В два года ребенок еще не может сказать, что одна сторона называется правой, а другая – левой. Но родители должны знать – он их прекрасно различает. Поэтому необходимо именно в этот период начинать осваивать пространственные понятия. Как? Читайте в статье.
Когда начинать объяснять
Процесс понимания сторон начинается с 2-х лет и заканчивается к 6.
Если этого не сделать, малыш будет испытывать сложности на занятиях спортом или танцами. Также притупляется интеллектуальное развитие. Ребенку трудно считать, выполнять подготовительные к письму упражнения. Из-за этого снижается успеваемость в школе.
Начинайте с ведущей стороны
Это рука, которой малыш держит предметы.
Трехлетние дети уже активно рисуют, строят башни из кубиков, поэтому ориентиром может быть не только еда. Каждый родитель знает своего ребенка и выберет ту активность, которая позволит малышу запомнить, где право, а где лево быстрее всего.
Одежда и обувь как способ объяснить
Наклейте на стельки обуви разрезанную на 2 части картинку. Когда обувь стоит правильно, получается целый рисунок. Если обувь перепутана, изображение не складывается.
Обувая и одевая ребенка, старайтесь постоянно сопровождать процесс фразами:
- Это – правый рукав, это – левый;
- Обуваем левый ботинок, теперь – правый.
Так же надо действовать и с другими предметами одежды – курточками, футболками.
Роль тактильных ощущений
Тактильные ощущения для ребенка дошкольного возраста самые значимые. Они формируются на протяжении первых 6 лет. Это физический контакт с предметами, едой, людьми. Ребенок познает мир «на ощупь».
Формирование тактильных ощущений происходит параллельно с развитие сенсорного восприятия и моторики. Недостаток тактильных ощущений затрудняет освоение понятий права и лева. Поэтому важно использовать игровые упражнения на развитие тактильных ощущений.
Например, можно спрятать игрушки в мешочек, завязать малышу глаза и попросить доставать из мешочка игрушки. Ребенок должен на ощупь определить, что это – слоник или мишка, машинка или кубик.
Веселые и полезные игры
Чтобы кроха быстрее научился ориентироваться в пространстве, поиграйте с ним в игры.
Потешки
Для самых маленьких отлично работают потешки. Например:
Ура, ура, ура
Поймали мы ежа.
А еще поймали крошку
За левую ножку!
Проговаривая последнюю строчку, мама прикасается к левой ножке ребенка, гладит ее, потряхивает.
Стихи
Для более старших детей вместо потешек используются стихотворения или песенки, под которые дети совершают определенные движения. Вот одно из них:
Наш жирафчик длинноногий
К маме укажи дорогу.
Правой ножкою шагай
Левой ножкою шагай
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой –
Быстро попадешь домой.
Квест
Простые квесты очень эффективны.
Спрячьте игрушку в квартире. Попросите малыша найти ее по вашим указаниям. Направляйте ребенка словами «вправо, «влево», «остановиться», «поищи игрушку», «пройди 2 шага». Если ребенку 3 года – достаточно 2 или 3 команд. По мере взросления количество команд нужно увеличивать. Шестилетнему можно давать до 10 команд.
Игра в дороге
Эта игра развлечет вашего непоседу в путешествии поездом или в автобусом. Малыш кладет ручки на столик, мама свои руки кладет рядом и проговаривает стишок:
Мы ладошками играем,
Их скорее поднимаем!
Слушай и смотри –
Левая (правая), беги!
На последнем слове ребенок должен быстро спрятать ту ручку, которая была названа в рифмовке, чтобы мама не успела коснуться ее своей рукой.
«В поисках сокровищ»
Все любят находить сокровища, «секретики», «клад». Выложите игрушки в форме креста. В центр поставьте ребенка. Предварительно спрячьте под одну игрушку сюрприз. Это может быть сладость, наклейка, брелок – что-то не слишком объемное. Выберите популярного сказочного героя, которого любит ваш ребенок.
Например: «Симка и Нолик спрятали сюрприз под одной из игрушек. Давайте найдем ее». Далее говорите в какую сторону поворачиваться ребенку – «два раза влево», «один раз вправо» и т. д. После ребенок должен отсчитать количество игрушек и обнаружить сюрприз. Хорошо, если вы выложите много игрушек в каждую сторону. Тогда можно добавить счет: «два раза повернуться влево, третья игрушка».
«Плывет кораблик»
В игру можно играть в ванной, в бассейне, на речке или на море. Малыш пускает в воде кораблик и направляет его в ту сторону, в которую ему говорят. Вместо кораблика может быть и сам малыш. Пусть он ляжет на животик в воде. Мама или папа поддерживают его и говорят, куда плыть. Соответственно, ребенок гребет ручками влево или вправо. Не надо направлять ребенку в ту или иную сторону, только удерживайте его на воде.
Зеркальное отражение в определении сторон
В 3 года ребенок уже различает стороны, но определить где право и лево способен только «от себя» – показать свою левую руку, найти предмет справа от него. У других людей и предметов, которые стоят напротив, он еще не может верно определить сторону. Поэтому, когда взрослый проводит с детьми упражнения, желательно, чтобы он стоял не напротив, а рядом с ними.
Во время занятий в детских кружках, секциях, развивающих центрах родители сталкиваются с тем, что некоторые педагоги, стоя напротив детей, озвучивают левую и правую сторону в зеркальном отражении. Это приводит к тому, что в школе дети путают стороны.
Более действенными являются игры.
- Посадите мягкую игрушку, зверушку или куклу спиной к малышу, а на ручки ребенка и игрушки наденьте украшение или просто яркую ниточку.
- Попросите определить малыша правую ручку у игрушки и акцентируйте внимание на том, что ленточки у него и у игрушки – с одной стороны.
- После этого поверните куклу. Браслетик или ленточка уже на другой стороне, а правая рука или лапка игрушка по-прежнему осталась правой.
- Не беспокойтесь, кроха очень быстро разберется в таком волшебстве.
Как закрепить навыки
Любые упражнения надо делать систематически и последовательно – от простого к сложному. Все навыки закрепляются в бытовых ситуациях. Играя с малышом в свободное время, не забывайте продолжать обучение в игровой форме во время еды, прогулок.
Например, в дороге просите ребенка комментировать маршрут: «поворачиваем налево», «идем направо» и т.д. Точно такие же комментарии пусть малыш высказывает и во время одевания. Мотивируйте его рассказывать, какой ботиночек он одевает сейчас, какую руку продевает в рукав кофты.
Заключение
Главное – не упустить момент и начать обучать ребенка ориентации в пространстве с двух лет. Важно делать это систематически, усложняя упражнения и игры по мере развития ребенка. Тогда малыш и сам не заметит, как прекрасно разбирается, где право, а где лево.