Названия заведений относятся к одним из современных типов номенов (наименований), тесно связанных с материальной культурой народа, и являются, в свою очередь, проявлением особенностей культуры. Как грамотно и успешно назвать небольшое заведение, например, кафе, ресторан, салон красоты? – острый вопрос, который возникает при организации нового бизнеса. В дальнейшем название заведения, как нематериальный актив, будет постоянно повышаться в цене по мере развития бизнеса. Нам известно много примеров того, что покупая продукт, заказывая услугу или посещая заведение, ми переплачиваем 5, 10, 50, а иногда и 100% за брэнд. Поэтому, для того, чтобы придумать продуктивное название, стоит овладеть общими вопросами теории нейминга.
Изучаем основы
Подбирая название заведения, обращают особое внимание на лингвистические критерии успешности имени. Среди них выделяют:
- Фонетический (слово должно сравнительно легко произноситься, соответствовать звуковому ряду конкретного языка);
- лексикографический (для обеспечения стабильности зрительного восприятия названия его имя в идеале должно транслитерироваться одинаковым количеством знаков не в зависимости от используемого алфавита);
- ассоциативный (вызванные звучанием названия бессознательные описательные ассоциации);
- психолингвистический (для актуализации смысловых ассоциаций, вызванных данным словом безотносительно к объекту, который носит это название);
- денотативный (указания на множество предметов, которые обозначаются данным именем);
- коннотативный (указания на качество, отличительные черты, функции предметов, обозначенных этим именем);
- смысловой (для уточнения и конкретизации смысла слова).
Рассмотрим каждый критерий подробнее.
Фонетический критерий
Например, анализируем фоносемантику названия фитнес-центра “Интератлетика»: [и] – пронзительность, тонкость, воздушность; [н], [л] – ярко выраженное женское начало, ощущение легкости, нежности; [т] – тяжесть, приземленность; [е] – плавность, завершенность; [р] – идея динамики, решительности, мужества; [а] – трудолюбие, дееспособность; [и] – тяжесть, завершенность, надежность; [к] – ускорение, выявление «пиков», смысловое сокращение, акцентирование внимания.
В результате получается, что номинация своим звучанием вызывает ощущение тяжести, приземленности, ускорение, упорства, решительности, динамики. Данные характеристики соответствуют тренажерной зале с тяжелым спортивным оборудованием. Поэтому будем считать, что фонетический критерий обеспечен.
Лексикографический критерий
Этот критерий особенно надо учитывать при создании международных брендов.
Транслитерированные слова нуждаются в проверке на предмет их отсутствии в лексиконе не только основных европейских, но и любых других языков. При транслитерации коммерческого названия лучше руководствоваться правилами транслитерации имен.
Например, проанализируем название салона красоты «Ортэол» в соответствии с лексикографическим критерием. Точная транслитерация – Orteol. Эта номинация транслитерируется одинаковым числом символов русского, украинского и латинского алфавитов. Таким образом лингвистический критерий обеспечен.
Ассоциативный критерий
Любое сочетание звуков вызывает у человека набор определенных ассоциаций относительно источника звука и его значения. Ассоциации между отдельными звуками и соответствующими значениями довольно устойчивы и обусловлены. Их можно оценить с помощью специальных программ (например, звукосемантическая оценка программы ВААЛ, программа ДИАТОН и другие), которые можно легко найти в Интернете и бесплатно скачать.
Описательные ассоциации названия “Сафрон”, звучат как большой, сильный, холодный и соответствуют физическим свойствам заведения, ведь это – станция технического обслуживания. Поэтому, будем считать, что данный критерий обеспечен.
Психолингвистический критерий
Этот критерий основан на актуализация содержательных ассоциаций, вызванных словом безотносительно к объекту, который носит это название.
Денотативный критерий
Он выражен через указания на множество предметов, которые обозначаются данным именем. Номинация, основанная на классификационных признаках, отражает суть предложенных собственником товаров, услуг, особенностей. В данном случае, предмет номинации назван непосредственно, использовано общее категориальное название. Например, “Архитектурное бюро”, “Кофейня”, “Мотель” и т.д. Название “Ломбард М” четко указывает на то, что данное здание занимает небанковская кредитно-финансовое учреждение и тем самым соответствует денотативному критерию.
Коннотативный критерий
Коннотация – дополнительное значение слова, словосочетания или выражения. Это его сопутствующие стилистические оттенки, которые служат для выражения различных экспрессивных, эмоционально-оценочных расцветок и могут предоставлять высказыванию торжественности, непринужденности, фамильярности и т.д.
К примеру, это могут быть эмоционально-оценочные номинации – учебный центр “Лидер”, кадровый центр “Фаворит”, женская и мужская одежда “Фортуна”, “Пафос”, магазин одежды “Триумф”; лексика с семантикой престижности – салон одежды “Элит”, товары для офиса “Элит-офис”, рекламное агентство “Креатив плюс”, магазин женской одежды «Элеганс», мужская одежда и обувь “Галант”, компьютеры и офисная техника “Премиум сервис ” и т.д. Именно такие названия можно считать успешными с точки зрения коннотативного критерия.
Смысловой (семантический) критерий
Необходимо проверить все возможные значения номинации и близкие по написанию слова с соответствующими толковыми словарями.
Заключение
Итак, не пожалейте времени, чтобы поиграть с названиями. Проверьте предполагаемое имя по всем критериям и лишь тогда заказывайте баннер и табличку с названием на дверь своего нового заведения. Грамотный подход в этом деле – несомненный залог успеха. Надеемся наша информация поможет вам разобраться со всеми тонкостями теории нейминга и будет очень полезна на старте любого бизнес-проекта.