, а также память и его общую эрудицию.
Считаем пальцы
Самые маленькие пассажиры могут осваивать в салоне транспорта азы математики. Устный счёт для таких детишек является одной из самых первых математических задач. Если ребёнок уже знает на слух слова «один – два – три – четыре – пять», то ему нужно освоить и следующую операцию. Она заключается в том, чтобы соотнести произнесённую цифру с таким же количеством предметов, которое можно увидеть. Это лучше делать на конфетах, монетках и каких-либо других мелких предметах, которые могут оказаться в сумке путешественника. Но если ничего подобного в машине не оказалось, то просто стоит воспользоваться своими пальцами.
- Взрослый быстро показывает ребёнку какое-либо количество пальцев и даёт на них посмотреть в течение двух – трёх секунд. Потом пальцы прячутся, а малыш должен назвать их правильное количество. Лучше всего меняться с детишками местами: одни раз показывает родитель, один раз – ребёнок. Так будет веселее, а малыши смогут почувствовать себя наравне со взрослыми.
- Помимо изучения количества предметов и их словесных обозначений, игра тренирует зрительное внимание и скорость реакции.
Поймай слово
- Это весёлое занятие очень любят малыши, хотя оно служит, прежде всего, не для развлечения, а для обучения.
- Взрослый договаривается с ребёнком о том, что он будет называть разные слова, а малыш должен внимательно их слушать. И тогда, когда родитель назовёт какую-либо игрушку, ребёнку нужно быстро хлопнуть в ладоши, то есть «поймать слово». Так стоит назвать приблизительно тридцать слов, а затем передохнуть.
- В этой игре также стоит меняться местами с детьми, это вызовет у ребёнка больший интерес к занятию. Можно и нужно изменять те категории, которые должен узнавать ребёнок. К примеру, таким образом стоит вспоминать овощи, фрукты, одежду, обувь, транспорт, посуду, мебель, диких животных, цветы, домашних животных и так далее.
- Эта игра развивает у малышей слуховую концентрацию, а также скорость реакции. Кроме того, ребёнок начинает изучать классификацию предметов по группам. Такие занятия обогащают словарный запас малыша, а также учат его устно группировать предметы.
Угадай слово
- Продолжаем развивать речь ребёнка. Взрослый может предложить малышу задумать слово и затем не называть его, а описать некоторые качества этого предмета. К примеру, родитель выбрал слово «мышка», которое он может описать словами «маленькая, серенькая, с хвостиком, любит сыр». Ребёнок обязательно догадается, о ком идёт речь и назовёт нужное слово. Теперь очередь меняться местами и уже малышу нужно загадывать какой-либо предмет, подбирая для него различные слова, а взрослому предстоит правильно отгадать загадку.
- Чтобы облегчить участь ребёнка, можно договориться о том, что слова для отгадывания выбираются из какой-либо одной категории. К примеру, можно остановиться на зверях, или фруктах, или игрушках, или одежде, или продуктах питания.
- Такая игра расширяет словарный запас ребёнка, учит его выражать свои мысли разными способами. Также тренируется находчивость, изобретательность и, конечно же, память малыша.
Заключение
Вышеприведенный перечень игр можно расширять – это не окончательный вариант занятий в транспорте. Наша главная задача – помочь родителям придумать свои способы скоротать время за долгой поездкой и получить море положительных эмоций. А также незаметно, в увлекательной форме начать с ребёнком игровое обучение, которое привьёт малышу интерес к знаниям.