Когда мы смотрим на детские, особенно подростковые выступления, удивляют не только способности, приобретенное трудолюбием мастерство, но и свободная раскованность ребятишек на сцене, как следствие их уверенности.
А как все родители боятся вырастить зависимого человека, безвольного, легко поддающегося чужому, чаще негативному влиянию! Это поведение свойственно неуверенному в себе человеку.
Уверенность происходит от слова вера – вера в свои силы, возможности. Но чтобы в них верить, нужно их познать и воспитать.
Детская уверенность находится не в прямой, а в обратной зависимости от взросления маленького человека. Вместе с ребенком будет «взрослеть», набирать силу и вес его неуверенность, выражающаяся в стеснительности, нерешительности, зависимости от мнения ребят, особенно авторитетных.
В статье мы разберем причинно-следственную связь возрастной неуверенности ребенка, в чем она выражается и как на нее повлиять.
Что надо знать об уверенности
Чтобы разобраться в том, для чего и над чем работать, надо понять: что входит в понятие «уверенность», из чего она состоит и на что влияет, ее роль и место в жизни.
Наверное, именно в трактовке понятия «УВЕРЕННОСТЬ» наибольшее значение приобретает основной принцип психологии – «принцип золотой середины».
Быть уверенным в себе человеком – значит не только не быть неуверенным, но и не стать самоуверенным. И истинная здоровая, как бы серединная уверенность должна быть исключительно полезна для самого человека, и не вредна для окружения этого человека.
Воспитывая в своем ребенке личную уверенность, вы должны помогать ему все время соблюдать этот баланс между недооценкой себя и переоценкой, между самоуверенностью и неуверенностью.
Уверенность – это внутреннее спокойствие, гармония. Это ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА, без оглядки на мнение других, но с пониманием истинной цены своим поступкам, без страха перед отказом, ошибкой, неудачей. Ведь такие препятствия, пороги в жизненном течении не останавливают уверенного человека. Он может пригнуться, перешагнуть, переступить, даже развернуться, но он не остановится, он будет продвигаться к цели и достигать своей мечты. Каждый родитель желает такого безоглядного, беспрепятственного (без внутренних препятствий и барьеров) жизненного пути своему ребенку.
Для этого вы должны развивать в ребенке следующие отдельные составляющие уверенности:
- Уважение к самому себе;
- Веру в себя (при наличии обязательного условия – вашей веры в него);
- Независимость от чужого мнения и от чужой воли;
- Знание своих сильных и слабых сторон;
- Умение давать честную и справедливую, объективную оценку (с учетом причинно-следственной связи и мнения всех сторон), а не только субъективную («от себя»);
- Умение войти в положение другого человека, сопереживать и сочувствовать (этому ребенок может научиться, только если испытывает эти чувства в семье по отношению к себе);
- Позитивный настрой;
- Выдержку.
Дошкольники
У деток дошкольного возраста присутствует доверие ко всем, мало страхов и почти нет сомнений. Им кажется, что они могут все и лучше всех, они не задумываются над сопоставлением со своими возможностями. Они выскакивают танцевать, петь, повторять любое сложное действие, с удовольствием хватаются за музыкальные инструменты, даже веник и тряпку – подражают, не стесняясь и не рассчитывая свои силы.
Ведь они уверены в позитивном отношении к ним самим и к их любым действиям.
Чем с меньшим количеством категоричной критики столкнется ребенок, тем дольше сохранится его непосредственная уверенность.
Младший школьный возраст
Ребенок младшего школьного возраста уже должен не просто что-то делать, иногда лишь имитируя, а учиться выполнять свою возрастную работу качественно. А это уже требует поправок и объяснений. И тогда уверенность ребенка попадает в прямую зависимость не только от родительской критики – от ее правильности и корректности, но и от преувеличенной похвалы – захваливания без нужды и повода, или даже от перекладывания критики и вины за любые неудачи на других (учительница несправедлива, отличники-любимчики не честные…).
Чтобы у ребенка школьного возраста не развивалась самоуверенность или неуверенность в себе, своих способностях и возможностях, вы должны учесть ряд факторов и рекомендаций:
- Позитивно оценивайте все начинания и поддерживайте инициативу ребенка.
Не бойтесь позволять ребенку пробовать себя. Но при этом учите рассчитывать силы и возможности: не хвататься за все сразу, брать свои вершины, а не карабкаться на чужие, искать себя и свое дело, хобби, которое должно развивать способности и приносить успехи, а значит, повышать самооценку и веру в себя.
- Ребенок должен получать достаточно внимания в семье.
Речь идет не о контроле, а об искреннем интересе к его жизни, желаниям, успехам, проблемам, к его роли в семье и месте в детском коллективе.
- Не будьте категорично требовательны и критичны.
Не закладывайте в сознание и самоощущение ребенка чувство постоянной вины, которое является благодатной почвой для развития глубокой личной неуверенности. А для этого не идите путем навешивания ярлыков неумелого, неспособного, не обвиняйте: «ты причинил мне боль», «ты виноват», а донесите до него свои чувства и переживания, вызванные его поведением: «мне обидно», «я испытываю боль»…
- Всегда оценивайте и поощряйте позитивное, пустяков в успехах и хороших поступках не должно быть! Зато не придавайте значения мелким и несерьезным ошибкам.
- Учите его не сдаваться – не откладывать начатое, а если отложил – обязательно доделать (пусть даже с вашей помощью).
Поощряйте все доведенные до конечного результата трудоемкие дела и сложные занятия. Стимулируйте их завершение своим участием, которое должно быть дружеским и интересным, может игровым, и обязательно с положительной оценкой и без лишней критики, зато с маленькими поощрительными призами.
- Отталкивайтесь от его побед, успехов и в моменты его неуверенности ссылайтесь на них: «помнишь, у тебя же получилось».
- Будьте на его стороне, но только исходя из принципов справедливости, чтобы не были всегда виноваты учителя, одноклассники, родители одноклассников.
Ведь ребенок часто начинает видеть развитие ситуации не со своего поступка, а с реакции на его поступок, и, конечно, жалеть себя. Всегда первая родительская, особенно материнская, реакция – бежать и заступаться. Это просто. Но это может привести к безнаказанности и самоуверенности. Надо учитывать видение и мнение и другой стороны, и третьей, нейтральной, беспристрастной.
- Учите ребенка разбирать проблемные ситуации со всех сторон, как бы изнутри и снаружи: его поступок – внутри ситуации, а следствие его поступка – снаружи, применяя метод «абстрагированного взгляда стороннего наблюдателя».
Предлагайте ему разобрать подобные тестовые ситуации, проигрывайте их – предлагайте ему думать по такому сценарию: «а как бы поступил я», «а как бы к этому отнесся я». Чтобы ребенок прочувствовал ситуацию, примеряя на себя все роли – зачинщика, пострадавшего и наблюдателя.
- Жалейте его, иначе он не получит этих навыков и не научиться жалеть сам.
Ведь тот, кто умеет сочувствовать и сопереживать, не будет делать безжалостных поступков. На них способны неуверенные люди, зарабатывающие внимание и уважение через нанесение обиды другим. Нужно донести ребенку понимание ложности такого авторитета, который строится не на уважении, а на страхе.
- Старайтесь содействовать участию ребенка с раннего возраста в различных выступлениях, соревнованиях перед зрителями. Его аудиторией даже можете быть вы, близкие и друзья.
Подростки
К 9-10 годам подростки избегают показательных выступлений: большинство мальчишек перестает петь и танцевать, а девчонки испытывают скованность, и те и другие стесняются даже фотографироваться. Это внешние признаки неуверенности. Проявляются и внутренние признаки в поведение подростков:
- Страх перед трудностями;
- страх проиграть (в спорте, в конкурсах);
- страх перед ошибками и неудачами;
- страх получить отказ в личных отношениях (даже в приглашении на танец).
Избегайте ошибок, которые усугубят развитие неуверенности: повышенный контроль – это ваше недоверие.
Оно может привести к низкой самооценке и поиску авторитетов на стороне – признакам слабой зависимой личности, что чаще всего приводит к попаданию под влияние авторитетов с отрицательным примером поведения.
Необходимо привлекать подросшего ребенка к участию в совместных семейных делах, советоваться, признавать его авторитетное мнение и отводить ему роль в решении семейных вопросов.
Начните с себя
Развивать ребенка, учить его навыкам дружбы, любви и других чувств нужно с раннего детства, себя же применять в качестве инструмента, учителя и примера теории.
Воспитание уверенности в ребенке – это та сфера жизненной психологии, в которой необходимо начать с себя, потому что именно здесь теория постоянно доказывается на практике: жизнь подбрасывает много практических примеров, наглядных поводов проявить взрослую решительность, а значит уверенность, умение отстоять свои права, не роняя своего достоинства, но и не унижая чужого.
Если вы не решаетесь переспросить, уточнить, всегда согласно киваете, если вы готовы провалиться сквозь землю от пустяковых недоразумений или ретируетесь и извиняетесь за чужое, направленное против вас проявление грубого хамства – ребенок получит в наследство размытые границы своего личного пространства, в которое будет допустимо врываться и там хозяйничать чужой злой воле. Это вовсе не означает, что ваше полярное поведение – своей грубостью опережать чужую по принципу «лучшая защита – нападение», приблизит ребенка к пониманию и развитию уверенности. Ведь бесцеремонные наглость и хамство – это признаки той же неуверенности, только скрытой, вернее, замаскированной под самоуверенность.
Начните уважать себя, ведь всегда есть за что. Конечно за достоинства, список которых составьте, оформив так, чтобы вы могли возвращаться к нему регулярно, допустим, каждое утро, или каждое неуверенное утро, или каждый понедельник, как закладка, как будильник, как напоминание. В рамочку на стену или на рабочий стол, или на заставку рабочего стола компьютера…
Над списком личных недостатков работайте, совершенствуйтесь, чтобы уверенность ваша росла и крепла.
Ребенок может и должен быть посвящен в вашу работу над собой, на своем детском уровне. Он может не понять, но точно запомнит. Придет время, придет понимание, и ваш опыт ему точно пригодится. Ведь нам всегда есть над чем работать.
Заключение
Главный признак уверенности – ваша улыбка, ваше позитивное настроение, независимое от внешних факторов: ни от навевающей грусть осени, ни от скучного дождя, ни от эмоционально бесцветной, неприветливой зимы, ни от грубой бесцеремонности случайных людей, ни от несправедливой несдержанности близких.
Живите с улыбкой уверенности и заряжайте всех, кто рядом!
ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru