9 правил, как научить ребенка кушать ложкой

Способность кушать с помощью ложки – важный навык и показатель взросления ребенка. А часто еще и одно из условий приема малыша в детский сад. Тем не менее, обычно деткам больше нравится использовать кашу для рисования по стенам, чем отправлять ее в рот с помощью данного столового прибора. Как научить есть ложкой самостоятельно, причем без родительских нервов и детских слез? Полезные советы – далее в статье.

1

Подходящий возраст

Нет четких правил о том, когда ребенок сам ест ложкой. Первые попытки могут начинаться и с шести месяцев, когда вводится прикорм. Более-менее удачно процесс происходит ближе к году-полтора. Бывает и так, что ребенок и в 2 года не ест сам.

К тому моменту, как малютке пора идти в детский сад (зачастую – два-три года), овладеть навыком употребления пищи ложкой крайне желательно. Поскольку иначе могут даже не принять в группу.

Однако, важно понимать, что и в таком возрасте кушать идеально могут не многие дети – это не причина их бранить и совершенно не повод нервничать.

2

Ложка для первого прикорма

Хоть это и не критично, но многие педиатры рекомендуют учить малыша кушать с ложечки уже при первом прикорме. Для этого нужно:

  • Усадить ребенка так, чтобы и ему, и родителю было комфортно. Оптимален специальный стульчик для кормления: он позволяет регулировать положение малютки и предусматривает удобный столик.
  • Набрать в специальную детскую ложечку небольшое количество пищи (скорее всего, это будет пюре).
  • Поднести ложку к ротику, легонько прикоснуться ею к нижней губе. Вероятнее всего, малыш откроет рот – тогда можно аккуратно положить в него пищу. Возможно, кроха с удовольствием глотнет еду, а может и выплюнет – любой вариант приемлем. Нужно набраться терпения.
Даже полугодовалому ребенку можно давать ложку. Конечно, полноценно использовать ее он еще не сможет, кормить будет родитель. Но кроха потихоньку привыкнет держать ложку в ручке.
3

Спокойствие, только спокойствие

Обучение ребенка самостоятельной еде – трудоемкий процесс, требующий от родителей мудрости.

Не следует заставлять малыша кушать самостоятельно, если он еще к этому не готов, нельзя ругать кроху, если что-то не получается.
Обращаться к малютке во время еды нужно спокойно и ласково. Поскольку трудности могут возникать не из-за вредности характера, а по вполне объективным причинам.

Существенно уменьшить количество нервов при детской трапезе может несколько простых условий:

  • Не одевайте ребенка в красивую дорогую одежду. Обидно, если тыквенно-морковное пюре оставляет след на белоснежной новой футболке. А вот если запачкалась застиранная футболочка, к этому относишься спокойно. В теплое время года можно посадить ребенка кушать в одних трусиках, а после обеда просто сполоснуть запачкавшееся чадо теплой водой.
  • Используйте слюнявчики и нагрудники. Не всегда на это соглашаются сами маленькие гурманы – часто они начинают плакать и пытаться снять полезный аксессуар. Можно поэкспериментировать – разновидностей изделий множество: резиновые со специальным сборником для кусочков пищи, клеенчатые, обычные тканевые, на липучках и на завязках… Возможно, какой-то из них – особенно с нарисованным любимым героем из мультика, и придется крохе по душе.
  • Выберите подходящее место. Оптимально, если стены и пол легко моются – тогда не придется расстраиваться из-за испачканного дорогого ковра и роскошных обоев в пятнах.

Дайте ребенку немного свободы. Пусть насладиться творчеством, рисуя йогуртом по столу. Рассыплет пищу на пол – не страшно. Вымажется едой и поест руками.

На уборку после трапезы уходит буквально пять минут. Это не стоит того, чтобы портить хорошее настроение себе и малютке.

У каждого малыша свой темп поглощения пищи. Ничего, если он ест медленно – со временем скорость увеличится. Хотя и кушать очень быстро не рекомендуется – нужно учить ребенка спокойно и тщательно жевать.

4

Родительский пример

Основа обучения детей – подражание взрослым.

Всегда обедайте вместе с ребенком. Покажите, как зачерпываете еду, несете ложку ко рту, жуете, насколько это весело, просто и вкусно.

Рано или поздно ребенку обязательно захочется повторить эти действия за вами.

5

Поощрение инициативы

Да, накормить самому намного проще, квартира и сам малыш после этого остаются чистыми и опрятными. Но так кроха еще долго не освоит важный навык.

Малейшее проявление самостоятельности необходимо приветствовать, и обязательно хвалить – даже за первые неуклюжие попытки, когда еда попадает не в рот, а на пол, стены и потолок.

Просто смотрите на это сквозь пальцы, помня, что много лет назад делали то же самое.

6

Удобная посуда

Когда ребенок сам ест ложкой, очень важно, чтобы у него были подходящие инструменты. Причем не только ложка, но и тарелка, из которой удобно брать еду.

Можно экспериментировать с формой ложки, ее глубиной и размером, длиной ручки, материалом.
  • Распространенное мнение, что первая ложка обязательно должна быть серебряной – не более чем предрассудок и традиция. Вполне подойдет качественная пластиковая или силиконовая, желательно – от уважаемых производителей детских товаров. Главное, чтобы прибор не травмировал ротик, язычок и зубки, и ребенку было удобно держать его в маленькой ручке.
  • Тарелочка должна быть устойчивой и достаточно глубокой, чтобы высыпалось и выливалось поменьше содержимого.
  • Если пришла пора пользоваться вилкой, очень важно купить специальную детскую, без острых зубчиков, безопасную.
7

Комфортные стул и стол

Возможно, у малыша не получается кушать самостоятельно, потому что у него неудобная мебель, слишком низкий стул или очень высокий стол. Оптимально использовать сначала специальные стульчики для кормления, а затем – невысокие детские стульчики и столики.

8

Обучение в игре

Интересные игры помогают детям осваивать все навыки без исключения, технику самостоятельной еды – в том числе. Вариантов игр множество. Например:

  • Полезно кормить кукол и любимые мягкие игрушки из детской посудки, с ложечки.
  • Здорово, если родитель просит кроху покормить с ложечки себя. Только берегите зубы – дети обычно выполняют такие просьбы с удовольствием, но слишком уж старательно.
  • Можно фиксировать внимание малыша на эпизодах из мультфильмов, в которых герои с аппетитом поглощают кашу большой ложкой.
9

Относимся с пониманием

Если взрослый ребенок – например, в возрасте 2 лет и старше, отказывается кушать сам, вероятно, дело не в том, что он не умеет это делать технически.

  • Может быть, ему просто хочется лишний раз почувствовать родительское тепло, провести время вместе. По этой причине бывает так, что в детском саду с другими малышами чадо уплетает обед сам за обе щеки, а дома просит о помощи маму.
  • Возможно, обучая ребенка принимать пищу без посторонней помощи, родители не смогли проявить достаточно такта, поэтому у малыша с этим процессом плохие ассоциации. Исправить ситуацию помогут пресловутые родительские терпение и спокойствие. Со временем ситуация обязательно выровняется.
Вероятно, малыш не хочет есть просто потому, что не голоден. Тут рекомендация проста: не нужно заставлять его кушать. С этим согласно подавляющее большинство современных педиатров.
Заключение

Заключение

Научить ребенка кушать ложкой без помощи взрослых непросто. Но если проявить мудрость и предложить крохе учиться в формате игры, момент, когда малыш отнимет у мамы ложку и уверенно скажет: «Я сам», – непременно наступит.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

2 Да Нет 0