Деление в столбик проходят в третьем классе. И на этом этапе обучения ваш ребенок может столкнуться с трудностями и непониманием этой математической операции.

В таком случае родителям нужно запастись терпением и предельным тактом и объяснить своему малышу все сложные моменты.

Как легко и доступно обучить ребенка делению в столбик, вы узнаете из наших советов.

Вам понадобятся:
1

Азы математики

Сначала убедитесь в том, что ваш ребенок усвоил более простые операции: сложение, вычитание, умножение. Без этих азов ему будет сложно понять деление.

Если вы видите какие-то пробелы в знаниях, то повторите предыдущий материал.
2

Принцип деления

Прежде чем приступать к объяснению алгоритма деления следует сформировать у ребенка понимание самого процесса.

Объясните маленькому ученику, что «деление» – это разделение единого целого на равные части.

Возьмите коробку карандашей, которая будет выступать единым целым (можно взять любые предметы – кубики, спички, яблоки и т. д.), и предложите ребенку разделить их поровну между собой и вами. Затем, попросите его сосчитать сколько карандашей было изначально в коробке и сколько он раздал каждому.

По мере понимания ребенка, увеличивайте число предметов и количество участников. Далее, следует отметить, что не всегда получается разделить поровну и некоторые предметы остаются «ничейными». Например, предложите разделить 9 груш между бабушкой, дедушкой, папой и мамой. Ребенок должен усвоить, что все получат по 2 груши, а одна окажется в остатке.

3

Взаимосвязь с таблицей умножения

Покажите ребенку, что «деление» противоположное действие «умножению».

  • Возьмите таблицу умножения и покажите ученику взаимосвязь между двумя операциями.
  • Например, 4х5=20. Напомните ребенку, что число 20 результат произведения двух чисел 4 и 5.
  • Затем, наглядно покажите, что деление противоположный процесс: 20/5=4, 20/4=5.
Обратите внимание ребенка на то, что правильным ответом всегда будет множитель, не участвующий в делении.
  • Разберите другие примеры.

Если ваш ребенок отлично будет знать таблицу умножения, и поймет взаимосвязь между двумя математическими операциями, он легко освоит деление. Стоит ли запоминать ее в обратном порядке – выбор за вами.
4

Определение понятий

Перед началом занятий определите и выучите названия элементов, которые участвуют в процессе деления.

«Делимое» – число, которое следует разделить.

«Делитель» – это число на которое разделяется «делимое».

«Частное» – это результат, который получаем в процессе вычисления.

Для наглядности можете привести пример:

На день рождения сына/дочки вы купили 96 конфет, чтобы ребенок угостил своих друзей. Всего приглашенных – 8.

Объясните, что пакет с 96 конфетами – это «делимое». Восьмеро детей – «делитель». А количество конфет, которое получит каждый ребенок – «частное».
5

Алгоритм деления в столбик без остатка

Теперь покажите ребенку на примере о конфетах алгоритм вычисления.

  • Возьмите чистый лист бумаги/тетрадь и напишите цифры 96 и 8.
  • Разделите их перпендикулярными линиями.

Ris1-e1464342409331

  • Покажите наглядно элементы.
  • Укажите на то, что результат вычисления записывается под «делителем», а вычисления – под «делимым».
  • Предложите маленькому ученику посмотреть на число 96 и определить цифру, которая больше 8.
  • Из двух цифр 9 и 6, такой цифрой окажется 9.
  • Спросите ребенка, сколько цифр 8 может «уместиться» в 9. Малыш, помня таблицу умножения, легко определит, что только раз. Поэтому запишите цифру 1 под подчеркиванием.
  • Далее, умножьте делитель 8 на результат 1. Полученную цифру 8 запишите под первой цифрой делимого числа.
  • Между ними поставьте знак «вычитания», и подведите итог. То есть, если от 9 отнять 8 получиться 1. Запишите результат.

ris2-e1464342466442

На этом этапе объясните ребенку, что результат вычитания всегда должен быть меньше делителя. Если вышло наоборот, значит, малыш неправильно определил сколько 8 содержится в 9.
  • Попросите снова ребенка определить цифру, которая больше делителя 8. Как видим, число 1 меньше 8. Поэтому нам следует объединить его со следующей цифрой делимого числа – 6.
  • Припишите к единице 6 и получите 16.
  • Далее, спросите у малыша сколько 8 содержится в 16. Правильный ответ 2 добавьте к первому.

ris3-e1464342499911

  • Снова умножьте 8 на 2. Полученный результат запишите под цифру 16.
  • Путем «вычитания» (16-16) мы получим 0, что говорит о том, что наш результат вычисления – 12.

ctXAEeN-1024x241

То есть на нашем дне рождения, каждый гость получит по 12 конфеток.

Начните с обучения одно- и двузначных чисел, которые делятся без остатка. Когда ребенок поймет алгоритм, задачу можно будет усложнять.
6

Алгоритм деления в столбик с остатком

Правила идентичны предыдущему примеру.

Но важно объяснить малышу, что при таком делении, остаток не равен 0 и всегда меньше делимого.

Возьмем знакомый пример с конфетами и разделим их количество (96) не на 8 друзей, а на 8 друзей + сам ребенок, то есть на 9.

  • Предложите ребенку записать самому пример на бумаге.
  • Затем, пусть маленький ученик определит сколько 9 содержит число 96. Правильно, 10.
  • 9 умножьте на 10. Цифру 90 запишите под делителем.
  • От 96 вычтите 90. Цифра 6 и будет остатком, который меньше 9 и не равняется 0.

71igSQM-e1464342632377-1024x177

То есть все 9 ребятишек получат по 10 конфет, а 6 останется в пакете.

Заключение

Заключение

Чтобы ребенок легко усваивал премудрости математики и с удовольствием ходил на занятия, необходимо пробуждать его интерес к этой науке во время игр, наблюдений за окружающим миром и в разных домашних ситуациях. Развивайте зрительную память, образное мышление и внимательность у ребенка, проводите примеры, используя хорошо знакомые ему предметы и явления.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

29 Да Нет 7