Термин «выученная беспомощность» означает состояние, при котором человек не пытается изменить свою жизнь к лучшему, даже когда у него есть такая возможность. А все потому, что его опыт показывает: любые попытки ни к чему не приведут.
О том, как распознать этот феномен и избавиться от него, и пойдет речь в нашей статье.
Происхождение термина
Такой вид беспомощности еще называют приобретенной или заученной.
Автор термина «выученная беспомощность» – основоположник позитивной психологии Мартин Селигман. Он заметил этот феномен, проводя эксперименты над собаками и установив: если эти животные имели опыт невозможности выбраться из враждебного окружения, затем они не предпринимали таких попыток, даже когда появлялся шанс.
После более сложных экспериментов с животными изучение феномена было продолжено уже другими психологами.
В частности, были проведены исследования с привлечением людей – например, двух групп жителей дома престарелых, где одну группу убедили в том, что они не могут существенно влиять на качество своей жизни, основные решения об этом будет принимать руководство. А другую группу – наоборот, поощряли контролировать свою жизнь. По итогам исследования оказалось, что участники второй группы отмечали более высокий уровень удовлетворенности своей жизнью, были более активными, общительными и пр.
Кроме того, проводился эксперимент, в рамках которого двум группам людей предлагали выполнить задание при шуме. Первая группа не могла влиять на шум, а другой сообщили, что люди имеют возможность отключить звук, но попросили потерпеть, пока есть возможность. Именно вторая группа справилась с заданиями намного лучше.
Различают два вида беспомощности – она может быть ситуативной и личностной (устойчивой). К тому же, этот феномен легко переносится с одной жизненной ситуации на остальные.
Признаки
Основные признаки выученной беспомощности:
- Пассивность;
- утрата чувства свободы;
- ощущение потери контроля над жизнью;
- никакой инициативы;
- неверие в собственные возможности;
- подавленность;
- депрессия.
С чего начать
Безусловно, это комплексная задача, и часто ее решение требует привлечения специалиста – психолога или психотерапевта. Однако и сам человек может помочь себе, предприняв простые, но эффективные шаги. В частности:
- Проанализировать проблемную ситуацию и постараться найти в ней преимущества.
- Определить, какие конкретные шаги для улучшения можно предпринять немедленно.
- Сделать выводы на будущее, чтобы извлечь урок и постараться не допускать повторения ситуации.
Жить по-другому
Несмотря на то, что выученная беспомощность – это серьезная проблема, ее нельзя считать пожизненным приговором. Чтобы избавиться от нее, важно создать для себя новый план и жить согласно с ним. Придется привыкнуть брать на себя ответственность, а также осознать тот факт, что успехи других людей зависят не от везения, а от их усилий.
Нужно постараться поменьше критиковать себя самого и хвалить за маленькие победы. Не ставить высокую планку достижений сразу, чтобы не разочаровываться в себе – а добиваться успехов постепенно, идти к цели маленькими шагами.
Правильное воспитание детей
Часто феномен выученной беспомощности наблюдается даже в поведении детей и подростков, обычно – вследствие неправильного воспитания и возникновения непростых жизненных обстоятельств. В частности, при воспитании детей, во избежание таких последствий, психологи рекомендуют:
- Поощрять самостоятельные действия детишек. Даже если у них сначала ничего не получается: терпеливо объяснять, показывать, позволять делать ошибки.
- Приучать детей нести ответственность – например, для начала, за порядок в собственной комнате.
- Не оскорблять и не унижать детей.
- Сделать все, чтобы дети росли в благоприятном психологическом климате.
- К выученной беспомощности может приводить не только личный опыт, но и наблюдение за таким поведением других людей.
- Безграничная забота и тотальный контроль также приводят к формированию выученной беспомощности.
- Рекомендуется предоставлять детям адекватную и корректную обратную связь об их поведении. При этом обратную связь нужно предоставлять сразу после действия – иначе ребенок просто не понимает, о чем речь.
Заключение
Выученная беспомощность – проблема, с которой может столкнуться кто угодно.