По данным Википедии, олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденная или приобретенная с раннего детства задержка или неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
По данным Всемирной организации здравоохранения, с врожденным слабоумием рождается около 3% детей во всем мире.
Раньше считалось, что люди с врожденными пороками развития центральной нервной системы, которые и являются причиной олигофрении, обречены и не способны к социализации. Современное общество более гуманное. Раньше родители оставляли больных олигофренией детей в специализированных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Некоторые семьи, в частности известные личности, наоборот гордятся своими детьми и делятся опытом воспитания.
О том, как определить олигофрению, причины врожденного слабоумия, симптоматика, диагностика, профилактика и др., узнаете из нашей статьи.
Как определить олигофрению
Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.
Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.
Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.
Методы определения олигофрении:
- Скрининговые обследования во время беременности.
- Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
- Наблюдение за беременностью и родами.
- Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
- Диагностика психической задержки развития младенца.
- Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
- Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
- Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.
Наследственные причины
Генетически, причины врожденного слабоумия носят эндогенный (внутренний) характер. Источником являются хромосомные патологии, нарушение метаболизма, специфические синдромы.
Например, синдром Дауна – наличие 21 лишней хромосомы. Послужить причиной развития олигофрении могут такие заболевания, как синдром Шерешевского-Тренера Клайнфельтера, Рубинштейна-Тейби.
Антенатальные причины:
- Гипоксия плода, вызванная плацентарной недостаточностью;
- Другие патологии плаценты;
- TORCH-инфекции матери в период беременности (цитомегаловирус, герпетическая инфекция, токсоплазмоз и краснуха);
- Токсическое воздействие некоторых химических веществ;
- Алкоголизм и наркомания матери, а также применение запрещенных во время беременности лекарственных препаратов;
- Радиоактивное воздействие;
- Преждевременные роды.
Постнатальные причины:
- Асфиксия плода во время прохождения через родовые пути;
- Черепно-мозговые травмы новорожденного;
- Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.
Симптомы олигофрении в разном возрасте
У новорожденных
- Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
- Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
- Другие внешние патологии.
- Выявление патологий внутренних органов;
- Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
– Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
– Чрезмерная бледность кожных покровов;
– Судороги и др.
В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)
Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.
- В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
- В два – долго изучает предметы на расстоянии.
- В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
- Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.
При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.
Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.
У дошкольников
Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.
- Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения. - Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.
Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.
В школьном возрасте
При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.
- У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
- Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
- На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.
Классификации врожденного слабоумия
Традиционная классификация
Степень тяжести | Характеристика |
Легкая | Дебильность характеризуется отсутствием абстрактного, но сохранением наглядно-образного мышления. Наблюдается скудность речевого запаса. Характерны внешние признаки олигофренического компонента, такие как “лобное” выражение глаз и чрезмерная мимика. В некоторых случаях дети с легкой степенью олигофрении отличаются от сверстников только сложностями в обучении в общеобразовательных школах. |
Средняя | Имбецильность характеризуется конкретным мышлением, практическим отсутствием фразовой речи, стойкими нарушениями движений. Внешние признаки умственной отсталости в данном случае выражены гораздо сильнее, чем при дебильности. |
Глубокая | Идиотия служит причиной для инвалидизации ребенка. Дети абсолютно не социализированы, не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе. |
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
- Легкая степень – при коэффициенте интеллекта 50-60.
- Умеренная степень – при коэффициенте интеллекта 35-49.
- Тяжелая степень – уровень развития интеллекта от 20 до 34.
- Глубокая степень – коэффициент интеллекта меньше 20-ти.
Классификация по Певзнер
- Неосложненная степень – познавательная деятельность развита слабо, но сохраняются эмоционально-волевая сфера, способность к трудовой деятельности, поведение адекватно ситуации;
- Осложненная процессами нейродинамики олигофрения сопровождается нарушениями процессов возбуждения и торможения. В первом случае дети крайне импульсивны, неуравновешенны, отвлекаемы, отличаются конфликтностью; во втором – вялые и инертные, безынициативны, не организованы;
- Олигофрения, сочетающаяся с психопатоподобным поведением – страдает эмоционально-волевая сфера, в некоторых ситуациях такие дети могут представлять угрозу для других детей, для них не свойственно чувство стыда, отсутствует критичность к своему поведению, иногда наблюдаются вспышки агрессии;
- Осложненная некоторыми отдельными анализаторами олигофрения – слабоумие предопределено наличием у больного сложного дефекта, например, глухота или слепота, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата;
- Олигофрения, вызванная нарушениями деятельности лобных долей головного мозга – глубокая интеллектуальная недостаточность, познавательная деятельность отсутствует, страдает эмоционально-волевая сфера, поведение далеко от принятых социальных норм.
Как отличить олигофрению от деменции
- Олигофрения является врожденным или приобретенным в возрасте до 3-х лет заболеванием; деменция – приобретенное во взрослом возрасте (реже, после 3-х лет) слабоумие, вызванное рядом причин.
- При олигофрении степень интеллектуальной патологии стабильна. Деменция может прогрессировать.
- Человек, страдающий приобретенным слабоумием, до заболевания был интеллектуально полноценным. Ребенок-олигофрен рождается с интеллектуальным дефектом.
- При деменции наблюдается поражение отдельных видов познавательных процессов при относительной сохранности других. При олигофрении степень нарушения когнитивных процессов тотальна.
Как диагностировать болезнь у детей
Диагностирование врожденного слабоумия проводится комплексно психиатром, невропатологом и психологом.
Внешние признаки олигофрении:
- Вздернутый, как бы “приплюснутый” нос и лицо, характерное “височное” положение глаз;
- Наличие одиночной складки на внутренней стороне ладони;
- Пятый палец заметно короткий;
- Большое расстояние между большим и остальными пальцами на ноге.
Методы устранения первопричины олигофрении
- Проводится симптоматическое лечение, которое предусматривает прием пациентом различных фармакологических препаратов.
- Лекарственная терапия проводится в комплексе с психокоррекцией и психотерапией и занятиями с логопедом.
Последние три метода в некоторых случаях являются ведущими и способствуют социализации ребенка. В ситуациях, когда первопричиной олигофрении являются различные инфекционные заболевания, проводится симптоматическое лечение.
Народные средств (фитотерапия)
Чему способствуют фитопрепараты:
- Повышению скорости реакции;
- Улучшению функционирования познавательных процессов: внимания, памяти;
- Нормализации кровообращения;
- Обогащению клеток головного мозга кислородом;
- Стабилизации ЦНС.
К таким фитопрепаратам относятся: Интеллан, Пирацетам, Фезам, Пантокрин, различные настойки на травах и др.
Очень важно, чтобы препараты были назначены врачом. Самолечение может усугубить ситуацию.
Профилактические меры
Профилактика врожденной умственной отсталости начинается еще в период планирования беременности.
- Будущим родителям необходимо посетить генетика и исключить наследственный фактор.
- Женщине следует сдать анализы на TORCH-инфекции, которые могут приводить к различного рода патологиям плода.
- Избавиться от вредных привычек задолго до наступления беременности.
- В период вынашивания плода необходимо постоянно наблюдаться у гинеколога, который ведет беременность, и пройти необходимые обследования.
- Проводить беременность в хорошей экологической обстановке, исключить воздействие токсичных веществ на организм.
- Принципиально важно будущей маме сохранять спокойствие и не переживать по пустякам.
Как ухаживать за больным ребенком
Уход состоит не в приготовлении особенной пищи, а, скорее, в постоянном внимании, окружении заботой и лаской.
Ребенок с врожденным слабоумием требует постоянного присмотра.
Заключение
Дети с диагнозом “олигофрения” являются такими же членами общества, как и здоровые. Врожденное слабоумие не означает, что ребенок обречен на печальное будущее. При хорошем уходе, вовремя проведенной коррекции и устранении симптоматики первопричины заболевания, такие дети имеют все шансы на долгую и счастливую жизнь.