Нормативная база зависит от социокультурного пространства, где человек живет и взаимодействует с окружающими. Но независимо от континента и принадлежности личности, делинквентное поведение – это нарушение предписаний на законодательном уровне.
Если коротко, то нарушение прописанного в законодательных актах конкретной страны, является делинквентным.
Такое поведение не ограничено ни возрастными рамками, ни расовой принадлежностью, религиозными предпочтениями, образованием. «Пойти по наклонной» может каждый.
Одно дело украсть в магазине шоколадку, другое – организовать и реализовать массовый теракт. Все страны мира борются на этом поприще как постфактум, так и разрабатывают программы для предотвращения поведенческих отклонений. Насколько успешно, можно судить по статистике осужденных конкретного государства. Но деликвенты были, есть и будут всегда. И связано это с причинами возникновения и развития делинквентности, а они в масштабах государства неустранимы.
Но это не значит, что таких людей нельзя перевоспитать. Важно как можно раньше выявить проблему, и принять необходимые меры. Об этом мы и поговорим далее.
Делинквентное и девиантное поведение
Их часто путают. И одно, и другое – это отклонение от нормы. Разница в том, от какой именно нормы.
-
Делинквентное поведение
Нарушение прописанных законом правил конкретного государства.
-
Девиантное
Нарушение неписаных норм и догм, обычаев общества, устоев, традиций. Влечет за собой социальное порицание и отвержение, но не юридические последствия.
Механизм возникновения одного и другого схожи. Это демонстративное вызывающее поведение, неприемлемое обществом, в основе которого потребность в самоутверждении, ощущении значимости без возможности использовать другие методы.
Выбор методов личностных проявлений зависит от опыта. Если родители проявляли девиантность, вероятно, арсенал ребенка будет тем же.
Причины возникновения делинквентности
Трудно выделить конкретные причины и указать «вот поэтому человек стал делинквентом». Это спектр социокультурных, психологических предпосылок разного уровня (внешние и внутренние факторы), которые способствуют проявлению делинквентности:
- Насилие в семье – физическое и психологическое;
- Деструктивная модель поведения родителей: смена партнеров родителями, внутрисемейные конфликты, злоупотребление алкоголем и наркотиками и т.д.;
- Вседозволенность или чрезмерная строгость в воспитании;
- Эмоциональное или физическое отсутствие отца, как гаранта порядка и стабильности;
- Игнорирование потребностей ребенка;
- Семья и окружение, где преступление норма или достижение.
Предпосылки вырасти ребенку делинквентом видны еще в раннем детстве.
Семья и ближайшее окружение малыша – это модель, которую человек несет в себе как идеальную до конца жизни. Если папа вор, то сын (даже зная, что это плохо) примет такой вариант поведения как верный. И вероятность пойти по стопам отца при наличии других факторов значительно увеличивается.
Виды асоциального поведения
Вид поведения |
Как проявляется |
Мелкие административные правонарушения | Действия, за которые предусмотрено административное наказание. Это штрафы, предупреждения без вариантов ограничения свободы делинквента. Может выражаться в хамстве по отношению к другим людям, нарушении правил дорожного движения и т.д. |
Дисциплинарные проступки | Систематические действия, которые влекут за собой нарушение распорядка, форм и предписаний в рамках трудовой деятельности человека. Это опоздания, уходы с работы без предупреждений, злостное невыполнение своих обязанностей и т.д. Штрафными санкциями в таком случае выступают штрафы, удержания из заработной платы, лишение привелегий, перевод на другую (низшую должность) или увольнение с соответствующей записью в трудовой книжке. |
Преступления | Самая тяжелая форма делинквентности, так как это серьезные проступки, влекущие лишение свободы. Это разнообразие тяжких преступлений: насилие, кражи, убийства, ограничение свободы человека, мошенничество и т.д. За такие действия преступник несет криминальную ответственность. |
Вид делинквентного поведения зависит от тяжести формы наказания за него. Это решает исключительно суд на основании законодательной базы.
Особенности делинквентного поведения у подростков
Делинквентным называют отклоняющееся поведение у подростков, которые условно делять на 3 группы:
-
Раскаивающиеся
Дети, которые совершив правонарушение, искренне сожалеют о содеянном. Им стыдно, неловко, они хотят исправить ситуацию. Поступить неправильно сподвиг некий внутренний конфликт или ситуация, когда правонарушение стало «криком о помощи».
-
Не раскаивающиеся
Те, которых не мучает ни совесть, ни моральные ограничения, потому что их нет. Это ведомые подростки, поддающиеся дурному влиянию и не имеющие желания осмысливать свои поступки.
-
Сознательные
Подростки, которые сознательно преступают закон и получают удовольствие от содеянного. Это самая опасная группа, так как повлиять на совесть, мораль или принципы невозможно.
В зависимости от самого делинквента и степени отклонений в поведении, следует строить взаимодействие. И всегда искать помощи профессионалов – психологов, психиатров, социальных работников. Ибо если ситуация допущена, то методы воздействия окружающих оказались недостаточными и неверными.
Как родителям предотвратить проблему у детей
Делинквентами не рождаются. Ими становятся при определенных условиях. Нельзя списывать на генетику или другие биологические факторы: насилие, воровство, убийства или нарушение правил дорожного движения. Человек переступает через закон, четко осознавая свое действие. Даже подросток понимает, что разбить стекло в школе, бросив камень – плохо. Но почему-то бросает.
- Хвалите за хорошее;
- Поощряйте попытки помочь вам или другим людям;
- Делитесь с ребенком трудностями и переживаниями, вовлекайте в жизнь. Таким образом, малыш будет чувствовать значимость;
- Объясняйте и, главное, показывайте примером, что такое «хорошо» и «плохо»;
- Стройте совместные планы о большем, лучшем чем сейчас;
- Говорите как сильно ребенок нужен вам и что любите его;
- Обнимайтесь почаще;
- Создайте атмосферу надежного тыла, что бы не случилось с ним и что бы он не натворил;
- Установите систему поощрений и наказаний. Если правило нарушено ребенком, необходимо применить наказание. Так формируется понимание причинно-следственных связей и ответственности за свои действия;
- Предложите вариации хобби, которые займут ребенка и у него не останется времени на «глупости».
Заключение
Делинквентность осуждается. С одной стороны, это правильно. Но обратная сторона медали демонстрирует – нет ребенка, желающего вырасти отвергнутым обществом, быть гонимым.
Делинквентное поведение – это ответ на окружающую среду, опыт ребенка, восприятие действительности. Отвратительная, жестокая, но ответная реакция. И не ребенок виновен (хоть и несет впоследствии криминальную ответственность), а общество и, прежде всего, семья.
ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru