Первый год жизни очень важен для крохи. В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, и мама должна создать для него самую благоприятную развивающую обстановку. Многие родители считают, что развитие их малыша тем будет лучше, чем больше он будет посещать разного рода развивающие занятия. По утверждению многих психологов, это заблуждение.
Эмоциональное развитие
Чаще носите малыша на руках. Не бойтесь, что он привыкнет к ним. После года малыш будет ориентирован на внешний мир, поэтому нормально развивающийся ребенок с удовольствием будет исследовать интересное окружение. Беря младенца на руки, пойте ему песенки, рассказывайте потешки. Встречаясь с ним глазами, улыбайтесь ему.
Для эмоционального развития ребенка до года также важен тактильный контакт с мамой. Чаще обнимайте малыша, поглаживайте его. Массаж – отличное упражнение для интенсивного развития младенца: своими мягкими прикосновениями вы не только разогреваете маленькие мышцы, а и насыщаете кроху физическим и эмоциональным теплом. Надо ли говорить, какую роль в эмоциональном общении играет грудное вскармливание.
Развитие мышления
- У маленького человечка мышление начинает развиваться в плоскости взаимодействия с предметами.
Он манипулирует ими, пытается строить причинно-следственные связи, находить им применение и т.д. Поэтому лучше, если вы не будете заваливать кроху всевозможными игрушками, а подберете для него безопасные предметы из домашнего обихода. Развивающие игрушки, безусловно, нужны, но нужно дать простор фантазии ребенка. Поверьте, игрушки могут ему быстро наскучить (если не покупать их каждые три дня), а баночки, кастрюли, коробки и прочая утварь займут малыша надолго. Кроме того, для интенсивного умственного развития старайтесь исчерпать все возможности взаимодействия с предметом. Усложненные игрушки, напичканные электроникой, не имеют большого арсенала действий. Нажал на кнопочку – извлек звук и все.
- Для развития мышления ребенка до года он должен видеть результат своих действий.
Бросил игрушку – она упала, потянул за пеленку – она оказалась в руках. Создавайте для малютки благоприятную обстановку, чтобы он исследовал мир и делал свои выводы. Пусть в конце дня у вас будет беспорядок и даже пара разбитых чашек, но зато какой бесценный опыт приобретет малыш за этот день! Только обезопасьте окружение крохи. Правда, прикоснуться к умеренно горячему утюгу иногда бывает полезно – маленький исследователь будет знать, что кое-где его подстерегает опасность.
Речевое развитие
Уже с первого месяца жизни малютка должен слышать речь взрослых – так начинается речевое развитие ребенка до года.
Используйте все возможности для обогащения словарного запаса ребенка. Дома вы или на прогулке – постоянно рассказывайте, что малютка видит перед собой, а также комментируйте свои действия. Называйте слова громко, четко, не быстро, делая паузы между ними. Лучше обходиться односложными предложениями, чтобы кроха схватывал основную суть. Но только после многократного повторения информация будет откладываться в маленькой головке.
Не забывайте развивать артикуляционный аппарат крохи. Подберите несколько игровых упражнений и в занимательной форме предлагайте малышу произносить некоторые звуки.
Двигательная активность
Умственное развитие ребенка до года напрямую зависит от его физической активности. Чтобы дать ребенку исследовать окружающий мир, не следует ограничивать его свободу передвижения. Уже с 3-4 месяцев можно выкладывать малыша на пол, чтобы он пытался дотянуться до игрушки, а начиная с 5 месяцев, игровое пространство ребенка должно организовываться исключительно на полу. Раскладывая недалеко от малютки игрушки, вы поощряете его к ползанию, а если положить несколько привлекательных игрушек на диван, он будет пытаться встать, чтобы дотянуться до них.
Заметим, грамотно организованная двигательная активность ребенка до года закладывает прочную основу для всего его дальнейшего развития.
Заключение
Если вы – строгий приверженец порядка, то полноценно развивать ребенка до года вам будет тяжело. Ведь если малыш начинает исследовать свое пространство, то вокруг создастся сплошной беспорядок, убирать который нет смысла: через полчаса будет то же самое. Разбросанные игрушки и предметы домашнего обихода, перевернутые коробки, открытые дверцы тумбочек с выпавшим содержимым… К этому можете еще добавить постоянный шум – стучать по кастрюле разными предметами так увлекательно, проверяя, не стукнет ли следующий громче предыдущего! Приблизительно такая атмосфера в доме у мамы, которая создает все необходимые условия для развития ребенка. И все грани этого развития должны тесно переплетаться между собой, подталкивая вперед друг друга, – великая и мудрая Природа создала все предпосылки для этого.