Деление в столбик проходят в третьем классе. И на этом этапе обучения ваш ребенок может столкнуться с трудностями и непониманием этой математической операции.
В таком случае родителям нужно запастись терпением и предельным тактом и объяснить своему малышу все сложные моменты.
Как легко и доступно обучить ребенка делению в столбик, вы узнаете из наших советов.
Азы математики
Сначала убедитесь в том, что ваш ребенок усвоил более простые операции: сложение, вычитание, умножение. Без этих азов ему будет сложно понять деление.
Принцип деления
Прежде чем приступать к объяснению алгоритма деления следует сформировать у ребенка понимание самого процесса.
Объясните маленькому ученику, что «деление» – это разделение единого целого на равные части.
Возьмите коробку карандашей, которая будет выступать единым целым (можно взять любые предметы – кубики, спички, яблоки и т. д.), и предложите ребенку разделить их поровну между собой и вами. Затем, попросите его сосчитать сколько карандашей было изначально в коробке и сколько он раздал каждому.
По мере понимания ребенка, увеличивайте число предметов и количество участников. Далее, следует отметить, что не всегда получается разделить поровну и некоторые предметы остаются «ничейными». Например, предложите разделить 9 груш между бабушкой, дедушкой, папой и мамой. Ребенок должен усвоить, что все получат по 2 груши, а одна окажется в остатке.
Взаимосвязь с таблицей умножения
Покажите ребенку, что «деление» противоположное действие «умножению».
- Возьмите таблицу умножения и покажите ученику взаимосвязь между двумя операциями.
- Например, 4х5=20. Напомните ребенку, что число 20 результат произведения двух чисел 4 и 5.
- Затем, наглядно покажите, что деление противоположный процесс: 20/5=4, 20/4=5.
- Разберите другие примеры.
Определение понятий
Перед началом занятий определите и выучите названия элементов, которые участвуют в процессе деления.
«Делимое» – число, которое следует разделить.
«Делитель» – это число на которое разделяется «делимое».
«Частное» – это результат, который получаем в процессе вычисления.
Для наглядности можете привести пример:
На день рождения сына/дочки вы купили 96 конфет, чтобы ребенок угостил своих друзей. Всего приглашенных – 8.
Алгоритм деления в столбик без остатка
Теперь покажите ребенку на примере о конфетах алгоритм вычисления.
- Возьмите чистый лист бумаги/тетрадь и напишите цифры 96 и 8.
- Разделите их перпендикулярными линиями.
- Покажите наглядно элементы.
- Укажите на то, что результат вычисления записывается под «делителем», а вычисления – под «делимым».
- Предложите маленькому ученику посмотреть на число 96 и определить цифру, которая больше 8.
- Из двух цифр 9 и 6, такой цифрой окажется 9.
- Спросите ребенка, сколько цифр 8 может «уместиться» в 9. Малыш, помня таблицу умножения, легко определит, что только раз. Поэтому запишите цифру 1 под подчеркиванием.
- Далее, умножьте делитель 8 на результат 1. Полученную цифру 8 запишите под первой цифрой делимого числа.
- Между ними поставьте знак «вычитания», и подведите итог. То есть, если от 9 отнять 8 получиться 1. Запишите результат.
- Попросите снова ребенка определить цифру, которая больше делителя 8. Как видим, число 1 меньше 8. Поэтому нам следует объединить его со следующей цифрой делимого числа – 6.
- Припишите к единице 6 и получите 16.
- Далее, спросите у малыша сколько 8 содержится в 16. Правильный ответ 2 добавьте к первому.
- Снова умножьте 8 на 2. Полученный результат запишите под цифру 16.
- Путем «вычитания» (16-16) мы получим 0, что говорит о том, что наш результат вычисления – 12.
То есть на нашем дне рождения, каждый гость получит по 12 конфеток.
Алгоритм деления в столбик с остатком
Правила идентичны предыдущему примеру.
Возьмем знакомый пример с конфетами и разделим их количество (96) не на 8 друзей, а на 8 друзей + сам ребенок, то есть на 9.
- Предложите ребенку записать самому пример на бумаге.
- Затем, пусть маленький ученик определит сколько 9 содержит число 96. Правильно, 10.
- 9 умножьте на 10. Цифру 90 запишите под делителем.
- От 96 вычтите 90. Цифра 6 и будет остатком, который меньше 9 и не равняется 0.
То есть все 9 ребятишек получат по 10 конфет, а 6 останется в пакете.
Заключение
Чтобы ребенок легко усваивал премудрости математики и с удовольствием ходил на занятия, необходимо пробуждать его интерес к этой науке во время игр, наблюдений за окружающим миром и в разных домашних ситуациях. Развивайте зрительную память, образное мышление и внимательность у ребенка, проводите примеры, используя хорошо знакомые ему предметы и явления.