Как воспитывать ребенка, не прибегая к физическому насилию

Рождение малыша – это сокровенное чудо. Необъяснимое, тайное и очень долгожданное. Когда новорожденный делает свой первых вдох и мама берет его на руки, мир преображается. Мир меняется.

Несомненно, рождение ребенка – одно из важнейших событий в жизни женщины и семьи. Но, как говорит известный педиатр Е. Комаровский: «Все знают как делать детей, но не знают что с ними делать дальше!». А дальше наступает пора ухода за ребенком и его воспитания. Вопросы воспитания волнуют абсолютное большинство родителей всех стран и континентов. По этому поводу написано множество полезной (и не очень) литературы, проходят семинары для родителей и т.д. В любой семье вопросы воспитания решаются в том ключе, в котором развивается семейная система. Тот уклад жизни, который предшествовал появлению ребенка, будет перенесен и на его личность впоследствии. Таким образом, реализуется функция семейной преемственности и передачи опыта от старшего поколения к младшему.

Способы передачи опыта и научения новым навыкам общения и поведения может быть нескольких вариантов:

  1. Посредством вербального научения;
  2. Посредством эмпирического научения собственным примером;
  3. Комплексного научения вербальным и эмпирическим способом.
Идеальной схемой передачи опыта и научения ребенка, несомненно, является система комплексного научения, при которой ребенку говорят как надо делать и одновременно показывают на практике своим примером или же моделью проигрывания (на игрушках, например).

Таким образом, важнейшая задача родителей – научить ребенка жизни без помощи родителей посредством передачи собственного опыта и поддержания интереса и стремления к постижению нового.

Передать опыт, согласно мнению некоторых родителей, можно и в «сопровождении» дополнительных мер. Такими дополнительными «ресурсами» может служить физическое воздействие на ребенка, то есть физическое насилие. К сожалению, наше культурное постсоветское пространство принимает некоторые виды физического воздействия на ребенка практически, как норму. Ремнем по попе, например. Или по рукам ребенка ударить. Тем не менее, любое физическое воздействие на ребенка – это преступление. Преступление на уровне законодательства, о чем мало знают.

Несмотря на множество тематической литературы на тему правильного и неправильного воспитания детей, многие родители считают насилие самым действенным способом воспитания.

Психологи сходятся во мнении, что насилие действительно один из лучших способов получить желаемое поведение ребенка, но основанием такого поведения служит не осознание вины или глубины полученных знаний, а исключительно страх перед родителем и болью.

Это значит, что побив ребенка и достигнув желаемого, родитель не получил желаемое на самом деле. Ибо внутреннего осознания причин, по которым так вести себя нельзя или плохо, не произошло. Побои ребенка можно отнести к выработке рефлекса: разбил тарелку – получил ремнем по попе. Когнитивно-эмоциональный уровень осмысления ребенком произошедшего не задействован, потому что ремень не отвечает на вопрос: «Почему так нельзя делать или как этого избежать в будущем?».

Передача опыта и знаний старшего поколения младшему заключается в активизации когнитивно-эмоционального уровня ребенка, когда он через время начинает сам понимать и различать: «что такое хорошо, что такое плохо?». Этот процесс становится невозможным, если научение происходит на основании рефлекторного уровня: побьют/не побьют.

Если вы попали в ситуацию, где применяется насилие над ребенком или являетесь сами таким родителем, но искренне желаете исправиться, тогда следующие советы вам помогут.

1

Мой ребенок - это не я

Основная причина возникновения агрессии по отношению к ребенку – это нежелание принимать его поведение как проявление его личности.

Взрослый и ребенок – это две отдельные личности, несмотря на разницу в возрасте. Иногда взрослым тяжело осознавать тот факт, что хоть ребенок еще и маленький, у него могут быть свои отдельные желания, характер и манеры поведения, которые взрослому не нравятся или не свойственны.

Ребенок может и должен вести себя не так, как мы от него ожидаем.

Иногда дети ведут себя хорошо, иногда плохо. Тем не менее, это наш ребенок. И он не обязан соответствовать нашим ожиданиям в отношении своего поведения. Он не должен становится удобным ребенком. Действительно, удобный ребенок хорош тем, что с ним спокойно, он не мешает, не ломает вещи, не дерется. Потому что мама или папа накажут. В итоге вырастает человек, который не знает себя, своих желаний, убеждений, ведь родители решали в детстве за него: что ему делать, как себя вести и что думать. Это личность с низкой самооценкой, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, сложностями в построении отношений с другими, низким порогом ответственности и т.д. 2

Задайте себе вопрос «Кого я хочу вырастить – удобного, но безликого человека, или полноценную личность?» Если второе, уберите руки от ребенка.
2

Насилие - это проблема взрослого, а не ребенка

Источником насилия над ребенком является не поведение нерадивого чада, а внутренняя реакция взрослого на проявления малыша в виде рукоприкладства.

В семьях, где передача опыта и научение является комплексным, необходимости в дополнительных мерах нет. И как вид наказания так же не используется по причине того, что взрослые имеют в своем арсенале гуманные и более действенные методы воздействия на ребенка, как то поставить в угол, лишить просмотра мультиков вечером или совместной прогулки.

Гуманные методы наказания более действенны, так как учат ребенка осознанию причинно-следственной связи: проступок – наказание на уровне осознанности, а не страха перед физической болью.

Так же следует учитывать тот факт, что родители воспринимаются ребенком как носители безопасности всего окружающего мира. При использовании физического воздействия родители и, соответственно, мир становится опасным. Это фрустрация одной из базовых потребностей ребенка – потребности в безопасности.
Таким образом, именно взрослым нужно учиться выражать свои желания гуманно, не нанося вред физическому здоровью ребенка.

1Если у вас по каким-то причинам не получается донести ваши пожелания иными методами, это значит: либо вы недостаточно образованы в вопросах воспитания, либо ваш личный уровень агрессии зашкаливает. Соответственно, решение проблемы либо в повышении уровня образованности на предмет воспитания ребенка, либо в работе над снижением собственной агрессии.

3

Обратитесь за помощью к психологу

Опытный психолог поможет разобраться в ваших истинных чувствах как родителя, и поработать над агрессией, найти оптимальный способ выхода негативной энергии. Так же психолог может выполнить функцию учителя и наставника в вопросе обучения взаимодействию с вашим ребенком без физического воздействия.

4

Будьте настроены позитивно

Быть позитивным родителем не значит улыбаться ежесекундно, шутить и хохотать. Это энергетический внутренний настрой, с которым вы обращаетесь к ребенку, разговариваете и слушаете его.

Ребенок – это сосуд. То, что вы вложите в него, то и получите на выходе.
3

Чем больше любви, нежности и ласки проявите, тем будет лучше для вашего ребенка. Говорите с малышом о своей любви к нему, спрашивайте о его чувствах и ощущениях, желаниях. Когда ребенок чувствует себя любимым, принятым и значимым в семье, он лучше себя ведет и, соответственно, необходимости в наказаниях становится меньше.

5

Обучайтесь

Осознанное родительство предполагает получение знаний о закономерностях развития ребенка, эффективных методах его воспитания в ключе гуманного подхода и без физического насилия. Литературы на эту тему масса.

Читайте, уважаемые родители, узнавайте новое, анализируйте и просите о помощи других родителей или профессиональных детских психологов.
Ударить ребенка может только слабый человек независимо от возраста. Это значит, что взрослый настолько слаб и низок, что других аргументов для научения своего же чада не рассматривает. 4
Любите своих детей и не унижайте себя слабоволием и физическими наказаниями.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

10 Да Нет 0