В условиях современного ритма жизни и необходимости быстро принимать решения, человек просто не способен избегать стрессовых ситуаций – любое событие рискует обернуться нервным срывом, а постоянное эмоциональное напряжение может привести к неврозам и депрессивным состояниям.
Особенности расстройства
Виды
Основными видами данного расстройства официальная психология считает следующие:
Информационный
Вызывают умственные перегрузки, высокий уровень интеллектуального напряжения, который не позволяет полноценно справляться с поставленными задачами. Человеку с информационным стрессом сложно принять правильное решение, что серьезно сказывается на эффективности команды, частью которой он является.
Эмоциональный
Как правило, возникает у людей, не сумевших адаптироваться к ситуации и к рабочей группе, а также на должном уровне понимать, что происходит вокруг них. Такое положение часто провоцируется низким уровнем профессионализма и персональных достижений, мешающим адекватно продвигаться по карьерной лестнице.
Коммуникативный
Люди, подверженные этому виду стресса, чаще всего имеют проблемы в общении с коллективом, не умеют противостоять направленной на них агрессии, правильно реагировать на попытки влияния и избегать серьезных конфликтов. Рука об руку с коммуникативным стрессом идут мнительность, чрезмерная ранимость и неспособность к сопротивлению.
Причины появления
В первую очередь, к провоцирующим факторам относятся:
- Длительные эмоциональные или физические перегрузки;
- перемена места работы;
- проблемы с самооценкой;
- жизненная позиция, идущая вразрез с обычаями, устоявшимися в коллективе;
- социально-психологические факторы;
- обстоятельства, связанные с организацией рабочей деятельности;
- проблемы физиологического характера.
Шкала развития стресса
Развиваясь, он проходит через три последовательных стадии:
-
Запуск
Постоянное напряжение доводит человека до предела, за которым следует необратимый процесс развития стресса. В зависимости от обстоятельств первая стадия может растянуться на несколько дней или же, напротив, промелькнуть за несколько минут.
-
Состояние аффекта
Человек теряет контроль над собой, все его дальнейшие действия начинают прямо противоречить его личным качествам и привычкам: общительная личность превращается в угрюмую и нелюдимую, спокойный интроверт выходит из себя и проявляет агрессию.
-
Упадок сил
Внутренний накал ослабляется, человек возвращается к исходному состоянию и снова способен вести рабочую деятельность, но при этом он обычно мучается чувством вины за срыв.
Характерные признаки
Симптомы профессионального стресса врачи делят на три категории: физиологические, поведенческие и психологические.
Физиологические
- Головная боль;
- тошнота;
- изжога;
- высокое давление;
- дрожь и озноб;
- прерывистое и углубленное дыхание.
Поведенческие
- Агрессивное поведение, в первую очередь, по отношению к близким людям;
- излишняя замкнутость;
- проблемы с аппетитом: переедание или же, наоборот, полная его потеря;
- чрезмерная трудовая активность как попытка «заглушить» стресс;
- хроническая усталость;
- психосоматические нарушения: постукивание пальцами по столу, дрожание ног, подергивание частями тела и тому подобное;
- повышенная степень рассеянности.
Психологические
-
Занятие человеком «оборонительной позиции»
В таком состоянии жертва начинает предъявлять к себе неадекватные требования и отказывается признавать за собой право на слабость.
-
Депрессивное состояние
Человек становится крайне раздражительным и угрюмым, им овладевает ощущение утраты контроля над ситуацией, что повергает его в еще большее уныние.
-
Дезорганизованность
Фактор стресса снижает способность к концентрации внимания и влечет за собой потерю способности принимать обдуманные и взвешенные решения.
-
Высокомерное поведение
Предполагает появление деспотичных ноток в поведении, а также мнительность.
-
Непрофессионализм
Утрата деловых качеств и условиях временной потери контроля над ситуацией и собственным поведением.
Возможные последствия
Последствия даже одного нервного срыва могут быть крайне негативными для человека и его окружения. Жертва профессионального стресса способна долго приходит в себя после такого неприятного события. Его результатом могут стать:
- Острое стрессовое расстройство;
- дезорганизация деятельности;
- нарушение психологической адаптации;
- сбои в стратегии поведения;
- профессиональное выгорание;
- снижение работоспособности;
- депрессия;
- злоупотребление вредными веществами;
- профессиональная деформация личности.
Проблемы отдельно взятого человека могут сказаться и на атмосфере, царящей в коллективе – любая экстраординарная ситуация способна вскрыть не замеченные ранее проблемы и привести к нежелательным итогам.
Виды помощи
Человеку, который стоит на грани нервного срыва, всегда можно помочь. Психологи выделяют следующие несколько видов социальной поддержки, которые помогают повысить стрессоустойчивость человеческой психики:
- Эмоциональная поддержка. Выражается в проявлении участия и искренней заинтересованности, демонстрирующих неравнодушие к человеку и его проблемам.
- Оценочная поддержка. Заключается в том, чтобы помочь человеку правильно оценить и, возможно, переосмыслить свои проблемы и их значимость;
- Информационная поддержка. Обычно это конкретный совет, что сделать, чтобы проблема исчезла. Также она может проявляться в совместном поиске вариантов решения той или иной ситуации;
- Инструментальная поддержка. Этот вид поддержки включает в себя широкий комплекс видов материальной или действенной помощи: одалживание денег, помощь в поиске временного жилья, совместный поиск работы или, например, хорошего психолога.
Каждый из этих способов может помочь человеку, пострадавшему от стресса, и предотвратить возможные необратимы последствия, которые могут иметь место в случае отсутствия внимания со стороны.
Методы предупреждения
О профилактике задуматься работодателю, ведь от него, в первую очередь, зависит и режим работы, и уровень умственной нагрузки подчиненных и даже погода в рабочем коллективе. Для того, чтобы избежать неприятных эмоциональных ситуаций и сохранить душевное здоровье сотрудников в целости и сохранности, следует придерживаться нескольких простых правил:
- Необходимо корректно оценивать способности работников и учитывать их особенности и склонности;
- Всегда нужно составлять четкий план действий с выделением конкретных зон полномочий, чтобы сотрудник не «распылялся» на все подряд и не подрывал свое эмоциональное состояние;
- Не стоит придерживаться диктаторского стиля руководства: начальник должен выполнять функцию наставника, который умеет задать правильное направление и подсказать решение конкретной задачи;
- Также желательно не забывать о том, как хорошо стимулируют работников материальные поощрения.
Особенности саморегуляции
Саморегуляция – это то, что работник сам может для себя сделать с целью предупреждения стрессовых ситуаций:
- Ставить перед собой краткосрочные задачи, решение которых способствует повышению самооценки и надолго мотивирует;
- правильно организовывать труд и отдых;
- отказаться от навязчивой конкуренции, которая вытягивает из него все силы, не давая взамен хороших результатов;
- вовремя переключаться с задачи на задачу в рамках своей профессиональной деятельности во избежание умственного и физического переутомления.
Заключение
На работе каждый подвержен риску заработать серьезный стресс в качестве испытания. Для того, чтобы этого не случилось, нужно помнить: комфорт на рабочем месте, любовь к своему делу, здоровая атмосфера в коллективе и грамотное начальство – это лучшая профилактика нервного срыва. Уровень стрессоустойчивости повышается не прохождением через стрессы, а их отсутствием.