Вопрос о том, как правильно писать статьи, актуален не только для профессиональных журналистов. Такая необходимость может возникнуть у всех. Например, тем, как написать научную статью, может заинтересоваться студент. А возможно, у вас возникло желание поделиться интересным опытом с общественностью, и вы думаете, как написать материал в Интернет. Или начальник попросил посетить деловое мероприятие, и вам нужна статья для конференции, чтобы на ее основе построить выступление. А может, вы решили стать блогером?
Конечно, все варианты статей будут существенно отличаться по содержанию, но подход к их подготовке универсален о чем бы ни шла речь: новых тенденциях в маникюре или разработках в сфере альтернативной энергетики.
В этой статье мы более детально расскажем, как написать хороший материал.
Выбор темы
Как выбрать тему для статьи? В рамках одной статьи важно раскрыть одну тему, чтобы не путать читателя. Есть два ключевых параметра для выбора темы:
- Это должен быть вопрос, в котором автор хорошо ориентируется, знает, где раздобыть дополнительную информацию, оптимально – имеет собственный опыт в соответственной сфере. Тогда материал получится максимально практичным.
- Это должна быть тема, актуальная для определенной целевой аудитории, на которую и рассчитан материал. Очевидно, что статья о карбюраторах заинтересует немногих посетительниц женских сайтов, а для спортивного портала неуместны статьи про моду.
Если вы хотите написать статью в журнал, газету или для сайта, можно предварительно связаться с редакцией. Уточнить, какие материалы интересуют читателя прежде всего, возможно даже попросить прислать вам требования к материалам и образцы – чтобы максимально повысить вероятность публикации и ее качество.
Выбор названия
Иногда название придумывается само собой, как только выбрана тема. Но не следует расстраиваться, если этого не произошло.
Заголовок должен быть оригинальным, с некой интригой, но не слишком замысловатым. Важно, чтобы из него было понятно, о чем пойдет речь, но он не отвечал на главный вопрос статьи. У читателя должен был стимул ознакомиться с самим материалом. Желательно, чтобы заголовок не был слишком длинным.
Универсальные подходы к составлению заголовков:
- «Как?», «Что?», «Зачем?» Например, «Как выбрать галстук?», «Что делать, если шеф заставляет работать допоздна?», «Зачем коту усы?»
- Использование цифр. «10 способов приготовить цветную капусту», «Топ-5 завидных холостяков нашего микрорайона».
- «Алгоритм». Например, «Алгоритм выбора детской кроватки».
- «Быстрый способ» или «Простой способ». Например, «Быстрый способ приготовить голубцы» или «Простой способ получить скидку в магазине».
- «Подводные камни» (скрытое, неочевидное). Например, «Подводные камни брака по расчету».
- «Мифы и реальность». «Профессия юриста: мифы и реальность».
План статьи
Прежде чем приступать к написанию, желательно прикинуть, о чем именно в статье пойдет речь. Например, мы пишем статью «Пять инструментов тайм-менеджмента». Структура может быть стандартной.
- Вступление. Как начать статью? Упомянуть проблему – то, как сложно все успеть за 24 часа. Рассказать, почему важно уметь управлять своим временем и освоить для этого эффективные инструменты. Отметить, кому именно будет полезна статья.
- Градация дел по шкалам «срочно-важно».
- «Швейцарский сыр».
- «Съесть слона».
- «Съесть лягушку».
- «Помидор».
- Вывод. Как закончить статью? Необходимо подвести итог: управлять временем не так сложно, если освоить соответственный инструментарий.
Подходы к написанию текста
Когда план составлен, пришло время наполнять текстом каждый пункт. Есть разные подходы к тому, как это делать.
- Некоторые авторы предпочитают писать вдумчиво, размышляя над каждым предложением, перепроверяя каждую цифру, чтобы текст изначально получался почти безупречным.
- Другие полагают, что первую версию лучше писать «в потоке» – расслабиться и словно плыть по течению мысли. А когда текст готов – вернуться к его началу и оценить критически, заняться редактированием, убрать лишние предложения, более понятно и четко сформулировать некоторые мысли, перепроверить данные. Вы вольны выбирать свой способ, в соответствии с собственным темпераментом.
- Для статьи прекрасно подходит структура «Проблема плюс решение»: когда озвучивается актуальная для читателей тема, а затем – предлагаются конкретные, оптимально – проверенные на опыте автора, варианты решения проблематики, связанной с ней.
- Хорош также формат «Инструмент для…», когда предлагается конкретная последовательность действий решения некой проблемы.
- «Часто задаваемые вопросы» – также широко используемый и удобный формат. Например, можно ориентироваться на вопросы, которые чаще всего задают новички в некой теме, если сам автор – опытный профессионал.
- Откажитесь от «воды». Не нужно растекаться мыслью по древу, чтобы увеличить объем текста – это никто не станет читать. Пусть в материале будет только практика.
- Если позволяет формат, приводите интересные примеры из опыта, используйте сравнения и эпитеты, меткие цитаты, анекдоты и интересные притчи. Это оживит текст.
- Используйте маркированные или нумерованные списки, простые предложения – такие тексты легче и интереснее читать.
Где брать информацию
Источников информации может быть множество. Найти нужные данные можно в Интернете, посетив библиотеку или пообщавшись с человеком, компетентным в определенной сфере. Это зависит от того, насколько глубоко вы хотите раскрыть тему. Например, если пишется статья на тему «Секреты приобретения горящих путевок», можно просто посетить несколько сайтов турагентств и взять информацию оттуда; можно – дополнительно купить специализированный журнал; а можно – попросить рассказать о своем опыте друга-путешественника и менеджера агентства, чтобы узнать по-настоящему ценные уловки.
Начитанность очень важна для человека, который собирается писать. Поэтому не забывайте читать книги для умственного развития.
Редактирование
Даже если статья писалась вдумчиво и медленно, ее очень важно отредактировать, вычитать. Впечатление от самого гениального текста портят примитивные ошибки.
- Перечитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами, уберите лишние тезисы (которые не относятся к вынесенной в заголовок теме), исправьте грамматические ошибки.
- Используйте словари, а также программы и приложения для проверки грамматики – таковых, совершенно бесплатных, множество в Сети.
- Попросите кого-то оценить ваш материал. Это необязательно должен быть профессионал – вполне подойдет кто-то из близких. Другой человек может увидеть ошибки, которых никогда не заметит автор. К тому же, есть еще один важный нюанс: когда мы пишем текст, некоторые вещи кажутся нам очевидными, и мы их не разъясняем. И читатель может нас не понять. «Перевод» текста с языка автора на язык читателя – важная функция редактора. Но за неимением такового данную роль может исполнить и друг.
- Если есть время, можно позволить статье «отлежаться» денек-другой, а потом перечитать ее на свежую голову.
Только не нужно увлекаться редактированием: лучшее – враг хорошего. В любом материале всегда найдется повод что-то изменить.
Конструктивная критика
Если вы отправили статью в журнал, в газету или на сайт, но редакция вернула ее вам на доработку, не стоит обижаться или расстраиваться: это бывает достаточно часто даже с профессиональными журналистами. Воспринимайте это как рекомендацию от людей, которые отлично знают потребности вашей общей целевой аудитории и дают вам возможность улучшить материал.
Заключение
Если вам понадобилась помощь в написании статьи, значит, перед вами стоит такая задача. И возможно, вы не знаете, с чего начать – уже который день смотрите на пустой документ с мигающим на нем курсором. Знайте: если у вас есть опыт, которым хочется поделиться, вы непременно напишете интересную статью. В написании материалов первичен именно практический опыт и профессионализм: хирург без журналистского образования вполне способен написать материал. А вот журналист без медицинского – никогда не проведет операцию. Воспользуйтесь советами, изложенными выше, и у вас все получится.