Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был лучшим всегда и во всем. Часто это приводит к синдрому отличника.
Ребенок отучивается принимать самостоятельные решения, определять для себя нужное или ненужное. Конечно, все дети должны тянуться к знаниям, не отлынивать от уроков и делать домашнее задание, но в случае с синдромом отличника это переходит в навязчивую идею.
По статистике, около 20% детей в школах со всего мира страдают патологическим стремлением учиться лучше всех. Чаще всего это проявляется у девочек.
Если вы прочитаете статью и воспользуетесь нашими рекомендациями, то сможете вовремя заметить данный синдром у своего ребенка и поможете ему справиться с ним. Или примете необходимые меры, чтобы предотвратить синдром отличника.
Что вызывает комплекс отличника
Синдром отличника может быть врожденным (когда потребность ребенка в достижениях и признании является генетической) или приобретенным (если родители ставят малышу завышенные требования) по определенным причинам.
- Попытка таким образом заслужить любовь родителей. Иногда только так можно добиться внимания от мамы и папы.
- Низкая самооценка. Это и признак неправильного воспитания. Ребенок сам к себе завышает требования.
- Потребность в одобрении.
- Проблемы в общении со сверстниками. Иногда ребенок за достижениями в учебе прячет одиночество.
- Ревность к успехам одноклассников. Особенно если родители постоянно указывают, что чье-то дитя лучше.
- Неумение справляться с трудностями.
Как проявляется
- Ребенок учится не для получения знаний, а чтобы получить хорошую оценку и одобрение от окружающих.
- Чтобы получить похвалу, ребенок способен пойти на ложь, обман или хитрость.
- Малыш болезненно реагирует на критику.
- Чтобы быть успешным в учебе, может отказаться от прогулки, развлечений, общения с друзьями.
- В случае неудачи в учебе, впадает в депрессию, замыкается в себе.
- При отсутствии похвалы, расстраивается и может заплакать.
- Самооценка напрямую зависит от похвалы и критики.
Следует различать синдром отличника и детский перфекционизм. Хотя эти понятия во многом схожи, у них есть важные отличия.
- Ребенок-перфекционист при выполнении заданий сосредотачивается на самой работе, а отличники – на высоком результате и его восприятии.
- Отличники воспринимают поставленные задачи как соревнование, в котором победу достигают любым образом.
Вероятные последствия
Ребенок-отличник считает, что учеба – смысл жизни, а оценка – показатель его, как человека. Им не нужен конкретный результат или знания. Они хотят все сделать по стандартам и стереотипам, считая, что это – единственно правильный вариант стать хорошим.
- Это приводит к неумению концентрироваться на главном. Выполняя домашнее задание, они не будут определять основное, а начнут дотошно выводить все второстепенные мелочи.
- У школьника будет формироваться страх перед ошибкой. По этой причине он начнет бояться браться за дело, это приведет к отсутствию уроков над собственными ошибками, еще больше сузит круг общения.
- Они хотят достичь идеала. Это будет приводить к мучениям, что можно было сделать еще лучше. Так зарождается крайняя степень синдрома – перфекционизм.
Часто у детей с синдромом отличника проблемы в общении со сверстниками, у них почти нет близких друзей. Из-за отсутствия свободного времени и завышенных планок не только к себе, но и к окружающим. А они неспособны выдержать такой тяжелый характер. Такие ученики подвержены неврозам и депрессиям.
Как помочь ребенку
Все методы борьбы с синдромом отличника сводятся к отношениям внутри семьи.
- Объясните, что вы будете любить его всегда, независимо от отметки или поведения. Не ругайте, если он получил низкую оценку.
- Школьник не должен прилагать усилия, чтобы добиться вашего внимания. Выделяйте время, чтобы побеседовать с ребенком, узнать о его школьной жизни.
- Не забывайте подбадривать малыша, утешать и помогать ему.
- Составьте правильный режим дня. Сон должен быть не менее 9 часов. Давайте ребенку время для игр, времяпровождения с друзьями, прогулок на свежем воздухе.
- Как можно чаще обнимайте просто так, улыбайтесь ему, говорите вслух слова любви и поддержки, проводите вместе свободное время.
- Чтобы отвлечь от уроков, запишите его на дополнительные кружки, секции, факультативы.
- Устройте традицию выезжать семьей на пикники каждые выходные.
- Развивайте чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные проблемы, проще сходится со сверстниками.
Чего нельзя делать
- Не сравнивайте с другими. Если будете постоянно ставить ему в пример более успешных детей, то вырастите неудачника, который обижен на весь мир.
- Факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишая его уверенности. Поэтому забудьте о фразе: «А вот другой ребенок сегодня получил пять, а ты – нет».
- Не пытайтесь вырастить гения, записывая во всевозможные интеллектуальные секции, кружки и на дополнительные факультативы. Пускай он сам определится, чем хочет заниматься.
- Не требуйте того, с чем он не в состоянии справиться. Лучше помогите.
- Пускай природное развитие идет своим чередом. Поймите, в чем он наиболее успешен, и развивайте сильную сторону его характера.
Когда нужна помощь специалиста
Если выполнение всех советов дается с трудностью и не приносит нужных результатов, пора обратиться к хорошему, проверенному специалисту – детскому психологу или психотерапевту.
Помощь нужна в следующих случаях:
- Ребенок агрессивно относится к тем, кто не ценит его достижений, не хвалит.
- Имеет нервные срывы.
- Часто устает.
- Жертвует развлечениями и свободным временем ради учебы.
Заключение
Проблемы с адекватностью восприятия себя приводят к дальнейшим проблемам во взрослой жизни. Для детей важно, чтобы любовь родителей не зависела от отметок и места в рейтинговом списке. Не всегда все может получаться, а достичь идеала невозможно. Научите детей правильно воспринимать победы и поражения, чтобы в дальнейшем они росли здоровыми и эмоционально уравновешенными личностями.