Образец такого документа может понадобиться как частному предпринимателю, так и крупной организации. Например, когда есть дефицит ресурсов и нужно привлечь их со стороны. Или возникла идея реализации перспективного проекта, для которого необходимы инвестиции. А возможно, сложились непредвиденные обстоятельства, которые требуют дополнительных финансовых вложений или консультаций… Не важно, для каких целей, но от того, насколько грамотно оно оформлено,зависит будет ли ответ получателя положительным.
Стандартная структура
Обращение за помощью – не тот случай, когда можно давать волю фантазии и творчеству, используя свободную форму обращения.
- Оптимально соблюдать официально-деловой тон. Уместны вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «разрешите»).
- Текст должен быть логичным и структурированным.
- Лучше составлять на фирменном бланке, с указанием реквизитов и логотипа компании – это выглядит презентабельно.
- Начинать следует с обращения к адресату. Оптимально, если оно персональное, указан конкретный человек. В деловой переписке предпочтительны имя-отчество или формат «господин Петров». Не помешает и слово «уважаемый» в начале. Если адресовано не одной персоне, а коллективу, обращение все равно нужно максимально персонализировать – например, «уважаемые партнеры».
- Если можно подобрать подходящий случаю ненавязчивый комплимент, уместно использовать и его. Например, отметить, что для вас ценно мнение адресата как эксперта в своей отрасли и его помощь, или вы благодарны за поддержку, оказанную в прошлом. Только очень важно не скатиться на некрасивую лесть – это вряд ли повысит шансы на положительный ответ.
- Затем следует суть просьбы – каким правилам должна соответствовать основная часть, мы подробно расскажем далее.
- Завершать необходимо указанием даты и подписи уполномоченного лица.
Максимум конкретики
Деньги любят точность. И люди, которые их зарабатывают и в перспективе могут помочь финансово вашему проекту, – тоже. Идеальный пример содержит максимальное количество проверенных данных, точных показателей.
Это свидетельствует о серьезном подходе к делу, внушает доверие и делает задачу более материальной, измеримой, позволяет понять, что именно требуется и насколько возможно выполнить просьбу.
Кто поделится деньгами или другими ресурсами, прочтя запрос о финансовой помощи в крупном размере, кредите на длительный срок, перспективе раздела высоких процентов от прибыли через пару лет? Разве что юморист или филантроп. В бизнесе таких не слишком много. А вот если указаны точные суммы и сроки, ожидания ясны, позитивный ответ более вероятен.
Веские аргументы
Для этого понадобятся убедительные аргументы. Искать и составлять их необходимо, опираясь на стандартные правила аргументации, среди которых:
- Однозначность – тезис должен быть таким, чтобы его смысл был понятен, исключается двусмысленность;
- четкость и ясность;
- истинность.
Ничего лишнего
Включать следует только те факты и обстоятельства, которые относятся к делу. Не нужны лишние детали, лирические отступления, душевные, даже очень трогательные переживания. Это заставляет человека тратить время понапрасну, и уменьшает шансы на то, что, например, вожделенная сумма все-таки будет переведена на счет.
Разговор на одном языке
Например, если за помощью к банку обращается рекламное агентство, не нужно оперировать сленгом и профессиональными терминами, которые не ясны представителям банковской сферы. Лучше подбирать слова, привычные в финансовом секторе – это существенно увеличивает вероятность взаимопонимания, а значит и успеха.
Честность – лучшая уловка
Описывая сложившуюся ситуацию, из-за которой требуется помощь, лучше, опираться на искренность и реальные факты, не преуменьшать, но и не преувеличивать серьезность ситуации. Если не по морально-этическим соображениям, то хотя бы потому, что все изложенное в письме обычно легко проверить. Деловой мир тоже очень тесен.
Взаимная выгода
В деловой сфере за “просто так” или за “красивые глаза” деньги даются редко.
Если это не денежный долг, который вернется через некоторое время с процентами, или доля в бизнесе, нужно указать другие выгоды. Это может быть что угодно – например:
- Скидки на продукцию;
- консультативная поддержка;
- бесплатные услуги;
- статус спонсора;
- вклад в имидж социально ответственной компании и пр.
Грамотность
В любом важном документе ключевое значение имеет его содержание. Но нельзя забывать и о форме. Множество грамматических ошибок портит эффект. Для проверки орфографии и пунктуации существует множество онлайн-сервисов.
Надежда на продолжение разговора
Желательно дать получателю понимание того, что проситель надеется на продолжение общения уже лично и готов организовать встречу для обсуждения деталей.
Пример
Учитывая изложенное выше, текст может быть примерно следующим.
Уважаемый Николай Николаевич!
Сеть фитнес-центров «Здоровое тело», владельцем которой Вы являетесь, уже много лет занимает лидерские позиции в спортивно-оздоровительном секторе нашего города. В связи с этим, планируя новый проект, наше издательство приняло решение обратиться именно к Вам.
Наша редакция разрабатывает новый журнал, первый номер которого увидит свет в сентябре 2016 года. Цель данного издания – популяризация здорового образа жизни среди различных возрастных категорий населения города. Необходимый для реализации проекта бюджет сформирован на 80%. Чтобы восполнить недостающие 20%, обращаемся к вам с предложением выступить в роли спонсора данного проекта.
А именно – выделить бюджет в размере 1 тысячи долларов, который позволит издательству покрыть расходы на услуги типографии для печати первого тиража в 1000 экземпляров.
В свою очередь издательство предлагает возможность бесплатно разместить рекламу Ваших фитнес-центров на обложке журнала – отметим, что такой вид рекламы считается высокоэффективным.
Искренне благодарим за внимание и надеемся на возможность обсудить детали данного предложения при личной встрече. Связаться с нами можно по телефонам 111-11-11.
С уважением, коллектив издательства «Здоровый дух».
Заключение
Деловое письмо-просьба – эффективный инструмент привлечения нужных ресурсов. Но сработать оно может лишь в случае, если составить его грамотно и вдумчиво. Просьба должна быть аргументированной, личной, конкретной, подразумевать взаимную выгоду, описывать реальное положение вещей. Эти простые правила существенно увеличивают шансы на успех.