Способность самостоятельно ориентироваться во времени – важный навык для малышей. Он становится основой формирования таких значимых качеств, как пунктуальность и ответственность. С возрастом мы учимся полагаться на внутренние часики и узнавать точное время только по необходимости. Но то, что нам, взрослым, удается автоматически – часто мы даже не замечаем, как смотрим на часы, малышам кажется сложной наукой. О том, как помочь детям постичь умение ориентироваться по часам мы расскажем далее.
Учим цифры
Прежде чем обучать детей правилам использования часов, необходимо освоить цифры – хотя бы от 0 до 9. Сделать это достаточно просто.
- Для начала следует помочь ребенку разобраться в понятиях «один» и «много». Например, «Вот – один кубик, а здесь их много», «У тебя один носик, но много пальчиков».
- Чтобы малыш как можно быстрее освоил цифры, полезно с раннего возраста, еще до года, считать все, что попадается вам с крохой на пути. Например, ступеньки, яблоки в фруктовой вазе на кухне, кольца на пирамидке…
Можно приобрести специальный планшет с цифрами на магнитах, крупные мягкие циферки, конструкторы, интерактивные игрушки – играя так, можно не только учить названия, но и развивать мелкую моторику. Но важно, чтобы детали не были мелкими – для маленьких детей это небезопасно.
Некоторые малыши называют цифры и могут считать предметы до 10 уже к двум годам. С этого времени, и даже раньше, можно играть с часами и пробовать ненавязчиво рассказывать про время. Хотя навык определять время без помощи взрослых дети обретут намного позже – как минимум тогда, когда научиться считать до 60, чтобы осмыслить количество минут в часе. В среднем дети уверенно владеют этим навыком ближе к школьному возрасту.
Выбираем часы
Чтобы начинать обучение, нужно выбрать удобное пособие.
Рисунки могут быть разными – например, такими, где циферблат украшен любимыми мультяшными героями, которые «живут» напротив цифр и делают то, что положено по распорядку дня в определенное время: умываются, кушают, спят и пр.
- Учитывая, что изучение происходит в игре, желательно позволять ребенку не только смотреть, но и подключать тактильные ощущения – трогать часы ручками. Так запоминание происходит веселее и проще. Поэтому, если нет возможности купить игрушечные часы, можно использовать обычные, которые есть дома. Но оптимально брать не какие-то ценные, дорогие или просто любимые – поскольку риск испортить их высок. А те, которые не жалко – главное не красота, а сама конструкция. И, опять-таки, помните о риске мелких деталей для крох.
- Цифры должны быть крупными и четкими. Дизайнерские решения с витиеватыми знаками или римскими цифрами красиво и оригинально смотрятся, но не подходят для обучения детишек.
- Можно объяснять время и на электронных часах – настольных или тех, которые показывают время на рабочем столе смартфона (во втором случае можно даже установить программу с функцией произнесения времени вслух). Но все-таки часы со стрелками – это любопытнее и полезнее для развития мышления.
Изучаем понятия целого, половины, четверти
Чтобы ребенок мог понять, что такое, например, четверть третьего или половина одиннадцатого, ему важно осознать эти понятия.
- Проще всего обучить им с помощью чего-то, что можно разделить на части. Это могут быть специальные игровые наборы или обычные фрукты – яблоки, апельсины. Главное, чтобы плод можно было разделить на равные части и наглядно объяснить, что такое четверть, половина, целое.
- Затем провести аналогию – рассказать, что день – словно яблоко, делится на 24 часа. Часы со стрелками обычно отражают половину дня – то есть 12 часов. А каждый час делится на 60 минут. С секундами для начала можно и подождать – чтобы упростить задачу, а можно рассказать о них сразу же.
- Используя часы, пробуем объяснить и такие понятия, как полчаса, полтора часа, четверть пятого, без четверти восемь, полседьмого, ровно девять и т.д.
- Расскажите, что называть время можно по-разному – полвторого и час (или тринадцать) тридцать, полпятого и четыре (или шестнадцать) тридцать, ровно семь или семь (девятнадцать) ноль-ноль.
Учимся весело
- Показываем, какие стрелочки указывают на часы, минуты, секунды. Рассказать об этом придется много раз – терпеливо и в игровой форме.
- В книжных магазинах продается огромное количество книг с детскими стихами про время и режим дня – детям интересно постигать знания о часах и минутах, читая стишки и разглядывая картинки.
- Кроме того, можно скачать специальное учебное приложение.
- Полезно объяснить ребенку понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».
- Играйте, крутя стрелки – сначала пусть малыш выставляет определенное время, а родитель озвучивает его, а потом – наоборот.
- Вырежьте из картона круг, нарисуйте на нем цифры, обозначающие часы, вместе с ребенком – это одновременно и творческое, и учебное занятие. Можно поделить циферблат на сектора и раскрасить, нарисовать атрибуты того или иного времени суток (зубную щетку и чашку с чаем – для утра, игрушки – для дневного времени, уютную кроватку – для вечернего). В качестве стрелок можно использовать палочки от мороженого, фломастеры или карандаши.
Собственные часы
Чтобы поощрить ребенка побыстрее научиться разбираться во времени, можно презентовать ему, такому взрослому и ответственному, собственные часы.
Например:
- Наручные – стильные и сдержанные, похожие на взрослые, или выполненные по мотивам любимого мультфильма.
- Настенные, которые можно повесить в детскую комнату на видном месте.
- Настольные – которые можно разместить на письменном столе в детской.
Время – основа режима дня
Научить ребенка определять время – не самоцель, а важный навык, который помогает планировать распорядок дня и следовать ему.
- Учите деток таким понятиям, как утро, день, вечер, ночь. Конечно, в игровой форме, с помощью ассоциаций: светит ли солнце, что пора делать – просыпаться или, наоборот, готовиться ко сну, пришли ли родители с работы.
- Просыпаться, ложиться спать, завтракать, обедать, полдничать и ужинать, ходить на прогулки и играть, принимать ванну – все это желательно делать примерно в одно и то же время. Обучая малыша, приступая к очередному занятию, важно обращать его внимание на часы: «Смотри, уже 12 часов дня, пора обедать», «Полдесятого, давай набирать ванну» и пр. А потом и просить ребенка самостоятельно определить, который час, подсказать, что пора делать.
12-часовой формат времени
Альтернативные варианты
Чтобы учиться определению времени было еще веселее, можно рассказать ребенку, какие варианты, кроме обычных часов, со стрелками или электронных, используются.
- Например, как устанавливать примерное время по солнцу, хотя бы на примитивном уровне (солнце в зените – полдень, пора идти домой обедать).
- Как узнать, который час, по цветам. Если в вашем городе есть цветочные часы, непременно сводите ребенка полюбоваться на эту инсталляцию.
Заключение
Учить ребенка определять время нужно для того, чтобы впоследствии он мог стать самостоятельным и ценил столь важный ресурс. Сделать это несложно, если выбрать игровую форму, проявить терпение и предложить крохе простые обучающие пособия.