Это одно из важных составляющих обязательств любой мамы. Процесс довольно трудоемкий, требует постепенности, терпения и затраты неопределенного количества времени.
Рекомендации психологов
Специалисты сходятся во мнении, что мало кто из младенцев рождается с врожденной потребностью к чистоте и аккуратности. Эту способность можно привить. Объяснить малышу, зачем в доме понадобился порядок на конкретных примерах удается не часто. Самым действенным средством является личный пример. Важно научить ребенка видеть беспорядок.
Личный пример
То, что вы объясняете, всегда должно подкрепляться примером. Начните с себя, требуйте от себя строже, а уж потом беритесь за воспитание этих качеств в ребенке.
Убирайтесь в доме вместе, давайте ему небольшие посильные задания, например, сложить конструктор в коробку, отнести белье в стирку, и дом станет чище без особых усилий. Главный «двигатель прогресса» в этом кропотливом труде – системность и целенаправленность действий.
Этапы приучения
Рассмотрим их более детально.
-
Осознание
Малышу сложно определить, зачем нужно заправлять постель или мыть пол и посуду. Родители могут на доступном языке объяснить всю важность таких действий, подкрепить примерами из жизни. Малышу сложно без наглядного примера понять такие вещи.
-
Планирование
Во время формирования новых привычек, нужно учитывать временные затраты на разные виды работы по дому и планировать их на наиболее благоприятное для этого время. Давая задание, учитывайте, возможно ли по возрасту ребенку выполнить поручение.
-
Правильный настрой
Одной из особенностей детей есть непроизвольное восприятие. Им не нужно говорить, что мы хотим им что-то привить или развить какую-то способность. Процесс должен быть максимально естественным и комфортным. Не менее важно, чтобы все домочадцы придерживались одного стиля поведения, чтобы требования к нему были обоснованы и обязательны для всех.
-
Воплощение
Если все предыдущее этапы пройдены, пора воплощать задуманное в жизнь. Ежедневное повторение закрепит положительный эффект.
Список дел
Составление списка отнимет минимум времени, но выступает залогом того, что в суматохе вы не забудете что-нибудь важное. Приучить ребенка к системе уборки можно составив его список дел, которые являются неотъемлемой частью утреннего и вечернего времяпровождения.
Составьте вместе с ребенком некий «шаблон», по которому будет развиваться сценарий утренних и вечерних моментов приучения к аккуратности.
Систематизация уборки
Нужно помнить, что мы имеем дело с маленькими детьми, у которых и трудоспособность невелика и мотивация не всегда высока.
- Совместная уборка пройдет гораздо, чем одиночная;
- Районирование. Причиной нежелания убирать может быть усталость, потому рекомендуется поделить комнату на «районы» или «зоны», которые следует убирать в определенные дни;
- Упорядочивание является неотъемлемой частью. Игрушки нужно сложить в отдельные коробки. Следует поставить условие во время игр, что игрушки из следующей коробки можно брать только после того, как будут сложены уже разложенные в соответствующую коробку;
- Малыш должен знать, где лежат вещи, чтоб при возможности мог сложить одежду на места;
- Все задания должны быть конкретными. Обходитесь без абстрактных понятий типа «убрать прихожую», распишите все составляющие пункты. Малышу станет гораздо проще справиться с поставленной задачей;
- Для родителей бывает сложно сопоставить свой список дел со списком ребенка, поэтому все пункты должны быть продуманны очень тщательно, чтобы вы в любой момент по требованию могли помочь или подсказать что-то маленькому помощнику.
Мотивация и критика
Даже у взрослых бывают моменты отсутствия мотивации. Но что же делать маленькому человечку, если он и в самом деле не понимает ради чего столько стараний? На помощь придет правильная мотивация.
Система поощрений должна смениться какой-то иной мотивацией, так как поощрения имеют кратковременный эффект.
Дети умудряются заработать поощрение, не выполнив поставленного перед ними задания. Лишаясь платы за выполненный труд, помощник превращается в лентяя.
На смену такому варианту используйте акцентирование внимания на достижениях ребенка, похвалите его за выполненную работу, скажите, что сэкономленное время интересно проведете с ним: погуляете в парке, сводите в зоопарк, цирк, пикник, площадку или почитайте, посмотрите интересный фильм, сложите паззлы. Вариантов много, главное, чтобы ребенок ощутил, что его труд важен и был оценен по достоинству.
Относитесь к нему как к равному, уважайте, говорите с ним на равных. В этом случае он ощутит свою самостоятельность и взрослость.
Обходитесь без принуждения и критики. Помощь родителям проявляется как акт доброй воли, а принудить к этому все равно что совершить насилие над человеческой душой. Так что такой метод не очень действенен. Критика приводит к разочарованию в своих силах, поэтому замечания нужно делать максимально корректно и аккуратно.
Обучение с помощью игр
Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Начните играть и в уборку тоже, так научите их полезным навыкам, привьете им положительное отношение и подарите кучу позитивных эмоций. Такая игра имеет ряд преимуществ:
- В течении игры вы сможете узнать от ребенка его отношение, его размышления по поводу важности такого действия;
- играя, покажете модель желаемого развития событий, последовательность действий.
Но не стоит слишком увлекаться, ведь чадо должно понимать, что процесс уборки – это не праздник, а общеполезное дело.
Приучение дошкольника
Детки в возрасте от 2-5 лет желают быть полезными и стараются всячески помочь своим родителям. Это самый благоприятный период для приобщения их к бытовым обязанностям.
Нужно помнить, что двух-трехлетки крайне чувствительны к окружающей их среде и если ребенок растет среди бардака и часто видит его, будьте уверенны, что чистюлей ему не вырасти.
В таком нежном возрасте малыши во всем подражают своим родителям, стараются походить на них во всем. Это нужно использовать максимально для приучения к чистоте. Бывает так, что детки с самых лучших побуждений доставляют еще больше хлопот по уборке, чем было прежде. Важно, чтобы родители всегда были рядом и не оставляли ребенка предоставленного самому себе. Вы должны следить, чтобы чадо не взяло бутылки с химикатами, не пролило воду на пол и не упало, не мыло зеркала и окна — все это может быть травмоопасно.
Не стоит строго оценивать результат работы ребенка, он может даже не понимать, как сделать что-то правильно в силу возраста.
Не реагируйте на провокации и капризы. К трехлетнему возрасту ребенок проходит кризис 3 лет, когда все познается опытным путем. Капризы и беспричинные истерики являются частыми «гостями» семей трехлеток. Не удивляйтесь, если обнаружите планомерное разбрасывание вещей или игрушек. В этом случае лучше перетерпеть и переждать пик. Но все же нужно постоянно возвращать ребенка «в рамки» и мягко настаивать на том, что порядок необходим.
Все зависит от индивидуальных особенностей развития, поэтому ваш ребенок должен всегда оставаться для лучшим помощником и «cподручным» во всех домашних делах.
Трудный возраст
Подростковый возраст имеет свои особенности. Они связаны со стремлением к самовыражению и становлению собственного «Я». Часто тинейджеры воспринимают стремление родителей к их совершенствованию, как попытку подавления индивидуальности.
Путь к успеху состоит из нескольких составляющих:
Не нужно наказывать подростка уборкой. Работа – не метод кары. В любой ситуации важно сохранить хорошие отношения.
Залогом на пути решения проблем чистоты является видение составляющих этой самой чистоты. Часто подростки используют выражение Эйнштейна о том, что «гений господствует над хаосом». Но определить критерии чистоты будет не лишним.
Оговорите, что застеленная кровать, отсутствие завалов на столе, одежды на стуле являются обязательными пунктами для выполнения. Все остальное оставьте на усмотрение ребенка.
Мотивация и всевозможные стимулы в таком возрасте уже не действуют. Такой вариант общения не всегда сработает.
Подростковый возраст не самый лучший для нововведений. Аккуратность и чистоплотность нужно прививать раньше, так как в старшем возрасте дети не всегда воспринимают то, что им говорят и чему учат адекватно ситуации.
Заключение
Прививание аккуратности и видения беспорядка детям – процесс достаточно трудоемкий и требует системности. Нельзя приучить к чистоте сразу.
Нужно понимать индивидуальные особенности, чтобы не нарушить взаимопонимание и дружеские отношения между вами.
Малышу или подростку все равно нужна ваша помощь, ваш ласковый любящий взгляд, вера в его силы. Беспорядок – это всего лишь мелочь, которая ни в коем случае не стоит ссор и плохого настроения.