Свобода выбора – один из основных шагов к счастливой жизни. Каждый день мы принимаем десятки решений, важных и не очень. Умение найти в себе решительность поступить в силу своего мнения, очень важно и должно иметь крепкий фундамент с раннего детства.
Проблема нерешительности может стать неподъемной ношей для человека в будущем. Ведь его жизнь сложится так, как удобно окружающим, исходя с их точки зрения, предрассудков и личного опыта.
Изменить это крайне сложно. Обращаемся к родителям малышей, которые еще беззаботно посапывают в кроватке, – давайте детям право выбора, и они станут сильными личностями.
Зачем малышу уметь выбирать
Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).
В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам.
Ни в коем случае нельзя критиковать решение ребенка, заставлять отказываться от него, даже если оно глупо и бессмысленно, или ставить в рамки «вот закончит школу/подрастет/начнет работать – тогда будет решать сам».
Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.
Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:
- Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
- Поведение в социуме и решения за других людей;
- Правила и законы на уровне города и страны.
Когда начинать учить
Неосознанные, но существенные желания и решения, малыш принимает уже в младенческом возрасте, определяя, кушать ли эту кашку, играть ли этой погремушкой или отбросить, на чьих руках уснуть.
Чтобы эти навыки формировались правильно, необходимо корректно подходить к воспитанию ребенка. Сначала давать волю выбора в знакомых, простых вещах. Далее – настаивать на возможности познать новое и сравнить с привычным.
- Элементарное предпочтение игрушки или «вкусняшки» уверенно сформировано и четко выражается уже с 2 лет.
- В 5 лет малыш уже может сказать, куда хочет пойти прогуляться, что надеть, чем заняться. При этом ребенок уверенно может объяснить мотив решения и свое мнение. Но не забывайте установить четкие и непоколебимые границы дозволенного.
Если в раннем возрасте родители уделят должное внимание вопросу умения выбирать, ребенок гармонично перейдет к следующему шагу взросления – самостоятельно обдуманным и взвешенным решениям, уверенности в себе и уважению своего (и чужого) мнения.
Учимся на простых вещах
Каждый день есть возможность найти массу поводов, как ненавязчиво подтолкнуть ребенка к решению. Обсудим наиболее распространенные.
Покупки | Пусть сын или дочь хотя бы частично принимают участие в выборе продуктов, подарка для кого-то из членов семьи. Если дело касается покупки исключительно для ребенка, будет совершенно нелогично не посоветоваться с ним. Если он что-то сильно просит, спрашивайте аргументы, почему покупка должна быть совершена.
Хорошим «тренажером» станет имитация будущих собственных покупок: пусть у ребенка будет маленькая зона ответственности, например, за сладости к чаю. Так у него появится право выбора. |
Прием пищи | Простой вопрос «тебе какой кусочек?», «что ты хотел бы на десерт?», «на выходных мы приготовим это?» даст понять, что мнение маленького жителя дома тоже можно уважать, как и пожелания взрослых. |
Выбор деятельности | Говорите на равных. Заинтересованно, увлеченно слушайте его рассказы. Лет с 5 можно смело обсудить с ним, куда пойти прогуляться, какую книгу будете читать перед сном, какую игрушку или вещь он хочет на День рождения или Новый Год. Возможно, ребенок чем-то увлекается и хочет развивать это в кружке или секции? |
Выбор одежды | Здесь важна та тонкая грань между личностным самовыражением, формированием чувства стиля и неуместным нарядом с потраченными нервами. Это и касается покупки одежды в магазине, где вещь должна, как минимум, нравиться ребенку. В подобных ситуациях можно немного переиграть события: если вы дома – спрячьте всю неуместную одежду, и покажите нужную, помогая в сочетании. Готовьте вместе одежду на утро вечером. Если в магазине – подберите удобные для варианты по цене и качеству, а остальное оставьте малышу. |
Если выбор был сделан, его нужно принять. Заставлять ребенка отказываться или критиковать его решение чревато негативными последствиями. Он будет думать, что его мнение – пустое место, и всегда можно отменить действие, чтобы не нести ответственность. Даже если позже выбор окажется ошибочным, ребенок сможет осознать и объяснить, где он не досмотрел.
Выбор и принятие ответственности - это навык
Малыш, сталкиваясь в повседневной жизни с правом выбора, формирует прочный навык на будущее – решительность, твердость мнения, ответственность за свои поступки. Это сильная личность, которая уважает себя и окружающих, может постоять за себя и правильно, со своей точки зрения, строить жизнь.
Родители также формируют определенный навык. Сделав выбор в пользу хорошего будущего малыша, взрослые терпеливо уделяют время и создают ситуации для практики, позволяют делать ошибки, неся ответственность за последствия. Но не ругают ребенка, а анализируют ситуацию. Обучение в данном вопросе имеет взаимный характер и полезно для обеих сторон.
Папам и мамам на заметку
- Воспринимайте сына или дочь на равных, так как он (она) индивидуальная личность;
- Ребенок в будущем имеет право на свою жизнь и решения, исходя из собственных пожеланий, ваше мнение должно быть в форме советов, а не приказаний;
- Меняйте себя, дети – это зеркало родителей. Пусть он видит перед собой сильную личность, что взвешенно принимает решения и не боится ответственности;
- Ведите диалог. Постоянно. Не кричите, не шантажируйте, не угрожайте. Просто говорите, спрашивайте его мнение и озвучивайте свое;
- Учите определяться между вариантами и отказываться от одной вещи в пользу второй, так как иметь все – нереально;
- Читайте сказки, рассказывайте истории, где в сюжете ярко выражена проблема выбора и последствия решений, обсуждайте это, играйте в настольные игры;
- Больше практики: в быту, в играх, в разговорах и тд. Повторение – залог успеха;
- Предоставляйте грамотный выбор (не предлагайте выбрать на обед между супом и мороженным).