Как научить ребенка логически мыслить

Каждому родителю хочется гордиться успехами своего ребенка. Когда смотрим развивающие передачи для любознательных детей и подростков, мы любуемся детьми, которые чувствуют себя уверенно в мире истории, географии, биологии, складывают нужные детали головоломок, пространственных загадок, находят кратчайший путь к решению логических задач.

Это моменты демонстрации не только способностей ребенка. Эти «минуты славы» складываются из многих часов интеллектуального труда детей и родителей. Это демонстрация родительской заботы о том, чтобы вовремя раскрыть и максимально развить способности ребенка.

1

Для чего нужна логика

Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, детская застенчивость, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка.

Не ждите, когда ребенок раскроется, – действуйте как можно раньше и во всех возможных направлениях.
А когда проявятся индивидуальные способности – поддерживайте и вдохновляйте, чтобы ни робость, ни лень, ни неуверенность не стали помехой на пути развития ребенка.

Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.

Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.

Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.
Для чего нужна логикаКонечно, в жизни вряд ли вашему ребенку придется “перевозить капусту, козу и волка”. Но умение приспосабливать свои знания под предложенные обстоятельства ему точно придется применять. И чем выше будет его интеллектуальное развитие, а значит, чем интересней будет его жизнь, – тем больше в его жизни будет обстоятельств, требующих не только знаний, но и этого самого умения приспособить эти знания, другими словами, – умения найти логическое решение поставленной задачи, часто нестандартное или даже творческое решение.

Развитая логика – независимый ум, свободное движение мысли, не загнанное в комплексы «я с этим не справлюсь», «я не смогу», не зажатое собственными рамками неразвитого интеллекта.

Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.

2

Выбирайте разное направление

Способности – фундамент любого интеллектуального развития, а труд – скрепляющий раствор, не позволяющий возведенному зданию рассыпаться на блоки. Здание должно быть многоуровневое и многоблочное.

Развитие ребенка не должно быть однонаправленным.

  • Общеобразовательные знания, математика и физика соответствующего возрастного уровня – теоретическое направление развития.
  • Навыки работы с компьютером, навыки простого труда и простых (не автоматизированных) занятий – практическое направление.

girl-535251_1280

На пересечении знаний и умений в разных областях и может развиваться логическое мышление.
3

Прищепите интерес к знаниям

Как для поддержания роста растения нужно создавать благоприятные условия, так и для развития логических способностей ребенка.

  1. Наполняйте его знаниями и умениями своими, книжными, людей, к чьему авторитету вы прислушиваетесь, просто обращайте внимание ребенка на примеры полезного опыта и анализируйте вместе с ним.
  2. Научите ребенка жить с «широко раскрытыми глазами», а для этого сами так живите.
  3. Развивайте его наблюдательность и умение анализировать.
    Учите анализировать:
    – Почему в воде можно поднять маму на руках?
    – Почему на коньках так легко скользить по льду?
    – Почему, если на костер дуть по-разному, то его можно или затушить, или раздуть?

Начинайте с возраста «почемучек» (от 3-х до 5-ти). Не отмахивайтесь от вопросов своего «почемучки», сами не уставайте задавать интересные вопросы.
И обязательно поощряйте. Лучше, чтобы поощрение было продолжением его аналитических стараний, – разрешить проделать то, в чем вы вместе разобрались, в пределах допустимого, конечно.
Прищепите интерес к знаниямЭто станет почвой, на которой вы сможете взращивать семена не только логики, но и, как следствие, независимого интеллекта. Такой человек будет интересен себе, друзьям, обществу.
4

Логические и физические тренировки

Непосредственно, логические тренировки включают в себя решение задач по «творческой математике», аналитических загадок, ребусов и головоломок, логических, геометрических, пространственных.

  • Уже со 2-го класса их уровень сложности может отличаться от подготовительного уровня, но все же в соответствии с возрастными и личными возможностями. Берите задачи, ответы и объяснения к которым сможете найти, чтоб дело было доведено до результативного конца. Если вы правильно подготовили почву – будет не трудно, зато интересно вам обоим.
  • Кстати, в школах с математическим уклоном предметы «Логика» и «Творческая математика» включаются в программу 2-го класса (советуем обратиться к задачам из этих учебников). Особенно из этих учебников дети любят задачи со спичками.
  • Так же как физические упражнения, такие тренировки должны проводиться регулярно, как гимнастика для ума. Схема проведения должна быть удобна вам и ребенку – не менее 1 раза в неделю (в две недели) сообразно вашим возможностям.
  • Но главное условие занятий – их регулярность и последовательность. Тем более, что решение логических задач, особенно по выстраиванию логических цепочек, требует нахождения закономерности, а значит и последовательности мышления.

Логические и физические тренировкиИспользуйте неожиданно возникшее свободное время для дополнительных занятий. Для этого существуют дорожные варианты логических задачек – все те же задачи со спичками или загадки, не требующие наглядности.

5

Будьте примером

Чтобы ребенку не мешала лень, с которой вы обязательно столкнетесь, ваша задача – зародить в нем интерес к интеллектуальному труду, более того, довести его до уровня привычки.

Начните с себя – своим примером научите его тянуться к знаниям и опыту, будьте сами искренне увлечены интеллектуальным развитием.

Создайте в семье атмосферу, где уважают за интеллект и стремление развиваться, где прислушиваются к опыту и знаниям всех членов семьи, где делятся узнанным и разгаданным, где гордятся упорством и целеустремленностью в решении любых задач, особенно задач на развитие детской логики.
Будьте примером

Добавьте элемент соревнования. К примеру, кто больше узнал за неделю, кто больше подготовил логических загадок для занятий. И, конечно, введите систему поощрений.
6

Поощряйте ребенка

Такие сложные, требующие умственного и волевого напряжения занятия могут быть продуктивными только при наличии между вами с ребенком доверительных отношений. Вы должны проявлять терпение, не показывая своего превосходства, но и твердость, «мягкую твердость», чтобы всегда добиваться совместного результата.

Сами занятия желательно проводить в игровой форме, обязательно в доброжелательном настроении.
Поощряйте ребенка

Не забывайте за систему поощрений – это самая успешная мотивация для ребенка. Она может назначаться за полное занятие или за отдельные задания, или может быть накопительной.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, что его успехи, а главное старания, оцениваются. Ребенок должен чувствовать удовлетворение, как моральное, так и, например, гастрономическое. Ведь что-что, а «вкусняшку» он точно заработал!
7

Учитесь, играя

Дети всегда любят играть, и делают это без принуждения, в отличие от занятий.

Заполняйте ваше с ребенком свободное время играми для думающих людей. Самые известные из игр, развивающих логическое мышление – шашки, шахматы, те же карты. Есть менее известные: японская игра «го», двухмерная и трехмерная разновидности игры «крестики – нолики». Таких помощников вы найдете много.

chess-775346_1280

Ищите, осваивайте, играйте, развивайте ребенка и развивайтесь с ним сами. Если вам это будет нужно и интересно, то и ребенку рядом с вами это будет нужно и интересно.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

6 Да Нет 0