В 3 месяца новорожденный полностью адаптируется к окружающему миру. У него закладываются основные навыки и привычки. Для родителей очень важно знать об особенностях и нюансах развития, чтобы помочь ему самостоятельно освоится в новой среде.
Здесь вы узнаете, как развивается 3-х месячный малыш, что он должен уметь в этом возрасте.
Физическое развитие
Ежемесячно проходите осмотр у педиатра для проверки показателей развития и выявления отклонений.
Вес ребенка увеличивается на 850-900 г, рост – на 4-5 см в сравнении с предыдущим месяцем.
Данные относятся к нормальному физическому развитию трехмесячного малыша. Если значения отличаются, то врач назначает лечебно-диагностические мероприятия.
Важно! Если у ребенка небольшая прибавка в весе, не торопитесь переводить его на смеси. Обратившись к врачу. Проанализируйте качество кормления грудью.
Психомоторика
Грубая моторика (развитие крупных мышц)
- Лежа на животе, вытягивает ручки вперед, при этом в локте образуется прямой угол;
- Держит голову, опираясь на ручки, плечи расположены симметрично;
- При выпрямлении ножек таз опускается на поверхность, на которой лежит;
- Может переворачиваться самостоятельно со спинки на бок;
- Не заваливается набок, если отсутствует опора у ножек;
- Лежа может ненадолго поднять и держать голову;
- Сгибает ножки при попытке поставить в вертикальном положении;
- Если его взять за ручки и потянуть, то ножки, согнутые в коленях, подтянутся к животу.
Мелкая моторика
- В спокойном состоянии ладошка открыта;
- Большой пальчик руки прижат к ладони;
- Разработан хватательный рефлекс (берет в руку игрушку и не отпускает).
Восприятие окружающего мира
- Ребенок следит взглядом за движением игрушки, поворачивает голову вслед;
- Наблюдает за своими пальчиками, изучает их;
- Движение ручек сопровождается зрительным контактом;
- Повторяет за родителями гласные звуки, «агукает».
Развитие речи
- Эмоционально реагирует на голос взрослых, зрительный контакт;
- Звуки издаются с определенной интонацией;
- Часто гулит.
Поведение
- Улыбается, видя людей;
- Еще не различает своих и чужих;
- Когда взрослые с ним общаются, может громко смеяться.
Развитие мышления
- Пьет молоко, придерживая грудь;
- Появляются простые ассоциации и причинно-следственные связи.
Эмоции
Проявляет испуг, недовольство, которые показывает через плач. Появляются позитивные и радостные эмоции, стремление к поддержанию контакта с взрослыми. Ребенок хочет общаться, показывает это с помощью жестикуляции и интонации. Активно реагирует на изменение окружающей обстановки, переводя взгляды.
Сон
Ребенок должен спать 16-17 часов. Ночной сон – 10 часов, остальное время распределяется на 4 дневных сна.
Главное отличие этого этапа развития – увеличение периодов, когда ребенок может бодрствовать.
Питание
Должно быть 10-12 кормлений днем и до 4 ночью. Из-за растущего интереса малыша к окружающей обстановке, он часто отвлекается при кормлении, рассматривая все вокруг. Перерыв между ночными кормлениями – 2,5-3,5 часа.
Что нужно кушать маме
- Каши
Пшено, перловка, манная.
- Свежевыжатые соки
Фруктовые (яблоко, черника, смородина), овощные (морковь, тыква, свекла). Не более одного стакана в день.
Цитрусовые исключить из рациона, они могут вызвать аллергию. Заменить на шиповник, который содержит витамин С в большом количестве. Допускается домашние компоты, варенья.
- Мясо
Лучше употреблять в запеченном виде.
Режим дня
Действие | Время |
Пробуждение, гигиена, еда | 8-8.20 |
Активные игры | 8.20-9.30 |
Первый сон | 9.30-11.30 |
Кормление | 11.30-11.50 |
Спокойные занятия | 11.50-12.30 |
Второй сон | 12.30-15.00 |
Кормление | 15.00-15.20 |
Активные игры | 15.20-16.30 |
Третий сон | 16.30-18.30 |
Спокойные занятия | 18.30-19.30 |
Кормление | 19.30-19.50 |
Купание, гигиена | 19.50-20.30 |
Ночной сон | 20.30-8.00 |
Ночные кормления | приблизительно 22.00, 1.30 или 3.30 |
Что должен уметь
Главные навыки:
- Перевороты со спинки на животик;
- приподнимание головы и плеч с опорой на предплечья.
Если ребенок сам еще этого не делает, нужно добавить в ежедневную гимнастику упражнения, во время которых ребенок будет учиться переворачиваться.
Пример: Помогайте переворачиваться ребенку на левый бок, перекидывая ножку, а также укладывая его на животик.
Другие навыки:
- Имеют «хватательный рефлекс»;
- воспринимают окружающий мир через тактильно-визуальные ощущения;
- громко смеются;
- проявляют недовольство;
- привлекают внимание взрослых;
- поворачивают голову;
- переворачиваются со спинки на бок, пытаются сесть;
- поднимают голову опираясь на предплечья.
Как играть
Игры должны способствовать развитию визуальных и тактильных ощущений малыша.
- Ребенку можно читать короткие стишки, которые развивают речь, делать пальчиковую гимнастику (разминать каждый пальчик по отдельности).
- Давайте малышу в ручки различные фактуры, например кусочки фетра, шерстяной или шелковой ткани – развивает познание чего-то нового.
- Показывайте простые картинки в детских книжках, сопровождая небольшими комментариями о том, что изображено на картинке.