В реалиях сегодняшнего дня ребенок, который только готовится стать первоклассником, уже должен уметь читать. Поэтому сами родители должны позаботится подготовкой малыша к школе. В данной статье мы расскажем, как дома научить ребенка читать.
Что означает умение читать
Задание, на первый взгляд, кажется элементарным, но не каждый с ним справится. Чтобы освоить беглое чтение, необходимо не только проштудировать алфавит, составлять из букв слоги, слова и предложения.
Когда начинать обучение
Многие родители считают, что лучше будет, если начать обучение пораньше. Конечно, взрослым очень хочется воспитать гения и они начинают нагружать малыша чуть ли не с пеленок. Но не вредит ли это его здоровью?
Родители могут самостоятельно распознать, когда ребенок будет готов к обучению.
- В малыша отсутствуют логопедические проблемы (произношение звуков, нарушение мелодики, темпа речи и прочие).
- Хорошее развитие фонетического слуха, умение распознавать звуки в любом месте слова.
- Малыш уже может говорить предложениями и складывать их в стройное повествование.
- Хорошее развитие пространственной ориентации. Ребенок знает, что такое “направо”, “налево”, “вверху”, “внизу”.
Эксперты рекомендуют начинать обучение чтению не раньше пятилетнего возраста. Именно тогда ребенок способен осваивать знаковые системы (цифры, буквы, ноты).
С чего начинать
Большинство родителей считают, что обучение начинается с букв. А вот и нет! Буквы являются только символами, обозначающими то, что ребенок уже знает, уяснил. Буквами заканчивается процесс обучения, а не начинается.
Немаловажное значение имеет развитие чувства ритма. Здесь подойдет разучивание с ребенком песенок.
Хорошо бы поиграть на бубне, дудочке, барабане. Сгодятся любые простые музыкальные инструменты. Полезными являются всякие подвижные игры с предметами, будь это мяч, скакалка или что-то другое.
Продуктивным является повторение стишков, просто слов, мелодий. Старайтесь научить малыша прислушиваться к незнакомым и негромким звукам, к примеру, на лоне природы. Важное значение имеет развитие фонематического слуха. В пять лет дети уже могут различать звуки в начале и в конце предложенного им слова.
Какую методику выбрать
Методики, обучающие чтению, столь разнообразны, что родителям порой трудно определиться с выбором. Но все их можно поделить на несколько видов.
- Буквы складывать в слова. Сначала малыша учат названию букв, затем он из букв складывает слова.
- Ребенок учится читать сразу по слогам.
- Малыша учат запоминать целые слова, используя зрительную память.
- Методика, основанная на восприятии звуков и соотношении их с буквами.
Звуко-буквенный метод
- Когда ребенок учится читать сразу слогами или словами, ему сложно понимать текст, а от этого хромает грамотность. Частенько малышу не дается произношение сложных слов.
- Другие методики сразу погружают ребенка в сложную систему символов. Нарушение главного педагогического принципа – от простого к сложному – плохо сказывается на обучаемости.
- С самого рождения каждый малыш слышит вокруг себя прежде всего звуки. Потому обучение начинаем со звуков, а не букв или других символов. При заучивании целых слогов или слов, ребенок не может их анализировать.
Разучивание стихов
- Вначале необходимо вызвать интерес у малыша.
Попробуйте рассказать ему о том, какие существуют письменности, как люди научились писать. Здесь можно продемонстрировать несколько иероглифов, других способов начертания букв. Припомните ваш собственный опыт обучения чтению (но ваше повествование должно стимулировать желание учиться, а не отбивать его). И почаще зачитывайте тексты вслух.
- Можно осваивать звуки.
Прививайте ребенку желание прислушиваться к окружающим звукам. Настаивайте на том, чтобы он показал жужжание пчелы, шорох листьев и прочее. Придумайте игры с использованием звукоподражательных слов. Малыш должен научиться на слух отличать согласные звуки от гласных. Задайте вопрос, можно ли этот звук пропеть, какие звуки стоят в начале слова и в его конце, какое слово начинается этим же звуком. Если малыш легко отвечает на такие вопросы, можно продвигаться вперед.
- Переходим к буквам.
Довольно часто родители с самого рождения вешают рядом с кроваткой малыша красочный алфавит с картинками. Таким образом у него выстраивается прочный ассоциативный ряд, что буква “г”, к примеру, это гусь. На вопрос, что он слышит в начале слова “газета”, ребенок может ответить – “гусь”. Откажитесь от таких приемов, позволяйте ассоциативному ряду расширяться.
Человек слышит звуки, а в письменном виде они принимают образ букв. Поэтому малыша нужно спрашивать, какой звук он слышит в слове, а не какую букву.
Помните, что ребенок контактирует с миром посредством движения. Как же тогда запоминать буквы? Нарисуйте большие буквы на песке или асфальте и вместе с малышом пройдитесь по ним. Смастерите изображение букв из пластилина, проволоки, теста, любого другого материала. Вовлекайте по максимуму умение малыша впитывать окружающий мир посредством органов чувств. Поиграйте в забаву, когда вы пальцем на спине ребенка пишите букву, а он ее отгадывает.
- Можно переходить к слогам.
Начинать следует с простого – слогов, состоящих из двух гласных. Затем переходим к открытым слогам и закрытым.
Можно изготовить несколько табличек (к примеру, изображающие домик), где из левого окошка выглядывает согласная буква, а в соседнее правое подставляется гласная. И оборотное задание, когда в гости к гласной букве приходят согласные, создавая слоги.
Рекомендуется предлагать ребенку составлять простые слова, а не просто слоги, даже если в них будет только две буквы.
Базисные задания для малышей:
- Присоединить отсутствующий слог в слове, которым подписана картинка.
- Поменять одну букву так, чтобы вышло другое слово.
- Скомплектовать все вариации слогов из некоторого количества букв.
- Отыскать ненужную в слове букву и убрать ее.
- Вставить в слово необходимую букву.
- Разобрать перемешанные слоги.
- Собрать слова из ассортимента слогов.
- Сделать задания на расширение внимательности во время написания.
Напишите целую строчку одинакового слога, в которую вкралась ошибка. Малыш должен отыскать неправильный слог. К примеру: бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бб.
- На завершающем этапе переходим к предложениям.
Если малыш свободно читает короткие слова, можно начать составление простых предложений сначала из двух слов. Далее задания нужно усложнять, добавляя слова.
В составлении первых предложений должны быть задействованы простые, знакомые ребенку слова. Не придумывайте длинные предложения, чтобы дочитав до конца, ребенок мог помнить его начало. От чтения стихов пока нужно отказаться. Малышу еще сложно соблюдать ритм стихотворения и при неудачных попытках он может отказаться продолжать занятия.
Очень продуктивно чтение потешек и коротеньких песенок. Но, так как это ритмичные произведения, нужно к ним приступать только тогда, когда ребенок сможет прочесть хотя бы два слова подряд.
Особенности детей
Если вдруг малыш обучается не так быстро, как того желают родители, не нужно его подгонять и искать методики, ускоряющие процесс.
Чем тверже малыш усвоит начальную фазу обучения, тем проще ему будет в будущем подвергать слова анализу и более грамотно писать. Потому самое лучшее – не оглядываться на моду раннего обучения, а отталкиваться от возможностей ребенка.