Вопросы воспитания детей волнуют каждого родителя еще на этапе планирования беременности или младенчества чада. Само понятие воспитания включает в себя правила поведения внутри семьи, нормы проявления ребенка в обществе, взаимоотношения с ровесниками и старшими по возрасту, формирование принципов и установок маленького человека, которые станут впоследствии императивом его поведения и отношения к себе и другим.
Тем не менее, культурная парадигма не является единственным фактором, который формирует личность. Формирование личности обусловлено и факторами низшего порядка – ценностями семьи, правилами и укладом маленькой группы, которая непосредственно влияет на ребенка (родители, опекуны, воспитатели и т.д.).
В этом отношении проявляется преемственность от старшего поколения к младшему. Тем самым выполняется основная функция малой группы по отношению к ребенку – научить ребенка жить без помощи взрослых.
Эта функция психологически является основной, но не очевидной для взрослых. Когда малыш еще маленький, он не обладает способностями и ресурсами самостоятельного выживания. Ему необходима помощь, это витальная потребность ребенка – помощь взрослого в кормлении, тепле, уходе и развитии. И эта временная потребность часто ложно воспринимается взрослыми (чаще матерями) как всеобъемлющая власть над другим человеком. Ребенок матерью до определенного возраста вообще не воспринимается как отдельная личность. Часто можно услышать от мам: «Мы поели», «Мы попили», «Мы пошли» и т.д.
Таким образом, в младшем возрасте (в норме до 3-х лет) мать не разделяет себя и ребенка, не воспринимает малыша как отдельного субъекта. В возрасте до 3-х лет это вполне естественно, но в дальнейшем может создать проблемы, когда ребенок вырос, но сепарации (отделение ребенка от матери) не произошло. Это чревато инфантилизмом личности в зрелом возрасте, сложностью в принятии собственных решений, отсутствием понимания себя и своих потребностей на уровне экзистенциальном «Кто я такой?», «Какой я на самом деле?», «Чего я хочу?» и т.д.
Поэтому вопрос восприятия ребенка взрослым как отдельной личности со своим характером, темпераментом, желаниями, потребностями является одним из важнейших в вопросе воспитания и привития ценностей семьи и правил на уровне социума.
Для того, чтобы привить малышу правила поведения и нормы этикета, необходимо понимать, что вы не являетесь властелином ребенка, а всего лишь посредником между им и обществом.
Ваша задача – передать свой лучший опыт, показать адекватные формы реагирования и проявления в обществе отдельной личности, которая временно зависит от вас физически и материально. «На выходе» вы получите личность, которая живет и действует адекватно ситуациям, знает разницу между «хорошо» и «плохо», может оценивать себя и свои поступки, принимать самостоятельные решения. Таким образом, если вы хотите вырастить гармоничную личность, самостоятельную, целеустремленную и, главное, счастливую, следующие советы вам помогут.
Как я воспринимаю своего ребенка
Обратитесь к детскому психологу
Профессиональный психолог поможет вам отделить «ваше» и то, что принадлежит ребенку. Это очень желательный шаг в любом случае, который поможет вам, как сознательному родителю, желающему счастья своему ребенку, не наделать глупостей и не требовать от малыша должного поведения, которое ему не присуще. Ведь не всегда то, что, с вашей точки зрения, правильно, действительно таковым является и подходит ребенку.
Прежде, чем сдавать экзамен, нужно выучить материал
Часто родители недоумевают, почему же ребенок не ведет себя должным образом. Дело может быть связано с психологическими тонкостями определенного возраста ребенка.
В дошкольном возрасте восприятие правил поведения и социальных норм, еще не стойкое. Для того, чтобы ребенок запомнил какое-то правило и принял его как свою норму поведения, нужно многократное повторение.
Учим действием
«Вот ежик разбросал свои игрушки. А на этой картинке ежик сложил свои игрушки в коробку. Как ты думаешь, на какой картинке ежик поступил правильно?» При этом очень хорошо, если родители могут обеспечить ребенку наглядный пример в виде беспорядка с игрушками и возможностью их сложить, то есть поступить как ежик на «правильной картинке».
Такие наглядные материалы можно изготовить самостоятельно или проиграть с помощью реальных игрушек.
Так же для закрепления и поощрения нужного и желаемого поведения, любое действие взрослого должно быть озвучено. Это работает в 100% случаев.
«Мы поели. Грязную посуду я кладу в раковину. Ее нужно помыть. Я беру губку с мылом и мою посуду, чтобы она была чистой. Для чего нам чистая посуда?! Для того, чтобы в следующим раз, когда мы захотим покушать, было из чего!» И так озвучиваем каждое действие.
Не требуйте того, чему не научили
К сожалению, гарантий того, что ваш ребенок будет идеально следовать вашему примеру, нет. Но и других вариантов научения правилам поведения и этикета, кроме как демонстрации желаемого, тоже не придумано. Поэтому ошибки неизбежны, промахи тоже.
ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru