В любом общении человеку трудно будет обойтись без критики. Как бы мы не старались, но всегда приходится говорить о том, что нас не устраивает в других. Главный вопрос, как правильно это сделать, чтобы человек не только тебя понял, а еще и не обиделся и принял к вниманию все замечания. Критика может быть конструктивной и деструктивной, она может приносить пользу и вред, может улучшить человека, а может обидеть и активировать комплексы. Предлагаем вам пройти 10 шагов и узнать, как правильно критиковать, чтобы не обидеть человека.
Подготовьтесь критиковать.
Всему свое место и время.
В жизни бывают разные ситуации. Будет это ли критика родных, или критика подчинённого, постарайтесь прочувствовать состояние другого человека и подобрать соответствующий момент. Если человек находится в раздраженном состоянии или в его жизни на данный момент есть какие-то затруднения и тяжёлые ситуации, отложите критические замечания на более благоприятный период. В таком состоянии люди не смогут адекватно воспринимать ваши слова, даже если они будут сказаны в самом дружелюбном тоне. Также, позаботьтесь о том, чтобы при вашем разговоре не было посторонних лиц.
Укажите на сильные стороны человека.
Критикуйте поступки, а не личность.
Когда перешли к критике, ни в коем случае не начинайте оценивать самого человека, и его качества.
Выбирайте стиль критики.
Все люди разные и к каждому необходим свой подход. Проанализируйте, какой человек находится перед вами и, соответственно его интересам, характерному поведению, начинайте разговор. Если собеседник привык, что его постоянно хвалят, он все делает верно, и никогда не ошибается, то критические замечания должны быть мягкими, осторожными, но понятными и конкретными. Для серьезного делового человека даже в повседневной жизни необходимо выбрать краткий стиль критики с вариантами изменений, которые вы хотели бы увидеть. Для творческого человека можно подобрать образное замечание, для юмориста – шуточное.
Все можно исправить.
Старайтесь высказывать свои мысли так, чтобы не сложилось мнение, что ошибка уже не исправима и человек попал в безвыходную ситуацию. Укажите на то, что хоть и была допущена оплошность, но ее легко исправить.
Расскажите о подобных ситуациях на примере своей жизни.
Для того, чтобы человек не почувствовал себя ни к чему не годным, расскажите о своих промахах и ошибках, поделитесь своим опытом переживания подобных ситуаций. Самокритика покажет вашему собеседнику, что вы ему доверяете и верите, что у него все получится, как и у вас получилось.
Принимайте точку зрения другого.
Если человек возражает вам и доказывает свою правоту, не начинайте отвергать его мнение. Каждый имеет право на свой взгляд и свое понимание. Примите его спокойно и с уважением.
Не мелочитесь в замечаниях.
Не надо упоминать о прошлых, давно канувших, проступках. Делайте акцент на главных и актуальных проблемах, не мелочитесь и не вспоминайте незначительные просчёты.
Заканчивайте добродушным пожеланием.
Психика человека устроена так, что в памяти всегда больше сохраняется начало и конец информационного сообщения. Выше было сказано, что начинать критику необходимо с доброжелательного тона и похвалы человека. Заканчивать разговор необходимо в том же тоне. Вновь укажите на достоинства человека, выразите надежду, что ваши слова были услышаны и подобное больше не повторится. Сделайте так, чтобы минимизировать негативный аспект вашего разговора.