Известно что от 15 до 40% учеников испытывают различные трудности в обучении. Раньше считалось, что основная причина плохих оценок – это проблема неблагоприятной социальной среды. Но последнее время все чаще картина выглядит иначе: ребенок из благополучной семьи становится аутсайдером в школе.
Если вас не радуют успехи ребенка, не спешите обвинять его в лени и ругать за плохие оценки. Попробуйте разобраться, почему он плохо учится.
Несформированность психических функций
Нейропсихологи условно разделяют мозг человека на три блока.
-
Первый
отвечает за энергоснабжение, необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.
-
Второй
обеспечивает получение, переработку и хранение информации - это блок памяти, восприятия предметов и пространства.
-
Третий
обеспечивает программирование движений и действий, и самоконтроль.
Если увидели, что ребенок быстро утомляется при исполнении домашних заданий, учитель жалуется, что на уроке он зевает, вертится и мешает другим детям, воспринимает малую часть информации, то можно предположить, что у ребенка проблемы с развитием первого блока мозга. То есть, мозгу не хватает энергии.
Если у малыша проблемы с вниманием, плохой почерк, он часто ошибается при устном счете, плохо запоминает и ему сложно учить наизусть, то, скорей всего, пострадал второй блок мозга.
Проблему развития третьего блока можно предположить когда:
- Школьник не может или не хочет контролировать свое поведение на уроках и переменах;
- встает во время уроков;
- выкрикивает ответы;
- забывает или теряет вещи в школе;
- не может действовать по правилах.
- Пишет с глупыми ошибками.
Социальные проблемы
Родителям стоит насторожиться, если:
- У ребенка частые хронические заболевания;
- стал неуверенный в себе;
- не хочет идти в школу;
- стал агрессивным, непослушным;
- избегает общения с другими детьми;
- часто плачет без видимой причины;
- не проявляет ни к чему интерес.
Эти признаки свидетельствуют о плохой адаптированности чада к школе. А также возможной причиной могут являться проблемы в отношениях с одноклассниками или учителем. Обратите внимание и на свои требования к ребенку. Погоня за отличными отметками может привести к ранним неврозам у сына или дочки.
Особенности характера и темперамента
Есть четыре типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
- Люди с сангвиническим типом активные, уравновешенные, подвижные, контактные.
- Холерики – активные, подвижные, неуравновешенные, быстровозбудимые.
- Флегматики – уравновешенные, медленные, спокойные, часто разбираются в интересующих их вопросах глубже чем другие.
- Меланхолик – эмоциональный, быстроистощаемый, творческий человек с глубоким внутренним миром.
Одинаковых хороших результатов в учебе могут достичь дети с разными типами темперамента. Но учебный процесс в школе часто рассчитан на активных, подвижных учеников. Быстрый темп урока, частая смена заданий – трудные препятствия для учеников с флегматичным и меланхоличным типом темперамента, которые могут не успевать переключаться между заданиями.
Помощь специалиста
А также, нормализуйте кровоток мозга ребенка. Для этого воспользуйтесь услугами квалифицированного массажиста и пройдите курс массажа шейно-грудного отдела позвоночника ребенка хотя бы раз в год.
Научите делать ребенка дыхательную гимнастику Стрельниковой и занимайтесь ней вместе каждый день.
Советы психолога
- Не ругайте дитя за плохие оценки. Лучше успокоить и подбодрить;
- Хвалите даже за самые маленькие успехи в школе;
- Обеспечьте насыщение мозга ребенка кислородом – проводите больше времени на свежем воздухе на протяжении дня;
- Организуйте здоровый режим сна. Для этого ребенок должен соблюдать график. Ложиться спать не позже 21.30.
- Стимулируйте нормальную двигательную активность. Проводите со школьником утренею гимнастику, делайте физминутки при выполнении домашних заданий, запишите его в спортивную секцию;
- Кормите здоровой сбалансированной пищей – для обеспечения организма необходимыми витаминами и микроэлементами;
- Строго контролируйте время, которое проводит ребенок перед телевизором, компьютером, планшетом, мобильным телефоном;
- Поддерживайте связь с учителем. Выясните, какие сложности есть у ребенка в классе, что мешает усвоению материала. По каким предметам ваш ученик не тянет школьную программу. Какие нужны ему дополнительные занятия;
- Пообщайтесь со школьным психологом. Он поможет вычислить тип темперамента ребенка, разработает рекомендации для учителя;
- Организуйте дома правильное рабочее место для ученика;
- Оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, с которыми он не может справиться.
- Находите время для общения с ребенком без уроков. Организуйте общий досуг.
Заключение
Мозг ребенка растет и развивается. Со временем созреют те структуры мозга, которые отвечают за слабосформированные психические функций. Но если все пустить на самотек и вовремя не создать условия для развития, то многие предметы из школьной программы будут запущены. Каковы бы не были результаты успеваемости, помогите ему чувствовать себя успешным. Своевременная помощь приведет к успехам в учебе.
Школьные отметки – это не всегда показатель знаний и не самое важное в жизни. Важно сберечь хорошие, доверительные отношения с ребенком. И только ваша любовь поможет вырасти уверенному, успешному человеку.