Перед тем, как искать работу, первый вопрос, который возникает в голове — как составить хорошее резюме, чтобы заинтересовать работодателя не только своими профессиональными, но и личностными качествами. Главной причиной многих неудач является неправильно или неграмотно составленный текст. Многие люди не доходят даже до этапа собеседования, а их писанину беспощадно отправляют в пластиковую или электронную корзину. И причина не в том, что человек плохой специалист или безответственный работник. Скорей всего, были неверно подчеркнуты достоинства, не так расставлены акценты, а поданная информация изобиловала банальностями.
Всего этого можно избежать, приняв к сведению наши советы. Итак, что нужно делать, чтобы правильно написать резюме?
Главные правила
- Если вас интересует структура, занимающаяся, допустим, продажей автомобилей, то в самопрезентации не обязательно перечислять весь свой трудовой путь от помощника строителя до прораба. У вас за плечами могут быть самые разнообразные профессии, вы можете оказаться мастером на все руки, но в данном случае при приеме на работу кадровиков интересуют лишь те качества, которые подходят для данной вакансии. Возможно, вы претендуете на разные должности в разных фирмах, тогда составляйте несколько резюме, в которых описывайте свои лучшие стороны для конкретной деятельности и отправляйте их по адресу.
- Многие предприятия не против взять на работу молодых специалистов, не имеющих достаточного опыта. Если вы таковым являетесь, то должны подчеркнуть свои преимущества по сравнению с конкурентами. Это может быть престижный вуз, практика в подобной сфере, известный наставник, специализированные курсы и прочие детали, которые вас выделят на фоне других.
- Не вдавайтесь в ненужные подробности: краткий текст, основные моменты, ключевые навыки, качественное составление – в целом не больше двух страниц. Помните, что ваша автобиография интересует работодателя лишь с деловой стороны.Описания приключений школьника или студента, а также путешествий заграницу с родителями не охарактеризуют вас как серьезную личность.
- Резюме нужно напечатать, а не писать от руки. Обратите внимание на читаемость шрифта, желательно выбрать 11 кегль, особенно если высылать текст по факсу.
- Оставляйте лишь те контакты, на которые вы быстро отреагируете – электронная почта, телефон.
- Стандартный стиль заполнения предусматривает написание дат в левой части страницы, а мест учебы и работы – в правой.
- Основной акцент делайте на своих качествах, полезных и важных для вакансии.
Чем больше информации, демонстрирующей, что вы идеальный кандидат на эту вакансию – тем выше ваши шансы.
- Не стоит описывать свои негативные стороны: непунктуальность, забывчивость, рассеянность. Вряд ли такие данные приведут вас к успеху. К тому же, над ними можно поработать и искоренить. Часто компании требуют у претендента указать парочку своих слабых, в таком случае выберите те, на которые вы не в силах повлиять и которые не скажутся на результатах будущей работы. Не всегда уместно упоминать в резюме о своих личных интересах и увлечениях.
- Описание своей трудовой деятельности ведите в хронологическом порядке с указанием периодов, должностных обязанностей и профиля предприятия. Если вам приходилось выполнять дополнительные задания или замещать старших по должности коллег, не забудьте об этом упомянуть. В случае, когда в трудовом стаже есть значительный перерыв, продумайте, как вы сможете его объяснить.
- Не забудьте поставить дату и подпись. Внимательно перечитайте весь текст, исправьте ошибки, внесите коррективы и только после этого отправляйте резюме работодателю.
Фото
Этот элемент резюме вовсе не является обязательным, но он поможет вам заработать явное преимущество.
Цель трудоустройства
Небольшой, но важный пункт, который много расскажет о вас кадровику. «Высокая зарплата» или «достойная работа» – не те фразы, которые нужно здесь писать.
Контакты и личные данные
Сюда входят ФИО, семейное положение, возраст, координаты, телефон, по которому с вами можно связаться. Строчку ФИО рекомендуется выделять жирным шрифтом.
Образование
Опыт
Этот блок заполняется по тем же принципам, что и предыдущий, в формате: даты приема и увольнения, название компании, должность.
Конкретизируйте сферу деятельности организаций, в которых вы работали. И не просто: «торговля» или «производство», а точно опишите группу товаров, которые продавала или изготавливала фирма, ведь это имеет принципиальное значение. В нашем примере, касающемся автомобильного транспорта, ваш опыт по продаже сельскохозяйственной техники или участие в технологических процессах по изготовлению автодеталей может оказаться решающим.
Навыки (обязанности)
Этот блок необходимо готовить особенно тщательно, но ни в коем случае не надо там писать талмуды на несколько страниц.
Дополнительные навыки
- Уровень владения компьютером, а также программы, языки, базы данных, с которыми вам приходилось работать.
- Знание иностранных языков. Стандарт заполнения этого пункта выглядит следующим образом: в совершенстве, свободно, хорошо, разговорный, базовый.
- Опыт вождения автомобиля/грузовика/мотоцикла.
Личная информация
Здесь необходимо проявить оригинальность, потому как все зачастую пишут банальные фразы, такие как: коммуникабельный, ответственный, порядочный и т.д. Такие фразы давно превратились в пустые штампы. Если вы хотите произвести впечатление, напишите про те качества, которыми вы действительно обладаете, это в любом случае лучше раскроет вашу индивидуальность.
Старайтесь вписывать лишь те сведения, которые заинтересуют работодателя. Можете упомянуть о наличии водительских прав и автомобиля, заграничного паспорта. Напишите о своей возможности ездить в командировки, работать в неурочное время или по выходным, если это, конечно, вас действительно устраивает.
Сюда же можно внести информацию о хобби и интересах, но только когда они имеют хотя бы косвенное отношение к будущей должности.
Заключение
В целом правила написания резюме не сильно отличаются. В некоторых случаях соискателям предлагаются анкеты или бланки с вопросами. Но, в идеале, прежде поищите примеры и шаблоны в интернете. Это не займет у вас много времени, но поможет натолкнуть на хорошую мысль или напомнить о важном качестве.
И еще несколько советов напоследок. Если вы мечтаете о работе специалиста в иностранной фирме, то должны изъясняться на понятном для нее языке. При оформлении на творческую должность лучше писать в свободной форме, не бойтесь проявить свою оригинальность и креативность, это наверняка будет оценено. Вчерашнему студенту обязательно нужно передать свое желание работать в выбранной компании и акцентировать на личных достоинствах.
Помните: грамотная, точная формулировка предложений, аккуратность, стильный общий вид вашего образца резюме составит первое впечатление о вас и может повлиять на результат собеседования.
Данное руководство может помочь должным образом предоставить информацию о себе. Могу еще добавить, что при написании резюме важно помнить о грамотности. Каким бы не было ваше резюме, ошибки в словах могут испортить мнение о вас. Так что в конце обязательно перечитайте написанное.
Исходя из личного опыта, скажу, что нестандартные резюме привлекают больше внимания. То есть, можно информацию об образовании подать, как личные достижения. И если в этой части работодатель заинтересуется, то шансы на получение вакансии значительно увеличатся. При заполнении строки о личных качествах можно их описать коротким предложением, а не одним словом. Работодатель сразу же получает представление о том, каков соискатель. Если человек умеет не только грамотно, но и креативно преподать информацию о себе, шансы на то, что его возьмут на работу, значительно увеличатся.