Все родители с удовольствием произносят приятное и желанное для детского восприятия слово «можно».
В жизни ребенка случается довольно много моментов, когда его здоровье, безопасность и, как следствие, счастье зависят не только от вовремя сказанного взрослым, но и от правильно и адекватно воспринятого ребенком слова «Нельзя».
Это слово ребенок должен научиться правильно понимать и принимать с раннего детства. По мере его взросления будет расширяться и область познания окружающей жизни, ее составляющих, ее возможностей, и наряду с позитивными впечатлениями от знакомства с жизнью будут открываться и опасные ее стороны.
Не весь детский опыт должен приобретаться путем набивания собственных шишек. Такие познания, как знакомство с кипятком, огнем, током и болью от этого знакомства обязательно должны быть косвенными, через демонстрацию того, что такое горячо, не доводя до понимания того, что такое кипяток и, как следствие, ожог.
Слово «нельзя» можно отнести к категории родительских «волшебных» слов, с помощью которых можно избежать не только нежелательного, а очень опасного происшествия.
В данной статье мы предлагаем ознакомиться с рядом правил и психологических приемов ввода этого запретительного слова в жизнь ребенка.
Личный пример
С самого раннего возраста надо приучать ребенка к слову «нельзя».
Вы сами должны сразу приучить себя не делать то, что запрещаете ребенку.
Конечно, вы не будете тыкать пальцы в розетку, совать в рот игрушки, трогать спичку за зажженный конец. Это без особого объяснения понятные действия с явно выраженными признаками опасных последствий.
Курению, употреблению спиртного, проведению за компьютерными играми неограниченного времени, употреблению в разговоре нецензурной лексики – всего того, от чего вам бы хотелось оградить ребенка – вы должны для начала СЕБЕ сказать четко и категорично: «Нельзя!»
Бесполезно запрещать ребенку то, что вы разрешаете себе.
Если запретительные правила в семье распространяются не на всех или вообще только на ребенка, то могут сформироваться определенные психологические проблемы и в ваших отношениях с ребенком, и у него самого.
Восприятие ребенком данной ситуации может пойти по двум направлениям:
- «Им можно, мне нельзя, потому что они плохие».
- «Им можно, мне нельзя, потому что я плохой».
В первом случае ребенок может направить неприятие и агрессию от себя на родителей или на сверстников, во втором – внутрь себя. В первом случае ребенок может начать разрушать социальные связи, во втором – может начаться процесс самоуничижения и саморазрушения.
Ограничение запретов
Чтобы запреты ребенку были эффективными, их не должно быть много в его жизни.
Запрещать целесообразно только те действия, которые могут привести:
- К несчастному случаю, к примеру, запрет перебегать дорогу.
- К нарушению соблюдения необходимых условий здорового образа жизни малыша, как-то: режима, питания, особенно при наличии особенностей организма или даже хронических отклонений.
Причем даже среди ограниченного, но обязательного для выполнения списка запретов и ограничений, нужно выделить такие, которые могут быть гибкими – иметь исключения: к примеру, по праздникам укладываться спать позже и получать больше сладостей.
Нельзя постоянно запрещать малышу то, что необходимо для правильного природного физического и психологического развития: бегать, прыгать, кричать, рисовать.
Последовательность
Основные запреты не должны зависеть от настроения мамы, от того, как принимает запрет ребенок, от присутствия других членов семьи – ни от каких внешних или внутренних изменений.
Если малыш пытается нарушить запрет, даже прибегает к манипуляциям, вы должны постараться объяснить ему:
- Причину запрета, при этом говорить надо на языке, доступном для понимания ребенка, не вдаваясь в слишком взрослую терминологию;
- какие чувства испытывает мама при нарушении им запрета.
Согласованность
Не только родителям ребенка, но и всем членам семьи необходимо выработать единую общую систему запретов и каждый должен неукоснительно и согласованно придерживаться ее.
Правильное выражение запрета
Важное правило: объяснить ребенку непонятное можно только с помощью понятного.
- Объяснить, почему опасно трогать розетку или перебегать улицу годовалому малышу лучше мимикой, жестами, эмоциональным выражением, интонацией.
- Ребенку постарше с начальным уровнем сознания лучше показать наглядно то, что он не может воспринять через объяснение.
Например, понятия смерть, травма для них относятся к разряду сложных для осознания. Демонстрация картинки или наглядного примера чьей-то инвалидности, может даже смерти животного на дороге, для них будет более понятным аргументом.
В качестве еще одного примера.
Что такое «горячо» можно продемонстрировать путем поэтапного знакомства с различными степенями горячего состояния: от теплого до очень горячего. При этом нацелить на то, что бывает еще горячее – кипяток в чайнике или в кастрюле на плите.
Запреты должны произноситься ровным, хоть и строгим, дружелюбным тоном. Без повелительного наклонения.
Конструктивность
Для того чтобы избежать негативного влияния запретов на отношения с вашим ребенком, существует несколько психологических приемов:
- Без НЕ.
Указание «не жадничай», «не капризничай» ребенком воспринимается неправильно, потому что частицу «не» он пропускает. Ребенку гораздо понятнее установка «давай поделимся», «давай договоримся».
- Постепенное обучение слову «нельзя».
На начальном этапе малыш не поймет принцип запрещающего слова и надо указывать ему на опасность понятным ему способом.
Например, ребенок крутит конфорки – играет с плитой. Можно его унести или увести от плиты со словом: «Нельзя!».
Так можно повторить несколько раз, добавив объяснение про опасность. Эффект будет произведен, и малыш запомнит.
- «Мнимый» выбор.
Предоставить ребенку выбор одной детали, завуалировав этим выбором непосредственно само ограничение.
К примеру, не выставляя на обсуждение выбор одежды для сна, предложить выбрать пижаму по цвету. У детей создается впечатление собственного участия в принятии решения.
- Обязательно предлагать альтернативу.
Например, если нельзя бегать по лужам в обычной одежде и обуви, то предложить альтернативу: в разрешенной одежде и босиком или в резиновой обуви. Или, к примеру, то, что не дозволено в будние дни, будет разрешено в выходные или хотя бы на праздники.
Заключение
Но главное, чтобы ваше чуткое родительское сердце правильно подсказывало, когда и какую форму запретительно-ограничительного «нельзя» следует употребить:
- «Нельзя никогда, ни при каких обстоятельствах»;
- «нельзя сейчас, но будет можно…»;
- «можно, но не сейчас».
ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru