В два года ребенок еще не может сказать, что одна сторона называется правой, а другая – левой. Но родители должны знать – он их прекрасно различает. Поэтому необходимо именно в этот период начинать осваивать пространственные понятия. Как? Читайте в статье.

1

Когда начинать объяснять

Процесс понимания сторон начинается с 2-х лет и заканчивается к 6.

Почему важно вовремя научить ребенка разбираться где право, где лево? Это поможет ему ориентироваться в пространстве, что, в свою очередь, способствует развитию памяти и мышления.

различаем лево и право

Если этого не сделать, малыш будет испытывать сложности на занятиях спортом или танцами. Также притупляется интеллектуальное развитие. Ребенку трудно считать, выполнять подготовительные к письму упражнения. Из-за этого снижается успеваемость в школе.

2

Начинайте с ведущей стороны

Это рука, которой малыш держит предметы.

Необязательно знакомить кроху именно с правой стороной. Если малыш кушает левой ручкой, значит, с нее и начнем. Нужно рассказать ему, что левая ручка – это та, в которой он держит ложечку.

Трехлетние дети уже активно рисуют, строят башни из кубиков, поэтому ориентиром может быть не только еда. Каждый родитель знает своего ребенка и выберет ту активность, которая позволит малышу запомнить, где право, а где лево быстрее всего.

3

Одежда и обувь как способ объяснить

Наклейте на стельки обуви разрезанную на 2 части картинку. Когда обувь стоит правильно, получается целый рисунок. Если обувь перепутана, изображение не складывается.

Обувая и одевая ребенка, старайтесь постоянно сопровождать процесс фразами:

  • Это – правый рукав, это – левый;
  • Обуваем левый ботинок, теперь – правый.

Так же надо действовать и с другими предметами одежды – курточками, футболками.

4

Роль тактильных ощущений

Тактильные ощущения для ребенка дошкольного возраста самые значимые. Они формируются на протяжении первых 6 лет. Это физический контакт с предметами, едой, людьми. Ребенок познает мир «на ощупь».

Формирование тактильных ощущений происходит параллельно с развитие сенсорного восприятия и моторики. Недостаток тактильных ощущений затрудняет освоение понятий права и лева. Поэтому важно использовать игровые упражнения на развитие тактильных ощущений.

Например, можно спрятать игрушки в мешочек, завязать малышу глаза и попросить доставать из мешочка игрушки. Ребенок должен на ощупь определить, что это – слоник или мишка, машинка или кубик.

различаем лево и право: игры

5

Веселые и полезные игры

Чтобы кроха быстрее научился ориентироваться в пространстве, поиграйте с ним в игры.

Потешки

Для самых маленьких отлично работают потешки. Например:

Ура, ура, ура
Поймали мы ежа.
А еще поймали крошку
За левую ножку!

Проговаривая последнюю строчку, мама прикасается к левой ножке ребенка, гладит ее, потряхивает.

Стихи

Для более старших детей вместо потешек используются стихотворения или песенки, под которые дети совершают определенные движения. Вот одно из них:

Наш жирафчик длинноногий
К маме укажи дорогу.
Правой ножкою шагай
Левой ножкою шагай
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой –
Быстро попадешь домой.

Квест

Простые квесты очень эффективны.

Спрячьте игрушку в квартире. Попросите малыша найти ее по вашим указаниям. Направляйте ребенка словами «вправо, «влево», «остановиться», «поищи игрушку», «пройди 2 шага». Если ребенку 3 года – достаточно 2 или 3 команд. По мере взросления количество команд нужно увеличивать. Шестилетнему можно давать до 10 команд.

Игра в дороге

Эта игра развлечет вашего непоседу в путешествии поездом или в автобусом. Малыш кладет ручки на столик, мама свои руки кладет рядом и проговаривает стишок:

Мы ладошками играем,
Их скорее поднимаем!
Слушай и смотри –
Левая (правая), беги!

На последнем слове ребенок должен быстро спрятать ту ручку, которая была названа в рифмовке, чтобы мама не успела коснуться ее своей рукой.

«В поисках сокровищ»

Все любят находить сокровища, «секретики», «клад». Выложите игрушки в форме креста. В центр поставьте ребенка. Предварительно спрячьте под одну игрушку сюрприз. Это может быть сладость, наклейка, брелок – что-то не слишком объемное. Выберите популярного сказочного героя, которого любит ваш ребенок.

Например: «Симка и Нолик спрятали сюрприз под одной из игрушек. Давайте найдем ее». Далее говорите в какую сторону поворачиваться ребенку – «два раза влево», «один раз вправо» и т. д. После ребенок должен отсчитать количество игрушек и обнаружить сюрприз. Хорошо, если вы выложите много игрушек в каждую сторону. Тогда можно добавить счет: «два раза повернуться влево, третья игрушка».

«Плывет кораблик»

В игру можно играть в ванной, в бассейне, на речке или на море. Малыш пускает в воде кораблик и направляет его в ту сторону, в которую ему говорят. Вместо кораблика может быть и сам малыш. Пусть он ляжет на животик в воде. Мама или папа поддерживают его и говорят, куда плыть. Соответственно, ребенок гребет ручками влево или вправо. Не надо направлять ребенку в ту или иную сторону, только удерживайте его на воде.

6

Зеркальное отражение в определении сторон

В 3 года ребенок уже различает стороны, но определить где право и лево способен только «от себя» – показать свою левую руку, найти предмет справа от него. У других людей и предметов, которые стоят напротив, он еще не может верно определить сторону. Поэтому, когда взрослый проводит с детьми упражнения, желательно, чтобы он стоял не напротив, а рядом с ними.

Во время занятий в детских кружках, секциях, развивающих центрах родители сталкиваются с тем, что некоторые педагоги, стоя напротив детей, озвучивают левую и правую сторону в зеркальном отражении. Это приводит к тому, что в школе дети путают стороны.

Более действенными являются игры.

  1. Посадите мягкую игрушку, зверушку или куклу спиной к малышу, а на ручки ребенка и игрушки наденьте украшение или просто яркую ниточку.
  2. Попросите определить малыша правую ручку у игрушки и акцентируйте внимание на том, что ленточки у него и у игрушки – с одной стороны.
  3. После этого поверните куклу. Браслетик или ленточка уже на другой стороне, а правая рука или лапка игрушка по-прежнему осталась правой.
  4. Не беспокойтесь, кроха очень быстро разберется в таком волшебстве.

дети на занятии

7

Как закрепить навыки

Любые упражнения надо делать систематически и последовательно – от простого к сложному. Все навыки закрепляются в бытовых ситуациях. Играя с малышом в свободное время, не забывайте продолжать обучение в игровой форме во время еды, прогулок.

Например, в дороге просите ребенка комментировать маршрут: «поворачиваем налево», «идем направо» и т.д. Точно такие же комментарии пусть малыш высказывает и во время одевания. Мотивируйте его рассказывать, какой ботиночек он одевает сейчас, какую руку продевает в рукав кофты.

Заключение

Заключение

Главное – не упустить момент и начать обучать ребенка ориентации в пространстве с двух лет. Важно делать это систематически, усложняя упражнения и игры по мере развития ребенка. Тогда малыш и сам не заметит, как прекрасно разбирается, где право, а где лево.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 0