Как научиться критиковать, чтобы не обидеть

В любом общении человеку трудно будет обойтись без критики. Как бы мы не старались, но всегда приходится говорить о том, что нас не устраивает в других. Главный вопрос, как правильно это сделать, чтобы человек не только тебя понял, а еще и не обиделся и принял к вниманию все замечания. Критика может быть конструктивной и деструктивной, она может приносить пользу и вред, может улучшить человека, а может обидеть и активировать комплексы. Предлагаем вам пройти 10 шагов и узнать, как правильно критиковать, чтобы не обидеть человека.

Вам понадобятся:
1

Подготовьтесь критиковать.

Перед тем как критиковать другого человека, определитесь, с какой целью вы делаете ему замечания.
Вы желаете самоутвердиться и показать свое превосходство, свою опытность и осведомлённость в определенной сфере? Вы желаете обидеть человека? Или вы хотите ему помочь улучшить ситуацию и скорректировать поведение другого на его же пользу? Если же вами руководят первых два побуждения, то конструктивной критики не выйдет, ведь все ваши замечания будут в ущерб человека. Если вы решили помочь, то переходим к следующему шагу.

2

Всему свое место и время.

В жизни бывают разные ситуации. Будет это ли критика родных, или критика подчинённого, постарайтесь прочувствовать состояние другого человека и подобрать соответствующий момент. Если человек находится в раздраженном состоянии или в его жизни на данный момент есть какие-то затруднения и тяжёлые ситуации, отложите критические замечания на более благоприятный период. В таком состоянии люди не смогут адекватно воспринимать ваши слова, даже если они будут сказаны в самом дружелюбном тоне. Также, позаботьтесь о том, чтобы при вашем разговоре не было посторонних лиц.

Лучше всего критические замечания делать лично собеседнику в подходящее время и в подходящем месте.
Не надо начинать рассказывать подчиненному о его промахах в вагоне метро по дороге на работу, будь у него тогда даже и самое хорошее расположение духа.
3

Укажите на сильные стороны человека.

Перед тем, как приступить к моменту критики, похвалите человека.
Укажите ему на его самые привлекательные, яркие и сильные стороны. Дайте ему возможность почувствовать себя ценным и нужным. Обратите внимание на те качества, которые вам нравятся, какие вы цените. А потом только переходите к сути вашего замечания.
4

Критикуйте поступки, а не личность.

Когда перешли к критике, ни в коем случае не начинайте оценивать самого человека, и его качества.

Обговорите только сделанные им промахи и ошибочные действия.
Предложите ваши варианты, почему была допущена та или иная ошибка, или что побудило именно так действовать. Варианты должны быть в пользу человека и хоть как-то оправдывать его.
5

Выбирайте стиль критики.

Все люди разные и к каждому необходим свой подход. Проанализируйте, какой человек находится перед вами и, соответственно его интересам, характерному поведению, начинайте разговор. Если собеседник привык, что его постоянно хвалят, он все делает верно, и никогда не ошибается, то критические замечания должны быть мягкими, осторожными, но понятными и конкретными. Для серьезного делового человека даже в повседневной жизни необходимо выбрать краткий стиль критики с вариантами изменений, которые вы хотели бы увидеть. Для творческого человека можно подобрать образное замечание, для юмориста – шуточное.

Станьте на место другого человека и разговаривайте с ним на «одном языке».

 

6

Все можно исправить.

Старайтесь высказывать свои мысли так, чтобы не сложилось мнение, что ошибка уже не исправима и человек попал в безвыходную ситуацию. Укажите на то, что хоть и была допущена оплошность, но ее легко исправить.

Если у вас есть варианты выхода из ситуации – поделитесь ими.
7

Расскажите о подобных ситуациях на примере своей жизни.

Для того, чтобы человек не почувствовал себя ни к чему не годным, расскажите о своих промахах и ошибках, поделитесь своим опытом переживания подобных ситуаций. Самокритика покажет вашему собеседнику, что вы ему доверяете и верите, что у него все получится, как и у вас получилось.

8

Принимайте точку зрения другого.

Если человек возражает вам и доказывает свою правоту, не начинайте отвергать его мнение. Каждый имеет право на свой взгляд и свое понимание. Примите его спокойно и с уважением.

Постарайтесь решить проблему конструктивно и найти компромиссное решение.
9

Не мелочитесь в замечаниях.

Не надо упоминать о прошлых, давно канувших, проступках. Делайте акцент на главных и актуальных проблемах, не мелочитесь и не вспоминайте незначительные просчёты.

10

Заканчивайте добродушным пожеланием.

Психика человека устроена так, что в памяти всегда больше сохраняется начало и конец информационного сообщения. Выше было сказано, что начинать критику необходимо с доброжелательного тона и похвалы человека. Заканчивать разговор необходимо в том же тоне. Вновь укажите на достоинства человека, выразите надежду, что ваши слова были услышаны и подобное больше не повторится. Сделайте так, чтобы минимизировать негативный аспект вашего разговора.

Понравилась инструкция?

8 Да Нет 1