Каждому родителю хочется гордиться успехами своего ребенка. Когда смотрим развивающие передачи для любознательных детей и подростков, мы любуемся детьми, которые чувствуют себя уверенно в мире истории, географии, биологии, складывают нужные детали головоломок, пространственных загадок, находят кратчайший путь к решению логических задач.
Это моменты демонстрации не только способностей ребенка. Эти «минуты славы» складываются из многих часов интеллектуального труда детей и родителей. Это демонстрация родительской заботы о том, чтобы вовремя раскрыть и максимально развить способности ребенка.
Для чего нужна логика
Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, детская застенчивость, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка.
Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.
Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.
Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.
Конечно, в жизни вряд ли вашему ребенку придется “перевозить капусту, козу и волка”. Но умение приспосабливать свои знания под предложенные обстоятельства ему точно придется применять. И чем выше будет его интеллектуальное развитие, а значит, чем интересней будет его жизнь, – тем больше в его жизни будет обстоятельств, требующих не только знаний, но и этого самого умения приспособить эти знания, другими словами, – умения найти логическое решение поставленной задачи, часто нестандартное или даже творческое решение.
Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.
Выбирайте разное направление
Способности – фундамент любого интеллектуального развития, а труд – скрепляющий раствор, не позволяющий возведенному зданию рассыпаться на блоки. Здание должно быть многоуровневое и многоблочное.
Развитие ребенка не должно быть однонаправленным.
- Общеобразовательные знания, математика и физика соответствующего возрастного уровня – теоретическое направление развития.
- Навыки работы с компьютером, навыки простого труда и простых (не автоматизированных) занятий – практическое направление.
Прищепите интерес к знаниям
Как для поддержания роста растения нужно создавать благоприятные условия, так и для развития логических способностей ребенка.
- Наполняйте его знаниями и умениями своими, книжными, людей, к чьему авторитету вы прислушиваетесь, просто обращайте внимание ребенка на примеры полезного опыта и анализируйте вместе с ним.
- Научите ребенка жить с «широко раскрытыми глазами», а для этого сами так живите.
- Развивайте его наблюдательность и умение анализировать.
Учите анализировать:
– Почему в воде можно поднять маму на руках?
– Почему на коньках так легко скользить по льду?
– Почему, если на костер дуть по-разному, то его можно или затушить, или раздуть?
Это станет почвой, на которой вы сможете взращивать семена не только логики, но и, как следствие, независимого интеллекта. Такой человек будет интересен себе, друзьям, обществу.
Логические и физические тренировки
Непосредственно, логические тренировки включают в себя решение задач по «творческой математике», аналитических загадок, ребусов и головоломок, логических, геометрических, пространственных.
- Уже со 2-го класса их уровень сложности может отличаться от подготовительного уровня, но все же в соответствии с возрастными и личными возможностями. Берите задачи, ответы и объяснения к которым сможете найти, чтоб дело было доведено до результативного конца. Если вы правильно подготовили почву – будет не трудно, зато интересно вам обоим.
- Кстати, в школах с математическим уклоном предметы «Логика» и «Творческая математика» включаются в программу 2-го класса (советуем обратиться к задачам из этих учебников). Особенно из этих учебников дети любят задачи со спичками.
- Так же как физические упражнения, такие тренировки должны проводиться регулярно, как гимнастика для ума. Схема проведения должна быть удобна вам и ребенку – не менее 1 раза в неделю (в две недели) сообразно вашим возможностям.
- Но главное условие занятий – их регулярность и последовательность. Тем более, что решение логических задач, особенно по выстраиванию логических цепочек, требует нахождения закономерности, а значит и последовательности мышления.
Используйте неожиданно возникшее свободное время для дополнительных занятий. Для этого существуют дорожные варианты логических задачек – все те же задачи со спичками или загадки, не требующие наглядности.
Будьте примером
Чтобы ребенку не мешала лень, с которой вы обязательно столкнетесь, ваша задача – зародить в нем интерес к интеллектуальному труду, более того, довести его до уровня привычки.
Создайте в семье атмосферу, где уважают за интеллект и стремление развиваться, где прислушиваются к опыту и знаниям всех членов семьи, где делятся узнанным и разгаданным, где гордятся упорством и целеустремленностью в решении любых задач, особенно задач на развитие детской логики.
Поощряйте ребенка
Такие сложные, требующие умственного и волевого напряжения занятия могут быть продуктивными только при наличии между вами с ребенком доверительных отношений. Вы должны проявлять терпение, не показывая своего превосходства, но и твердость, «мягкую твердость», чтобы всегда добиваться совместного результата.
Сами занятия желательно проводить в игровой форме, обязательно в доброжелательном настроении.
Учитесь, играя
Дети всегда любят играть, и делают это без принуждения, в отличие от занятий.
Заполняйте ваше с ребенком свободное время играми для думающих людей. Самые известные из игр, развивающих логическое мышление – шашки, шахматы, те же карты. Есть менее известные: японская игра «го», двухмерная и трехмерная разновидности игры «крестики – нолики». Таких помощников вы найдете много.