Все любящие родители мечтают о счастливой жизни для своего ребенка. Понятие «счастливая жизнь» складывается из нескольких позиций, одной из которых является успешная реализация человека.
Успех сам не приходит к человеку, это не случайность, а та неявная закономерность, над осуществлением которой нужно трудиться с детского, даже с младшего детского возраста вашего ребенка.
Развитый интеллектуальный потенциал, логические и аналитические способности, широкий кругозор и эрудиция – это фундамент для развития умственного и творческого интеллекта и, как следствие, для появления той самой закономерности в достижении успеха.
Раскройте потенциал своего ребенка, способствуйте зарождению в нем тяги к познанию, к комплексному образованию.
Начинать это развитие нужно раньше, пока детский живой и пытливый ум, в силу природных особенностей и физиологических потребностей развития маленьких детей, настроен на волну познания.
Польза экспериментов
Самое лучшее время для начала развития интеллектуальных способностей ребенка – это возраст «почемучек»: от 3 до 5 лет. Это при условии, что с раннего детства была подготовлена благодатная почва, хорошо удобренная самыми простыми начальными, но от этого не менее важными познаниями мира на уровне мышления 2-3-летних малышей.
В возрасте любознательных «почемучек» малыши живо реагируют на визуальность, на зрительный эффект. Они легко воспринимают не словесную форму подачи знаний, а живую – наглядную: в виде демонстрации на примере экспериментов.
Визуальное восприятие гораздо доступней для понимания детей не только этого возраста, но и дошкольного, возраста младшей, средней и даже старшей школы.
Каждому ребенку будет интересно:
- Наглядно познакомиться с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха, некоторых жидкостей и газов – веществ и материалов;
- сделать первые шаги навстречу познанию природы физических явлений и свойств света, звука, оптики, электричества, магнетизма.
Если знакомство с природными явлениями организовать в виде веселых научных игр, волшебных экспериментов, занимательных опытов, некоторые из которых без объяснения очень похожи на чудеса, то это может зародить в ребенке стремление к познанию окружающего мира, законов природы и жизни.
Из нашей статьи вы почерпнете информацию о том, какие детские научные игры будут полезны и интересны в определенном детском возрасте и как их организовать, чтобы безопасно и удачно провести экскурсию в увлекательный мир прикладной науки и знаний.
Акцентируйте внимание и озвучивайте детям свои наблюдения, прикладные знания про известные вам физические и химические свойства, демонстрируйте простые интересные эксперименты дома на кухне, с которыми вы сталкиваетесь каждодневно на бытовом уровне.
Самый простой наглядный эксперимент с солью: если посолить воду, она закипит быстрее. Даже без объяснения «потому что», сознание ребенка выделит и зафиксирует эту физическую особенность. А понимание «потому что» придет позже.
Техника безопасности
Можно провести необычные познавательные эксперименты с ребенком в домашних условиях или с детьми в детском саду, но только с четким соблюдением правил техники безопасности.
Техника безопасности – очень важный момент в подготовке и проведении научных игр в домашних условиях, чтобы ваши совместные веселые увлекательные занятия не привели к серьезным проблемам и нежелательным последствиям.
Для того, чтобы занимательные домашние опыты были безопасные, проведите следующие подготовительные действия и соблюдайте следующие требования:
- Все научные игры должны проводиться только в присутствии взрослых.
- Зона экспериментов должна быть закрыта для маленьких детей и животных.
- Зрителям допустимого возраста полагается смотреть на опыты, находясь на расстоянии от места их проведения.
- Все подготовленные для опытов вещества не должны храниться вместе с едой.
- В ходе опытов запрещается касаться руками слизистых оболочек глаз, носа и рта.
- Перед началом работы необходимо застелить стол бумагой или клеенкой.
- Лучше проводить экспериментирование в защитных перчатках по типу медицинских.
- Во время проведения занятий категорически запрещается принимать пищу!
- Предметы и посуду, которые были применены в ходе научных занятий, не использовать для приготовления еды без надлежащей обработки.
- По окончании надо убрать рабочее место, вымыть руки, все предметы и посуду.
Опыты по физике для самых маленьких
- «Резиновый чайник»
Подготовьте:
- Воздушный шарик 2 шт.
- Свеча 1 шт.
- Капроновая нить 1 шт.
- Спички 1 п.
- Вода 1 ст.
Последовательность действий:
- Надуть 1 шарик обычным способом и завязать нитью;
- во второй шарик сначала налить полный стакан воды, затем надуть и завязать нитью;
- поджечь свечу и расположить сначала под дном шарика, наполненного только воздухом и продемонстрировать, как он лопнет;
- расположить второй шарик с водой над огнем, но так, чтобы пламя свечи касалось только той части шарика, где находится вода.
Результат: во втором шарике вода будет нагреваться, а шарик останется целым.
Выводы: вода поглощает тепло и не дает прогреться резине, из которой сделан шарик.
- «Космическая связь»
Подготовьте:
- Бумажный стаканчик 2 шт.
- Шило 1 шт.
- Капроновая нить 1 шт.
Последовательность действий:
- В дне каждого стаканчика надо проделать с помощью шила маленькое отверстие;
- сквозь каждое отверстие надо продеть капроновую нить и завязать ее так, чтобы узлы оказались внутри стаканчиков;
- один стаканчик приложите к уху одного участника эксперимента, а другой стаканчик приставьте к речевому аппарату – ко рту – другого участника.
Главное условие: нить должна быть натянута свободно, без препятствий.
Результат: если натянуть нить и говорить в один стаканчик – передатчик, то в другом стаканчике – приемнике – все будет отчетливо слышно.
- «Огонь без тени»
Подготовьте:
- Спички 1 упак.
- Фонарик 1 шт.
Последовательность действий:
- Зажгите спичку;
- отодвиньте ее от стены на 20 сантиметров;
- направьте свет от фонарика на спичку.
Результат: на стене будет только тень от руки и спички, потому что огонь пропускает свет.
- Опыт с яйцом
Подготовьте:
- Вода 1 ст.
- Соль 5 ст.л.
- Яйцо 2 шт.
- Стакан 2 шт
Последовательность действий:
- Наполните стакан водой, положите туда яйцо;
- в стакане с простой водой яйцо окажется на дне;
- второй стакан наполните теплой водой, в которой растворите 5 ложек соли;
- в остывшую воду положите другое яйцо;
- в стакане с соленой водой яйцо всплывет к поверхности воды.
Выводы: разгадка состоит в плотности. Простая вода имеет плотность меньше, чем у яйца. В свою очередь, у яйца плотность меньше, чем у соленой воды, но больше, чем у простой воды.
Опыты по химии для малышей
- «Огнетушитель»
Подготовьте:
- Пищевая сода 2 ч.л.
- Уксус 20 мл
- Бумажный стаканчик 1 шт.
- Свеча 1 шт.
- Спички 1 п.
- Мерный стакан 1 шт.
- Ложка 1 шт.
Последовательность действий:
- Зажгите свечу – это наш огонь;
- подготовьте огнетушитель: насыпьте в стаканчик 2 чайные ложки соды;
- в стаканчик с содой добавьте 20 мл уксуса;
- смесь начнет шипеть, выделяя углекислый газ;
- наклонив стаканчик, надо направить выходящий газ на пламя свечи.
В результате реакции соды с уксусом с шипением выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение и тушит огонь.
Пока в стакане идет реакция, опыт можно повторять.
Химические эксперименты для дошкольников
- «Разноцветные молочные узоры»
Подготовьте:
- Молоко высшей жирности 1 л
- Пищевые красители несколько видов
- Жидкое моющее средство 1 упак.
- Палочка с ватой 1-3 шт.
- Емкость 1 шт.
Последовательность действий:
- Наполните емкость молоком;
- добавьте по капле разных красителей;
- палочку намочите в моющем средстве и опустите в самый центр молока.
Результат: в молоке начнется движение, в процессе чего цвета будут перемешиваться.
Выводы: это следствие реакции моющего средства с молекулами молочного жира.
- «Времена года»
Подготовьте:
- Вода 4 ст.
- Листья капусты несколько шт.
- Пищевые красители (белый, зеленый, красный, желтый) 4 шт.
Последовательность действий:
- Окрасьте воду в каждом из 4 стаканов соответствующими пищевыми красителями;
- поместите в каждый стакан по одному капустному листу;
- оставьте на целый день.
Результат: капустные листы будут окрашены, и каждый соответствующим цветом.
Выводы: растения всасывают воду, даже если это окрашенная вода, которая поменяет их цвет.
Опыты по физике для дошкольников
- «Лавовая лампа»
Подготовьте воду, растительное масло, пищевые красители, стеклянная емкость, соль.
Последовательность действий:
- Наполните емкость на 2/3 водой;
- заполните оставшуюся часть емкости растительным маслом;
- добавьте в смесь пищевых красителей;
- всыпьте постепенно 1 ложку соли.
Результат: масло легче воды и оно всплывает вверх, но соль тяжелее масла и воды, вследствие чего масло с солью «идет ко дну». Но затем масло со дна снова всплывает наверх, а красители помогают визуализировать этот эффектный процесс.
- «Собственная радуга»
Подготовьте:
- Вода
- Емкость типа тазика
- Фонарик
- Зеркало
- Белая бумага
Последовательность действий:
- На дно емкости помещаем зеркало и наполняем емкость водой;
- светим фонариком на зеркало и стараемся словить отраженный свет на бумагу.
Результат: на бумаге мы сможем увидеть радугу.
Выводы: при прохождении луча света через воду происходит процесс его разложения на спектр цветов – радугу.
Как совершенствоваться "маленьким ученым"
Для младших школьников и ребят старшего возраста можно подобрать очень эффектные опыты и эксперименты с более практическим применением простых научных законов:
- Приготовить экспериментальным способом «сахарные кристаллы» – физический опыт с сахаром для тех, кто хочет порадовать себя сладкой закристаллизовавшейся палочкой.
- Создать «вулкан» – химический опыт с имитацией извержения.
- Вырастить фантастические силикатные «сады» – научная игра с химическими веществами.
- Вырастить силикатные «сталактиты» и «сталагмиты» – научная игра с химическими веществами.
- Вырастить разноцветные кристаллы – научная игра с химическими веществами.
- Создать кристаллические узоры и картинки – научная игра с химическими веществами.
Для этого понадобится купить особые химические реактивы. При этом делать эксперименты уже можно с непосредственным участием ребят старше 10 лет, что соответствует возрасту 5 класса, но все же только под наблюдением взрослых.
Дополнительно рекомендуем следующих помощников в обучении детей:
- Книги из серии: «Простая наука. Увлекательные опыты для детей»;
- книгу «Самая полная энциклопедия научных опытов»;
- книгу «Химия в картинках»;
- подборку видео «Уроки волшебства» с опытами по химии, физике и биологии.
Опасные эксперименты
Отдельно хотим выделить те опасные эксперименты, которые не стоит проводить:
- Опыты в микроволновой печи с лампочками, дисками и, тем более, с металлическими предметами, которые могут быть опасны и для микроволновой печи, и для здоровья человека.
- Опыты с едкими, ядовитыми, легковоспламеняющимися и горючими веществами.
- Эксперименты с бытовым электричеством и электроприборами, особенно если наряду с ними используется вода.
Заключение
Развивайте ребенка как разностороннего человека, которому будет интересно жить, заниматься разнообразными видами деятельности.
ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru