Как объяснить ребенку правила ЛИЧНОЙ безопасности

Мы воспитываем своих детей уважать старших, и мечтаем их видеть помощниками и отзывчивыми людьми.
Ну и, конечно, очень тревожимся о безопасности. О том, чтобы их доверчивостью не воспользовались люди с жестокими сердцами и бесчеловечными поступками: насильники, аферисты, воры и мошенники.

Попробуйте провести параллель между двумя умениями, которые мы стараемся заложить нашим детям:

  • Умением оказать помощь пожилому человеку;
  • Умением позаботиться о своей личной безопасности.

Вам может показаться, что это не взаимосвязанные понятия, и между ними нет ничего общего. Если так – вы ошибаетесь.

Внимательно ознакомьтесь с ключевыми вопросами из нашей статьи, задайте их своему ребенку, и вы столкнетесь с такими детскими заблуждениями, которые могут привести ребенка к опасным ситуациям.

Оговоримся, такие вопросы корректно задавать ребенку с соответствующим уровнем сознания и способностями к анализу: отталкивайтесь от возраста пяти лет.

1

Главное заблуждение детей

  1. Кто такой пожилой человек?
  2. Как он выглядит?
  3. Сколько ему должно быть лет?

Опрос детей младших классов показал, что в их представлении о внешних признаках пожилого человека много путаниц и серьезных ошибок.

Часто дети называют пожилыми людей активного возраста – 50 лет, которые физически сильные, жизненно активные и не нуждаются в помощи, тем более детской.
Чем младше дети, тем «молодеет» в их представлении пожилой человек, по отношению к которому родители учат быть хорошим мальчиком или девочкой: спешить на помощь, уступать место.
Главное заблуждение
2

Тестовые вопросы

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Если к тебе обратится незнакомый пожилой человек и попросит показать местоположение дома (улицы, учреждения) и проводить, какие твои действия?
  • Если к тебе обратится незнакомый пожилой человек, и попросит помочь донести сумку или что-то тяжелое к машине, к подъезду или даже к квартире, какие твои действия?

А теперь совместите в своем сознании представление ребенка о пожилом человеке, и его желание оказать помощь такому пожилому человеку. Появляется объективное чувство тревоги, потому что совместились несовместимые понятия.
Тестовые вопросы

Чтобы помочь ребенку правильно разделить понятия вежливости, отзывчивости и его личной безопасности, предлагаем воспользоваться дальнейшими советами нашей статьи.

3

Правильные ответы

Объясните ребенку следующее:

  • Какие они, старенькие люди, которые могут нуждаться в помощи (используйте примеры);
  • Какую помощь можно им оказать: поднести сумку, показать местоположение, но никуда не заходить и ни с кем не ходить по безлюдным местам;

Укажите на следующую странность подобных просьб:

  • Если рядом достаточно взрослых, разве уместно просить о помощи ребенка.

Убедительно донесите ребенку, что абсолютно не стыдно:

  • Отказаться от оказания такого рода помощи (отнести, провести, постеречь) – это правила и нормы разумной предосторожности, не имеющие отношения к признакам плохого воспитания;
  • В случае угрожающей опасности вести себя как можно громче, активнее, демонстративнее, убегать, драться, кусаться, кричать в целях своей защиты и даже обманывать людей, которые могут причинить тебе зло.

Правильные ответы

Проигрывайте с ребенком предложенные ситуации и его поведение.

4

Близкие люди

Установите с ребенком круг близких людей, которым можно доверять, а значит, с которыми можно уйти из садика, школы, сесть в машину или зайти в квартиру.
Если к этому списку кроме родственников относятся и друзья родителей, то ребенок должен получить строгие инструкции касательно своего поведения: уйти с ними можно только с разрешения родителей. Обговорите способы подтверждения данного разрешения – звонок с телефона ребенка, воспитателя, учителя.
Близкие люди
Остальные люди – посторонние!
5

Внешний вид

Ключевое значение в формировании у ребенка отношения к взрослому человеку имеет его внешний вид.

Попросите ребенка описать его отношение к неопрятному, заросшему человеку, а затем, к красивому и опрятно одетому, с приятными манерами. Вы убедитесь, как будет меняться мнение ребенка от «плохого» к «хорошему».

Объясните ребенку, что часто по-настоящему опасные мошенники и преступники всеми удобными способами хотят произвести хорошее впечатление: имеют ухоженный внешний вид, обходительное обращение и улыбку на лице.
6

Потеря бдительности

Существует одно общее и для детей, и для взрослых заблуждение – в своем подъезде мы чувствуем себя в безопасности, почти как у себя дома, а значит, расслабляемся – теряем бдительность и внимание.

Зайдя в подъезд с улицы, или выйдя из квартиры, дети очень доверчиво относятся к незнакомому или малознакомому взрослому, которого видят в «своем» подъезде и даже могут зайти с ним в лифт.

Ознакомьте ребенка с правилами поведения в подъезде, и сами тоже строго им следуйте:

  • Не заходить в подъезд и в лифт вместе с посторонними людьми, особенно если зазывают – обязательно пойти пешком;
  • Просматривать почту из почтового ящика не в подъезде;
  • Открывать дверь квартиры, предварительно посмотрев в глазок;
  • Вернуться, если, выйдя из квартиры, вы обнаруживаете чужих людей;
  • Выходить из квартиры, если слышны голоса на площадке, но не видно, кому они принадлежат;
  • Даже ненадолго выходя из квартиры, закрывать дверь на ключ;
  • Не находиться спиной к незнакомому человеку.

Обсудите с ребенком его возможные действия, которые необходимо предпринимать в случае попытки взрослого человека совершить нападение:

  • Сопротивляться любыми способами и средствами: портфелем, ключами, даже мусорным ведром;
  • В случае попытки зажать рот рукой – кусаться;
  • После чего убегать, поднимая шум и крик, к примеру: «Пожар!», стучать и звонить в любые квартиры.

Потеря бдительности

Не забывайте проигрывать с ребенком предложенные ситуации и его поведение.

7

Основные правила

Правила безопасности, когда ребенок находится один дома:

  • Открывать дверь только тем, кто из круга близких людей и только после того, как удалось убедиться в этом – спросить и посмотреть в смотровой глазок двери.
  • Не открывать дверь даже тогда, когда незнакомец ссылается на просьбу родителей или даже утверждает, что родителям требуется срочная помощь.
  • Не говорить посторонним людям ни через дверь, ни по телефону о том, что никого из взрослых дома нет. Для этого предварительно договоритесь с ребенком, как отвечать на такие вопросы, например: «мама дома, но не может сейчас подойти».
  • Не отвечать по телефону незнакомым людям на вопросы материального характера: есть ли дома пачка денег (компьютер, планшет, большой телевизор).
  • Договоритесь с ребенком о том, что визиты к нему друзей должны происходить в то время, когда дома есть кто-либо из взрослых.

Правила безопасности, когда ребенок находится один на улице:

  • Не надевать и не брать на улицу ценных вещей и дорогих предметов одежды, привлекающих внимание.
  • Указать особо опасные места на улице: подвалы, чердаки.
  • Детям младшего школьного возраста не уходить ни с кем со двора – не только с взрослым, но и с ребенком, и ни за какую покупку или угощение – ни за игрушку, ни за сладость, ни за деньги.
  • На подобное приглашение или просьбу уметь дать отказ в твердой и громкой форме.
  • Стараться находиться в компании с одним или несколькими ребятами.
  • Соблюдать дистанцию по отношении к незнакомым взрослым людям – не ближе расстояния вытянутой руки.
  • Ходить (в школу, магазин, на тренировки) постоянным маршрутом, который должен проходить не по безлюдным местам.
  • Ключи носить не на виду, а в потайном кармане.
  • Выучить необходимую информацию: адрес, фамилию, телефон хотя бы одного из родителей. Но не делиться этой информацией ни с кем из посторонних. Она нужна только в экстренных случаях, и сообщать ее следует только доверенным или должностным лицам.

Основные правилаПозаботьтесь еще об одной исключительной мере предосторожности – настройте в телефоне ребенка функцию «горячих клавиш» – срочный вызов номеров экстренной необходимости: 102, мамы, папы.

8

Психологические аспекты

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок осознал и прочувствовал следующие психологические аспекты:

  1. Сказать «нет» или по-другому выразить отказ взрослому человеку, даже если он исключительно приятный и обходительный, – это абсолютно допустимо и не стыдно.
  2. Существует территория его личного пространства – его желаний и, наоборот, нежеланий, которыми он вправе распоряжаться сам, пользуясь советами только близких людей. За границы этой территории не позволительно вторгаться чужим людям, даже если у них нет злого умысла.
  3. Существуют категории неприкосновенности – его тело и интимные части тела, которые принадлежат только ему, и на которые не позволительно посягать никому ни словом, ни, тем более, делом.
Ваша задача – выстроить доверительные отношения с ребенком, чтобы он не скрывал, а делился всеми тревожными событиями и, тем более, подозрениями в чьем-то непристойном поведении.
9

Правило "трех шагов"

Если ребенок попадает, по его ощущению, в подозрительную ситуацию или поведение незнакомого человека вызывает беспокойство, то он должен следовать правилу «трех шагов»:

  • Четко и громко выразить свой отказ – сказать «нет»;
  • Уйти быстрым шагом или, при необходимости, убежать;
  • Обратиться за помощью к вызывающим доверие взрослым, самое лучшее – к должностным лицам: представителям полиции или охраны ближайших супермаркетов, банков, кондукторам и водителям общественного транспорта.

Правило "трех шагов"

Позаботьтесь о том, чтобы это правило было крепко заложено в его сознании, как привычка. Проигрывайте его, репетируйте, инсценируя разные ситуации.
Заключение

Заключение

Безопасность ребенка полностью зависит от его уверенности, самостоятельности и осведомленности о том, откуда и от кого может исходить угроза, а также обо всех возможных способах не только предотвратить ее, но и даже противостоять ей. А значит, во многом зависит от вас, родителей.

В этих серьезных вопросах нельзя допускать родительского равнодушия и безразличия. Будьте надежной опорой и защитой вашему ребенку!

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Понравилась инструкция?

9 Да Нет 0